Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 09:41, реферат
Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования. К этим отношениям можно отнести следующие: отношения между государством и отдельным тружеником; между обществом и всеми занятыми в системе образования, а также в отдельных ее звеньях и учебных заведениях; между трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений; между педагогическими коллективами и учащимися; между преподавателями и родителями учащихся и т.д. В экономическом исследовании и изучении эти многообразные отношения должны рассматриваться в системе, а не в отрыве, не в изоляции друг от друга. наукой и стала экономика образования. Предмет ее можно определить следующим образом, это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.
Экономика образования - важная ветвь
системы экономических наук. Она
относится к числу наиболее молодых
Б поскольку как наука
Такой наукой и стала экономика образования.
Предмет ее можно определить следующим
образом, это наука о специфике производительных
сил и производственных отношений в отрасли,
создающей образовательные услуги и удовлетворяющей
потребности личности и общества в них
в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых
на эти цели. Она исследует и выявляет
особенности действия экономических законов
и категорий в сфере обучения и воспитания
подрастающего поколения, подготовки
квалифицированной рабочей силы, повышения
образовательного и культурно-технического
уровня населения.
Как конкретная наука и учебная дисциплина
экономика образования обладает своим,
только ей присущим предметом, то есть
объектом и субъектом изучения. Таким
объектом являются своеобразные производительные
силы и экономические отношения, характерные
для организации и проведения процесса
образовательной деятельности. Объект-
это не только экономические условия и
формы воспроизводства рабочей силы, формы
общественных затрат на развитие системы
образования и подготовку кадров, условия
возмещения этих затрат, но и процесс создания
и обмена образовательных услуг.
Субъектом исследования и изучения в экономике
образования выступают люди, большая часть
населения, которая в той или иной мере
включена в образовательную трудовую
деятельность. Это дети, воспитывающиеся
в дошкольных учреждениях, учащиеся различных
школ, средних специальных учебных заведений,
студенты вузов и их родители, все, кто
потребляет образовательные услуги; воспитатели,
преподаватели и другие работники сферы
образования. Сами экономические отношения,
складывающиеся между различными субъектами
по производству, обмену, распределению
и потреблению образовательных услуг,
многолики и выходят за пределы системы
образования. К этим отношениям можно
отнести следующие: отношения между государством
и отдельным тружеником; между обществом
и всеми занятыми в системе образования,
а также в отдельных ее звеньях и учебных
заведениях; между трудовыми коллективами
общеобразовательных школ, средних специальных
и высших учебных заведений; между педагогическими
коллективами и учащимися; между преподавателями
и родителями учащихся и т.д. В экономическом
исследовании и изучении эти многообразные
отношения должны рассматриваться в системе,
а не в отрыве, не в изоляции друг от друга.
Самобытность производственных отношений
в сфере образования проявляется и в том,
что здесь по-особому действуют объективные
экономические законы. Например, закон
возвышения потребностей, который выражает
причинно-следственную связь между развитием
общественного производства и процессом
количественного роста и качественного
совершенствования потребностей населения,
в области образования проявляется в ускоренной
динамике роста образовательных потребностей,
когда современная НТР и социальный прогресс
порождают потребность в интеллектуализации
труда.
Образование и квалификация превратились
в самостоятельные ценности, поскольку
одновременно удовлетворяют потребности
как личности, так и общества. Интеллектуализация
труда и других сторон человеческой деятельности
в условиях социально-экономического
прогресса приводят к заметному росту
образовательного и квалификационного
уровня населения, к возрастанию интеллектуальных
затрат в материальном и духовном производстве.
Тем самым проявляется экономическая
закономерность более быстрого возрастания
потребностей в образовательных услугах,
чем в материальных благах. Это усиливает
тенденцию увеличения доли всех услуг
в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны.
Своеобразно проявляются в сфере
образования и законы рыночного хозяйства:
закон спроса и предложения, закон стоимости
и др. В связи с преобладанием бесплатного
образования спрос на образовательные
услуги чаще не определяется платежеспособным
спросом потребителя. Действие закона
стоимости в области образования до сих
пор по существу недооценивается.
Экономические категории в области образования
тоже проявляются по-особому. Необычны
здесь труд и его компоненты, продукт труда-
образовательные услуги с их особой полезностью.
Основной разновидностью собственности
выступает интеллектуальная собственность.
Своеобразное выражение получают и такие
общеэкономические категории, как товар,
его цена, заработная плата, хозяйственный
механизм и др.
Не менее важно и то, что в этой отрасли
производятся образовательные услуги
- особая разновидность экономических
благ.
Учет производственного аспекта и приоритетности
сферы образования диктует необходимость
эквивалентного обмена образовательных
услуг на товарную продукцию других отраслей
народного хозяйства. На этапе становления
рыночной экономики особенно обострилась
необходимость замены прежде господствовавшей
внеэкономической командно-распорядительной
системы хозяйствования новым экономическим
механизмом с внедрением возмездного
принципа ведения образовательной деятельности.
Методологической основой экономики образования
выступает теория человеческого капитала.
Основатели этой теории- американские
экономисты Г.Беккер , Т.Шульц и их последователи-
трактуют человеческий капитал как имеющийся
у каждого запас знаний, способностей
и мотиваций, которые влияют на рост
производства и доходов. Они ввели в экономический
анализ еще один, дополнительны фактор.
Представители классического экономического
направления, как известно, исходили из
так называемого функционального распределения
доходов по трем факторам: труду, земле
и “обычному” капиталу. Согласно новой
концепции к распределению подключается
и человеческий капитал. Причем на первый
план выдвигалось личное присвоение соответствующей
части дохода обладателем этого “четвертого
фактора”.
Сторонники теории человеческого капитала
рассматривают его в узком и широком
ракурсе. В узком смысле одной из форм
капитала является образование. В широком
смысле человеческий капитал формируется
за счет инвестиций (долгосрочных вложений
капитала) в человека путем затрат
на образование и подготовку рабочей силы
на производстве, расходы на охрану здоровья,
миграцию и поиски информации о ценах
и доходах.
Развиваемый в рамках концепции человеческого
капитала экономический подход к человеку
и его рациональному поведению широко
используется в практике рыночного хозяйствования
наиболее развитых стран мира. Через призму
теории человеческого капитала образование
стало рассматриваться во многих странах
как решающий источник экономического
роста, как инструмент смягчения социального
неравенства и как средство борьбы с безработицей.
В связи с этим произошел коренной пересмотр
приоритетов в политике государства .Образование
заняло достойное место в стратегии экономического
роста различных стран, стало ключевым
рычагом преодоления экономической отсталости.
Бесспорно, что эта теория способствовала
пересмотру первоначальной концепции
рынка труда и явилась заметным вкладом
в экономику труда.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекc публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.
При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:
Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.
Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.
Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.
Разработана и научно обоснована обобщенная
система показателей, характеризующая
количественные и качественные характеристики
социально-экономической
коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;
коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;
коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;
коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;
коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;
коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.
В 2010 году семейство индикаторов, которые измеряют ИРЧП, было расширено, а сам Индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИРЧП, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ).
В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень.
В некоторых переводах
Уровень жизни (уровень благосостояния) — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.[1]
Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления.
Ряд авторов считают, что понятие
уровня благосостояния не тождественно
понятию уровня жизни. Уровень жизни
является понятием более широким
и характеризуется не только объёмом
реальных доходов в расчёте на
душу населения, но и степенью обеспеченности
людей материальными и
Понятие «Качество жизни» является более широким, чем уровень жизни (материальная обеспеченность), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворённость культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т. п.[3]
Спи́сок стран по и́ндексу разви́тия челове́ческого потенциа́ла, включён в Отчёт о развитии человеческого потенциала 2012 из Программы развития ООН, составленный на основе оценочных данных 2012 года и опубликованный 14 марта 2013 г. Список охватывает 185 стран-членов ООН из 193, а также Гонконг (Китай) и Палестинские территории. 8 стран — членов ООН не включены из-за недостатка данных. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) является комплексным сравнительным показателем ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни для стран во всём мире. Этот индекс используется для выявления отличий между развитыми, развивающимися и недостаточно развитыми странами, а также для оценки воздействия экономической политики на качество жизни. Индекс был разработан в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и индийским экономистом Амартьей Сеном[1]. В 2010 году технология расчёта индекса была несколько изменена.
Страны делятся на четыре большие категории исходя из их ИРЧП: очень высокий, высокий, средний и низкий уровень развития человеческого потенциала.