Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:07, контрольная работа
Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т.д. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.
Введение
Преобразование под
Актуальность развития лизинга
в России, включая формирование лизингового
рынка, обусловлена прежде всего
неблагоприятным состоянием парка
оборудования: значителен удельный вес
морально устаревшего оборудования,
низка эффективность его
Цель данной контрольной работы – изучить лизинг. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить сущность, виды и значение лизинга и исследовать методику расчета лизинговых платежей.
В настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг, под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет. Нынешняя экономическая ситуация в Росси, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.
В данной курсовой работе предпринята попытка проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций через лизинг, зарождение и природу лизинга, организационные модели лизинговых компаний, сложившиеся в нашей стране под действием ряда факторов, позитивные, негативные моменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг.
Выбор данной темы определили
ряд причин. Во-первых, рынок лизинговых
услуг в России весьма молод и
не освоен. Во-вторых, лизинг, по моему
мнению, является весьма перспективным
направлением для работы. Долголетний
опыт использования лизингового
механизма в
Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Эти глиняные таблички, найденные в 1984 году, рассказывают о храмовых священниках - арендодателях, заключавших договоры с местными фермерами. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом.
Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350 г. до н.э. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга — они нашли своё отражение в институциях Юстиниана.
В Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.
Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ. to lease - брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “United States Leasing Corporation”, и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского.
В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Deutsche lising GMbH” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе. К середине 60-х годов лизинговые операции в США составляли 1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. дол., т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз. Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.
В 80- е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники. В эти годы корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для своей модели самолета в конкуренции с Боингом. Предложенная Дугласом концепция была названа " Fly before buy" ("летать, прежде чем покупать").
В США лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название «финансово-лизинговых обществ»; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков.
Нередко лизинг использовался
для целей не совсем честных и
благородных, например для сокрытия
истинного положения вещей —
кто собственник, кто владелец, для
введения в заблуждение кредиторов.
В 1571 г. был издан закон о запрещении
таких сделок, разрешалось использовать
только действительный лизинг. История
использования лизинга
В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 - начале 60-х годов. В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала компания “Mercantile Leasing Corporation”, упрежденная в 1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь, после того как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост начинает характеризоваться высокими темпами.
По мнению специалистов Е.Чекмаревой,
В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг
применялся до начала 90-х гг. в сравнительно
небольших масштабах и лишь в
международной торговле. Лизинг рассматривался
советскими внешнеторговыми организациями,
прежде всего как одна из форм приобретения
или реализации такого оборудования,
как крупногабаритные универсальные
и другие дорогостоящие станки, поточные
линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое,
энергетические оборудование, а также
ремонтные мастерские, самолета, морские
суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с
использованием специальной (формы) кредита.
Разновидностью лизинговой операции,
активно применявшейся
Начало активного развития
лизинговых операций на отечественном
внутреннем рынке можно определить
1990 г., в связи с переводом
В 1994 г. была создана Российская
ассоциация лизинговых компаний - "Рослизинг",
ставшая членом Европейской федерации
ассоциаций лизинговых компаний “LEASEUROPE”.
В настоящее время действует
более 25 лизинговых компаний, еще более
40 заявили о своем намерении
работать в этой сфере. Одними из первых
были зарегистрированы "Росагроснаб"
- лизинг отечественной
Правительство России приняло
ряд постановлений, способствующих
развитию лизинговых операций. Указ Президента
РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 " О развитии
финансового лизинга в
Наиболее точно отражающим сущность термина “лизинг”, на мой взгляд, является следующее определение: лизинг – это инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование с правом последующего выкупа.
Лизинг представляет собой средне- и долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств, строительной, сельскохозяйственной техники, средств теле- и радиосвязи, вычислительной техники, различных сооружений производственного назначения, а также прав интеллектуальной собственности - лицензий, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.
Существует довольно много разновидностей лизинга, и в зависимости от того или иного вида в сделке могут участвовать от двух до четырех (или даже более) сторон. Лизинговая сделка представляет собой совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.
Предметом лизинга могут
быть любые непотребляемые вещи,
в том числе предприятия
и другие имущественные комплексы,
здания, сооружения, оборудование,
транспортные средства и другое
движимое и недвижимое имущество,
которое может использоваться
для предпринимательской
или для которого установлен особый порядок обращения.
Обязательным участником
Другим обязательным участником сделки является лизингополучатель, т.е. предприятие любой организационно - правовой формы собственности, нуждающееся в конкретном имуществе и испытывающее финансовые проблемы, препятствующие приобретению требуемого имущества на собственные или заемные средства.