Лекция №1.
Тема: Экономика
предприятия как самостоятельная экономическая
дисциплина.
- Предмет, цель и задачи дисциплины.
- Методологические аспекты.
- Инструменты экономики.
1. Предприятие как самостоятельная
система является главным звеном общественного
производства. Именно на его уровне решаются
основные экономические задачи национальной
экономики. Производство с/х продукции
и услуг осуществляется на основе определенных
технологических процессов с использованием
машин, орудия труда и материалов, навыков
людей и их знаний, основанных на разделении
и кооперации общественного труда.
Предприятие представляет
рабочие места, выплачивает з/плату
и через систему налогов участвует
в реализации государственных социальных
программ.
Успешно управлять современным
хозяйством может лишь тот, кто хорошо усвоил основы
экономики предприятия.
Экономика –
это совокупность средств, законов
и правил ведения хозяйства. Она включает широкий спектр материальных
и нематериальных объектов, процессов,
способов создания и распределения материальных
и духовных благ в мире ограниченных ресурсов.
Экономика предприятия – это
наука о том, как поставленная
задача решается в рамках конкретного
хозяйства.
Предметом является само предприятие как коммерческая
организация, владеющая средствами производства,
которые должны быть ориентированы на
получение максимальной прибыли.
Цель дисциплины: « Экономика предприятия АПК» – дать
целостное представление о базовых принципах,
закономерностях, механизме функционирования
предприятия; обеспечить соотвествующий
теоретический уровень и практическую
направленность в системе обучения.
Задачи дисциплины:
- приобретение теоретических знаний об экономике предприятия.
- Получения прикладных знаний в области развития форм, приемов и методов экономического управления предприятием в современных условиях.
- Овладение навыками самостоятельного, творческого использования теоретических знаний в практической деятельности.
2. В материальном производстве протекают
определенные процессы и явления.
Экономические явления – это одна из форм постоянно повторяющихся
действий людей в процессе производства,
распределения и потребления материальных
благ.
Экономический процесс – это закономерное, последовательное
изменение явления от простого к сложному.
Этот процесс характеризуется исчезновением
старого и возникновением нового явления.
Экономическая наука
лишь тогда достигает совершенства,
когда она раскрывает содержание
явлений, процессов и может предвидеть
их будущие изменения по форме
и сущности.
Для изучения сущности протекающих
явлений и процессов нужно освоить инструменты
познания – методы и приемы исследования.
Всеобщим методом является материалистическая диалектика.
Она базируется на принципах:
- изучить явления и процессы в АПК, не отдельно друг от друга, а во взаимной связи в рамках экономической системы;
- изучить явления и процессы исторически;
- рассматривать развитие как переход постоянных количественных изменений в качественные, как единство противоположностей, вскрывать все новое, прогрессивное, зарождающееся в существующем процессе.
Второй методологический аспект проявляется
на уровне формирования экономической
политики предприятия, он предполагает:
Сбор фактов
анализ фактов
выработку экономической теории
определение экономической политики.
Экономическая политика предприятия строится на системе
целей:
- Повышение плодородия земли на расширенной основе.
- Экономический рост. Он предполагает увеличение производства и улучшение качества производимого продукта и на этой основе повышение благосостояния руководителей, служащих и рабочих предприятия.
- Экономическая эффективность. Предусматривает использование ограниченных ресурсов с наибольшей эффективностью.
- Занятость работников предприятия. Создаются условия для наиболее полного и эффективного использования трудовых ресурсов в течении смены, сезона, года.
- Справедливое распределение доходов, предусматривающее заинтересованность работников в результатах своего труда.
- Решение социальных проблем.
- Защита окружающей среды от загрязнения технологическими отходами.
3. Экономическая наука для познания сущности
явлений и процессов используют общие
и специфические методы исследования
– инструменты экономики.
Метод исследования –это система приемов изучения сущности
явлений и процессов.
Метод, как и всякое
явление имеет две стороны:
- Способы и приемы организации проведения исследования, сбора и обработки информации.
- Содержательно – экономическая – предусматривает необходимость теоретических обобщений с использованием системы законов, критериев, принципов.
Прием – это совокупность операций, выполняемых
исследователем в процессе изучения поставленных
проблем.
Существуют следующие
методы исследования:
- Исторический. Широко используется при изучении общественных явлений и процессов. Он включает их периодизацию, анализ внутренней структуры и источников развития, активного действия. То есть исследователь должен выявить, как исторически возникли изучаемые явления и процессы, какие главные этапы в своем развитии они прошли, чем они стали в настоящее время и что ожидает их в будущем.
- Статистико – экономический. Используется при изучении массовых явлений и процессов общественной жизни. Для их познания необходимо изучить всю совокупность фактов, составляющих явления или процессы, без единого исключения. Этот метод включает приемы:
- массового наблюдения экономических группировок с использованием обобщающих и аналитических показателей (относительных величин, средних показателей вариации);
- статистико – экономический анализ связей между показателями с использованием графиков, параллельных рядов, индексов, корреляционного анализа;
- теоретического обобщения.
- Монографический. Используется при изучении отдельных типичных общественных явлений и опыта передовых хозяйств. Он включает: обследование объектов, анализ экономической и финансовой деятельности типичных или передовых предприятий, выявление прогрессивных методов ведения производства, внедрение передового опыта.
- Экспериментальный. Широко используется в экономике. Он обеспечивает высокое качество исследования при изучении специализации хозяйств, организации и оплаты труда, отдельных производственных процессов, при оценке агротехнических, зоотехнических и ветеринарных мероприятий, оценка хозрасчета. Он включает:
- организацию научного эксперимента в соответствии с поставленной задачей;
- количественный и качественный учет его результатов;
- статистическую и математическую обработку полученных результатов;
- разработку мероприятий по внедрению в производство полученных результатов.
- Расчетно – конструктивный. Связан с перспективами развития АПК. Составные элементы метода:
- изучение объективной реальности развития АПК с использованием других методов (статистико – экономический, экспериментальный и др.)
- изучение данных науки и передовой практики;
- определение наиболее целесообразных вариантов решения поставленной задачи с учетом выявленных закономерностей;
- технологическая и экономическая оценка вариантов решения вопроса;
- разработка мероприятий по внедрению проекта в производство.
- Балансовый метод. Применяется для обеспечения пропорциональности на всех стадиях разработки планов. Этот метод предусматривает:
- установление существующих взаимосвязей между явлениями;
- определение главного звена в развитии явления;
- разработку научно – обоснованных нормативов с учетом достижений науки и передового опыта;
- составление балансов на основе требований экономических законов, необходимости установления новых пропорций и характера взаимосвязей;
- использование балансовых расчетов в практической деятельности.
- Абстрактно – логический. Предполагает:
- целеустремленное, планомерное и систематическое изучение явления, логическое разделение его на составные части с помощью абстрагирования и выделения основной категории, в которой скрываются все важнейшие признаки изучаемого явления;
- формирование существенных признаков изучаемой экономической категории;
- логическое соединение составных частей явления и устранение закономерностей его развития.
Этот метод исследования
включает:
- наблюдение за общественной целесообразностью деятельности людей, направленной на создание материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов;
- научную абстракцию с использованием приемов анализа, синтеза и аналоги, индукции и дедукции;
- теоретические выводы с определением понятий, категорий и законов, отражающих развитие процесса;
- использование результато<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443_043f_043e_043c_0020