Экономика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение и всесторонний анализ экономики Китая (Китайской Народной Республики, КНР) и степени её вовлеченности (участия) в мировые экономические отношения.
Задачи контрольной работы могут быть сформулированы следующим образом охарактеризовать особенности экономики страны, общие тенденции развития экономики, и её роль в мирохозяйственных связях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...1
ГЛАВА 1. Экономика КНР……………………………………………………….2
ГЛАВА 2. РОЛЬ СЭЗ В ЭКОНОМИКЕ КИТАЯ………………………………………….13
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ…………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

экономика китая.docx

— 79.88 Кб (Скачать файл)

С 2003 года Китай стал третьей в мире космической сверхдержавой, самостоятельно проводящей пилотируемые полёты. С 2010 года, уступая только России, Китай ежегодно производит больше космических запусков, чем США.

 

 

 

ГЛАВА 2. РОЛЬ СЭЗ В ЭКОНОМИКЕ КИТАЯ

Составной частью экономических реформ Китая  стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.

Первая  свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке  Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 - полностью иностранными.

Основные цели создания СЭЗ:

  • привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
  • увеличение экспортной валютной выручки;
  • стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
  • мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
  • обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов.

На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное  воздействие как объективные  факторы: дешевизна и избыток  рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие  портов), близость Гонконга, Макао и  Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.

К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных  экономических зон, более 30 государственных  зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а так  же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый  и торговый статус. СЭЗ являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.

СЭЗ Шэньчжэнь включает 17,5 тыс. предприятий с общим объемом инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85% приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии.

СЭЗ Чжухай насчитывает около 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капиталла - инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.

СЭЗ Сямэнь - 4150 предприятий с иностранным капиталом на сумму $15 млрд., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования - электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.

СЭЗ Шаньтоу - более 3000 проектов с участием иностранного капитала в облшасти нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. Обем иностранных инвестиций - $3,5 млрд., из которых 95% поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване, Сингапуре.

СЭЗ Хайнань - 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций - $22,3 млрд.

СЭЗ Пудун (составная часть Шанхая)- 5405 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд.

А вот  об утверждениях, что СЭЗ Китая  привлекают огромные инвестиции из-за рубежа, можно поспорить. По исследованиям индийских экономистов, в 2002 г. прямые иностранные инвестиции в китайские СЭЗ превысили $50 млрд., однако, от кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть (по крайней мере, 2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно предположению западных наблюдателей, 25% составляют скрытые формы инвестирования отечественного капитала.

Сам факт существования СЭЗ вносит разногласия  между экспертами Китая. Они критикуют  сам принцип предоставления особого  экономического, а, частично, и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального  лоббизма и угрозу для целостности  внутреннего рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых  с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра.

Со вступлением  КНР в ВТО СЭЗ тем более  стали рассматриваться все больше с негативной стороны, т.к. они создают  условия для нечестной конкуренции.

И все  же, СЭЗ внесли значительное улучшение  в экономическое и социального  положение районов их базирования, в зонах гораздо быстрее, чем  в среднем по стране, растет занятость  населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Пусть это и незначительная часть страны, но, благодаря СЭЗ, Китай смог выйти на мировой рынок и заявить о себе, производить товары с экспортной ориентацией и «ужить» социалистическую направленность страны и рыночные механизмы. А само правительство Китая понимает, что только иностранных инвестиций в СЭЗ не достаточно для развития всей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Сейчас  Китай вступил в «период рекордно высокого уровня слияний и приобретений», в ходе которого около 90 % государственных  предприятий страны перейдут в частные  руки, т.е. будут приватизированы (термин «приватизация» в Пекине стараются  не употреблять, там предпочитают другой термин - «преобразование характера  собственности»). Правительство надеется, что частные владельцы помогут  сделать убыточные компании, лежащие  тяжелым бременем на китайской экономике, рентабельными. При этом учитывается, что приватизация приведет к росту  армии безработных, тем более  что уже 25 миллионов человек потеряли работу. Поэтому принято решение, что средства, вырученные от продажи  госпредприятий, пойдут в первую очередь  на поддержку неимущих слоев, в том  числе на систему здравоохранения, пенсионную систему и систему  социального обеспечения. Также  один из путей решения этой проблемы -- создание малых предприятий, развитие индивидуального сектора, что может решить проблему трудоустройства от 50 до 80 млн. человек, занятых на производстве в городах страны.

Кампания  по приватизации возвещает, пишет «Washington post», о наступлении нового этапа перехода от планового хозяйства к рыночной экономике. Однако в Пекине подчеркивают, что этот переход не тождествен отказу от государственного регулирования экономики. Китайское руководство в ходе экономических преобразований намерено и дальше сохранять «командные высоты» в экономике и, прежде всего, в стратегически важных для развития страны отраслях и производствах. Под контролем государства по-прежнему останутся на правах общенародной собственности земля, ее недра и природные ресурсы, в том числе месторождения полезных ископаемых.

Значительные  изменения произошли в инвестиционной политике. Система мобилизации и  распределения инвестиционных ресурсов в период до начала осуществления  политики реформ основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли  предприятий и дальнейшем распределении  средств между регионами, отраслями, предприятиями. Ассигнования в экономику  носили безвозмездный характер при  упоре на административные методы хозяйственного управления. В период осуществления  реформы были диверсифицированы  источники финансирования. Наряду с  государственными средствами активно  используются средства коллективных, индивидуальных, частных и совместных предприятий, накопления населения (удельный вес коллективных и индивидуальных капиталовложений в экономику представлен  в таблице 1).

Осуществляется  децентрализация государственных  капиталовложений в сторону увеличения роли источников финансирования, находящихся  в руках местных властей и  государственных предприятий.

Бюджетное финансирование все в большей  степени заменяется кредитованием  капиталовложений, которое осуществляется специализированными банками.

Частными  предприятиями, согласно законодательству КНР, являются хозяйства с числом наемных работников, превышающим  восемь человек. Частный сектор стал развиваться на базе индивидуального  сектора. В программных документах КНР отмечается, что необходимо поощрять развитие частного сектора, так как  он функционирует в рамках экономики, основанной на общественной форме собственности, и не может занять господствующие позиции в стране, а определенное развитие частного сектора стимулирует  производство, увеличивает занятость, оживляет рынок. Большую хозяйственную  самостоятельность получили предприятия  коллективного сектора. В настоящее  время коллективным сектором охвачена почти вся сельская местность  и большая часть городов.

Важным  элементом хозяйственного уклада в  деревне стали сельские предприятия («предприятия волостей и поселков»): 70% валового производства этих предприятий  приходится на промышленность, 10% -- на транспорт, далее идут строительство, торговля, общественное питание. Доля сельских предприятий в производстве валового общественного продукта в  деревне составила в 2003г. 13,5%.

Государственный сектор продолжает занимать господствующее положение по таким показателям, как доля в валовой продукции  промышленности, розничном товарообороте, численности занятых.

Снижение  удельного веса государственного сектора  в численности предприятий привело  к определенному уменьшению доли государственного сектора в общем  объеме промышленного производства.

Негосударственные секторы играют важную роль в экономике  КНР. На них приходится более трети  бюджетных доходов, около 60% экспорта.

Еще лет  десять назад главным транспортом  для жителей Пекина на узких улочках  столицы был велосипед, а сегодня  ее дороги, которые не в пример российским несопоставимо лучше и шире, заполонили новенькие «Ауди», «Фольксвагены Пассат», «Тойоты», «Ситроены» и американские «Бьюики». Причем все эти машины китайской сборки. Решение производить собственную сборку сопровождалось достаточно жесткими налоговыми санкциями, направленными на снижение импорта автомобилей в страну, и, наоборот, льготными условиями для иностранных автомобилестроителей. В результате Китай вышел на четвертое место в мире по количеству произведенных автомобилей, и это, надо полагать, далеко не предел.

В 1995 - 2000 гг. производство автомобилей возросло с 1,45 до 2,07 млн., в том числе легковых - с 323 до 607 тыс. (темп роста 19%). Количество частных автомобилей в 2000 г. достигло 6,26 млн. (темп роста в среднем 20% в  год). В 2001 г. по сравнению с 2000 г. производство автомобилей в КНР возросло до 2,33 млн., или на 12,8%.

Не менее  эффективно решается в том же Пекине и жилищный вопрос. Человек, не бывавший в каком-нибудь районе китайской  столицы хотя бы пару недель, рискует  не узнать ее - целые жилые кварталы, состоящие из традиционных по сути карточных домиков и грязных  двориков, буквально в одну ночь сносятся бульдозерами. А на их месте  как грибы вырастают небоскребы и супермаркеты. При этом в Китае  сохраняется бесплатное муниципальное  жилье. Для желающих приобрести собственные  хоромы существует доступная система  кредитования.

Китай стремится  стать ведущим и в отраслях, производящих компьютерную оснастку и  программное обеспечение. Он намерен  добиться такого же успеха в качестве экспортера программного обеспечения, как Индия, и компьютерной оснастки, как Тайвань. А внутри страны Пекин  делает ставку на развитие новой информационной экономики, хотя это и может привести к ослаблению контроля правительства  над системой связи и распределением информации. Доступ в Интернет через  личные компьютеры имеют ныне 69 миллионов  человек, в то время как в 2000 году таких было 8,9 миллиона человек. Еще  большее число людей могут  выходить на связь с помощью своих  сотовых телефонов. Более 200 млн. китайских  семей сейчас пользуются кабельным  телевидением, что делает Китай крупнейшим в мире рынком кабельного телевидения. К 2005 году это число может возросло в два раза. Китай также является крупнейшим рынком для продажи сотовых телефонов, сейчас их уже насчитывается 200 млн., и ежемесячно в стране продается в среднем около 2 млн. штук.

Анализируя  развитие китайской экономики, большинство  экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря, прежде всего, стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно, экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там, вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения и добиваться ошеломляющих результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировая экономика - сложная, подвижная система, находящаяся в постоянном изменении. Особенно крупные изменения произошли  за последнюю четверть века.

Китайская Народная Республика (КНР) - третье по размерам территории государство мира. Его  площадь превышает 9,6 млн. кв. м. Китай  делится на 26 провинций и три  города центрального подчинения - Пекин, Шанхай, Тяньцзинь.

Информация о работе Экономика Китая