Экономика предприятия как самостоятельная экономическая дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:48, лекция

Описание работы

Предмет, цель и задачи дисциплины.
Методологические аспекты.
Инструменты экономики.

Файлы: 1 файл

Лекция №1.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)


Лекция №1.

Тема: Экономика предприятия как самостоятельная экономическая дисциплина.

    1. Предмет, цель и задачи дисциплины.
    2. Методологические аспекты.
    3. Инструменты экономики.

 

1. Предприятие как самостоятельная система является главным звеном общественного производства. Именно на его уровне решаются основные экономические задачи национальной экономики. Производство с/х продукции и услуг осуществляется на основе определенных технологических процессов с использованием машин, орудия труда и материалов, навыков людей и их знаний, основанных на разделении и кооперации общественного труда.

Предприятие представляет рабочие места, выплачивает з/плату  и через систему налогов участвует  в реализации государственных социальных программ.

Успешно управлять современным  хозяйством может лишь тот, кто хорошо усвоил основы экономики предприятия.

Экономика –  это совокупность средств, законов  и правил ведения хозяйства. Она включает широкий спектр материальных и нематериальных объектов, процессов, способов создания и распределения материальных и духовных благ в мире ограниченных ресурсов.

Экономика предприятия – это  наука о том, как поставленная задача решается в рамках конкретного  хозяйства.

Предметом является само предприятие как коммерческая организация, владеющая средствами производства, которые должны быть ориентированы на получение максимальной прибыли.

Цель дисциплины: « Экономика предприятия АПК» – дать целостное представление о базовых принципах, закономерностях, механизме функционирования предприятия; обеспечить соотвествующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения.

Задачи дисциплины:

    1. приобретение теоретических знаний об экономике предприятия.
    2. Получения прикладных знаний в области развития форм, приемов и методов экономического управления предприятием в современных условиях.
    3. Овладение навыками самостоятельного, творческого использования теоретических знаний в практической деятельности.

 

 

2. В материальном производстве протекают определенные процессы и явления.

Экономические явления – это одна из форм постоянно повторяющихся действий людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ.

Экономический процесс – это закономерное, последовательное изменение явления от простого к сложному. Этот процесс характеризуется исчезновением старого и возникновением нового явления.

Экономическая наука  лишь тогда достигает совершенства, когда она раскрывает содержание явлений, процессов и может предвидеть их будущие изменения по форме  и сущности.

Для изучения сущности протекающих  явлений и процессов нужно освоить инструменты познания – методы и приемы исследования.

Всеобщим методом является материалистическая диалектика.

Она базируется на принципах:

    1. изучить явления и процессы в АПК, не отдельно друг от друга, а во взаимной связи в рамках экономической системы;
    2. изучить явления и процессы исторически;
    3. рассматривать развитие как переход постоянных количественных изменений в качественные, как единство противоположностей, вскрывать все новое, прогрессивное, зарождающееся в существующем процессе.

Второй методологический аспект проявляется на уровне формирования экономической политики предприятия, он предполагает:

Сбор фактов         анализ фактов         выработку экономической теории         определение экономической политики.  


Экономическая политика предприятия строится на системе целей:

    1. Повышение плодородия земли на расширенной основе.
    2. Экономический рост. Он предполагает увеличение производства и улучшение качества производимого продукта и на этой основе повышение благосостояния руководителей, служащих и рабочих предприятия.
    3. Экономическая эффективность. Предусматривает использование ограниченных ресурсов с наибольшей эффективностью.
    4. Занятость работников предприятия. Создаются условия для наиболее полного и эффективного использования трудовых ресурсов в течении смены, сезона, года.
    5. Справедливое распределение доходов, предусматривающее заинтересованность работников в результатах своего труда.
    6. Решение социальных проблем.
    7. Защита окружающей среды от загрязнения технологическими отходами.   

 

3. Экономическая наука для познания сущности явлений и процессов используют общие и специфические методы исследования – инструменты экономики.

Метод исследования –это система приемов изучения сущности явлений и процессов.

Метод, как и всякое явление имеет две стороны:

    1. Способы и приемы организации проведения исследования, сбора и обработки информации.
    2. Содержательно – экономическая – предусматривает необходимость теоретических обобщений с использованием системы законов, критериев, принципов.

Прием – это совокупность операций, выполняемых исследователем в процессе изучения поставленных проблем.

Существуют следующие  методы исследования:

    1. Исторический.  Широко используется при изучении общественных явлений и процессов. Он включает их периодизацию, анализ внутренней структуры и источников развития, активного действия. То есть исследователь должен выявить, как исторически возникли изучаемые явления и процессы, какие главные этапы в своем развитии они прошли, чем они стали в настоящее время и что ожидает их в будущем.
    2. Статистико – экономический. Используется при изучении массовых явлений и процессов общественной жизни. Для их познания необходимо изучить всю совокупность фактов, составляющих явления или процессы, без единого исключения. Этот метод включает приемы:
    • массового наблюдения экономических группировок с использованием обобщающих и аналитических показателей (относительных величин, средних показателей вариации);
    • статистико – экономический анализ связей между показателями с использованием графиков, параллельных рядов, индексов, корреляционного анализа;
    • теоретического обобщения.
    1. Монографический. Используется при изучении отдельных типичных общественных явлений и опыта передовых хозяйств. Он включает: обследование объектов, анализ экономической и финансовой деятельности типичных или передовых предприятий, выявление прогрессивных методов ведения производства, внедрение передового опыта.
    1. Экспериментальный. Широко используется в экономике. Он обеспечивает высокое качество исследования при изучении специализации хозяйств, организации и оплаты труда, отдельных производственных процессов, при оценке агротехнических, зоотехнических и ветеринарных мероприятий, оценка хозрасчета. Он включает:
    • организацию научного эксперимента в соответствии с поставленной задачей;
    • количественный и качественный учет его результатов;
    • статистическую и математическую обработку полученных результатов;
    • разработку мероприятий по внедрению в производство полученных результатов.
    1. Расчетно – конструктивный. Связан с перспективами развития АПК. Составные элементы метода:
    • изучение объективной реальности развития АПК с использованием других методов (статистико – экономический, экспериментальный и др.)
    • изучение данных науки и передовой практики;
    • определение наиболее целесообразных вариантов решения поставленной задачи с учетом выявленных закономерностей;
    • технологическая и экономическая оценка вариантов решения вопроса;
    • разработка мероприятий по внедрению проекта в производство.
    1. Балансовый метод. Применяется для обеспечения пропорциональности на всех стадиях разработки планов. Этот метод предусматривает:
    • установление существующих взаимосвязей между явлениями;
    • определение главного звена в развитии явления;
    • разработку научно – обоснованных нормативов с учетом достижений науки и передового опыта;
    • составление балансов на основе требований экономических законов, необходимости установления новых пропорций и характера взаимосвязей;
    • использование балансовых расчетов в практической деятельности.
    1. Абстрактно – логический. Предполагает:
    • целеустремленное, планомерное и систематическое изучение явления, логическое разделение его на составные части с помощью абстрагирования и выделения основной категории, в которой скрываются все важнейшие признаки изучаемого явления;
    • формирование существенных признаков изучаемой экономической категории;
    • логическое соединение составных частей явления и устранение закономерностей его развития.

Этот метод исследования включает:

    • наблюдение за общественной целесообразностью деятельности людей, направленной на создание материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов;
    • научную абстракцию с использованием приемов анализа, синтеза и аналоги, индукции и дедукции;
    • теоретические выводы с определением понятий, категорий и законов, отражающих развитие процесса;
    • использование результато<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443_043f_043e_043c_0020

Информация о работе Экономика предприятия как самостоятельная экономическая дисциплина