Экономика образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 09:41, реферат

Описание работы

Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования. К этим отношениям можно отнести следующие: отношения между государством и отдельным тружеником; между обществом и всеми занятыми в системе образования, а также в отдельных ее звеньях и учебных заведениях; между трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений; между педагогическими коллективами и учащимися; между преподавателями и родителями учащихся и т.д. В экономическом исследовании и изучении эти многообразные отношения должны рассматриваться в системе, а не в отрыве, не в изоляции друг от друга. наукой и стала экономика образования. Предмет ее можно определить следующим образом, это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

Файлы: 1 файл

Экономика образования.docx

— 18.58 Кб (Скачать файл)

Экономика образования - важная ветвь  системы экономических наук. Она  относится к числу наиболее молодых  Б поскольку как наука экономика  образования сложилась гораздо  позже экономики промышленности и ряда других отраслевых экономик : всего лишь несколько десятилетий назад. Для постижения экономических тайн и выявления своеобразия экономических категорий и законов в области образования недостаточно простого наблюдения и описания явлений. Необходима была специальная наука, способная проникнуть в суть происходящих процессов и раскрыть их движущие силы. 
Такой наукой и стала экономика образования. Предмет ее можно определить следующим образом, это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения. 
Как конкретная наука и учебная дисциплина экономика образования обладает своим, только ей присущим предметом, то есть объектом и субъектом изучения. Таким объектом являются своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности. Объект- это не только экономические условия и формы воспроизводства рабочей силы, формы общественных затрат на развитие системы образования и подготовку кадров, условия возмещения этих затрат, но и процесс создания и обмена образовательных услуг. 
Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования. Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования. К этим отношениям можно отнести следующие: отношения между государством и отдельным тружеником; между обществом и всеми занятыми в системе образования, а также в отдельных ее звеньях и учебных заведениях; между трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений; между педагогическими коллективами и учащимися; между преподавателями и родителями учащихся и т.д. В экономическом исследовании и изучении эти многообразные отношения должны рассматриваться в системе, а не в отрыве, не в изоляции друг от друга. 
Самобытность производственных отношений в сфере образования проявляется и в том, что здесь по-особому  действуют объективные экономические законы. Например, закон возвышения потребностей, который выражает причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей населения, в области образования проявляется в ускоренной динамике роста образовательных потребностей, когда современная НТР и социальный прогресс порождают потребность в интеллектуализации труда. 
Образование и квалификация превратились в самостоятельные ценности, поскольку одновременно удовлетворяют потребности как личности, так и общества. Интеллектуализация труда и других сторон человеческой деятельности в условиях социально-экономического прогресса приводят к заметному росту образовательного и квалификационного уровня населения, к возрастанию интеллектуальных затрат в материальном и духовном производстве. Тем самым проявляется экономическая закономерность более быстрого возрастания потребностей в образовательных услугах, чем в материальных благах. Это усиливает тенденцию увеличения доли всех услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны. 
Своеобразно  проявляются  в сфере образования и законы рыночного хозяйства: закон спроса и предложения, закон стоимости и др. В связи с преобладанием бесплатного образования спрос на образовательные услуги чаще не определяется платежеспособным спросом потребителя. Действие закона стоимости в области образования до сих пор по существу недооценивается. 
Экономические категории в области образования тоже проявляются по-особому. Необычны здесь труд и его компоненты, продукт труда- образовательные услуги с их особой полезностью. Основной разновидностью собственности выступает интеллектуальная собственность. Своеобразное выражение получают и такие общеэкономические категории, как товар, его цена, заработная плата, хозяйственный механизм и др. 
Не менее важно и то, что в этой отрасли производятся образовательные услуги - особая разновидность экономических благ. 
Учет производственного аспекта и приоритетности сферы образования диктует необходимость эквивалентного обмена образовательных услуг на товарную продукцию других отраслей народного хозяйства. На этапе становления рыночной экономики особенно обострилась необходимость замены прежде господствовавшей внеэкономической командно-распорядительной системы хозяйствования новым экономическим механизмом с внедрением возмездного принципа ведения образовательной деятельности. 
Методологической основой экономики образования выступает теория человеческого капитала. Основатели этой теории- американские экономисты Г.Беккер , Т.Шульц и их последователи- трактуют человеческий капитал как имеющийся у каждого запас знаний, способностей и мотиваций, которые влияют  на рост производства и доходов. Они ввели в экономический анализ еще один, дополнительны фактор. Представители классического экономического направления, как известно, исходили из так называемого функционального распределения доходов по трем факторам: труду, земле и “обычному” капиталу. Согласно новой концепции к распределению подключается и человеческий капитал. Причем на первый план выдвигалось личное присвоение соответствующей части дохода обладателем этого “четвертого фактора”. 
Сторонники теории человеческого капитала рассматривают его в узком и широком ракурсе. В узком смысле одной из форм капитала является образование. В широком смысле человеческий капитал формируется за счет инвестиций  (долгосрочных вложений капитала)  в человека путем затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, расходы на охрану здоровья, миграцию и поиски информации о ценах и доходах. 
Развиваемый в рамках концепции человеческого капитала экономический подход к человеку и его рациональному поведению широко используется в практике рыночного хозяйствования наиболее развитых стран мира. Через призму теории человеческого капитала образование стало рассматриваться во многих странах как решающий источник экономического роста, как инструмент смягчения социального неравенства и как средство борьбы с безработицей. В связи с этим произошел коренной пересмотр приоритетов в политике государства .Образование заняло достойное место в стратегии экономического роста различных стран, стало ключевым рычагом преодоления экономической отсталости. Бесспорно, что эта теория способствовала пересмотру первоначальной концепции рынка труда и явилась заметным вкладом в экономику труда. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекc публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

Ожидаемая продолжительность жизни  — оценивает долголетие.

Уровень грамотности населения  страны (среднее количество лет, потраченных  на обучение) и ожидаемая продолжительность  обучения.

Уровень жизни, оценённый через  ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в  долларах США.

Разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая  количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:

коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;

коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;

коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;

коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;

коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;

коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.

В 2010 году семейство индикаторов, которые  измеряют ИРЧП, было расширено, а сам  Индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому  ИРЧП, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ).

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и  низкий (42 страны) уровень.

В некоторых переводах оригинального  термина Human Development Index (HDI) его также называют Индекс Гуманитарного Развития (ИГР)

 

Уровень жизни (уровень благосостояния) — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в  единицу времени.[1]

Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения  и соответствующем объёме потребления.

Ряд авторов считают, что понятие  уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни  является понятием более широким  и характеризуется не только объёмом  реальных доходов в расчёте на душу населения, но и степенью обеспеченности людей материальными и духовными  благами[2].

Понятие «Качество жизни» является более широким, чем уровень жизни (материальная обеспеченность), и включает также такие объективные и  субъективные факторы, как состояние  здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворённость культурных и  духовных потребностей, психологический  комфорт и т. п.[3]

Спи́сок стран по и́ндексу разви́тия челове́ческого потенциа́ла, включён в Отчёт о развитии человеческого потенциала 2012 из Программы развития ООН, составленный на основе оценочных данных 2012 года и опубликованный 14 марта 2013 г. Список охватывает 185 стран-членов ООН из 193, а также Гонконг (Китай) и Палестинские территории. 8 стран — членов ООН не включены из-за недостатка данных. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) является комплексным сравнительным показателем ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни для стран во всём мире. Этот индекс используется для выявления отличий между развитыми, развивающимися и недостаточно развитыми странами, а также для оценки воздействия экономической политики на качество жизни. Индекс был разработан в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и индийским экономистом Амартьей Сеном[1]. В 2010 году технология расчёта индекса была несколько изменена.

Страны делятся на четыре большие  категории исходя из их ИРЧП: очень  высокий, высокий, средний и низкий уровень развития человеческого  потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономика образования