Экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 13:41, лекция

Описание работы

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ:
Тема 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 2
1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности 2
2. Правовые основы функционирования предприятий 7
3. Внешняя и внутренняя среда предприятия 9
Тема 2. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ 13
1. Классификация и структура персонала предприятия 13
2. Показатели, характеризующие трудовой потенциал 14
Тема 3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ 18
1. Характеристика производственных фондов 18
2. Классификация, структура и оценка основных производственных фондов 19
3. Воспроизводство основных производственных фондов 20
4. Производственная мощность предприятия 22
5. Эффективность воспроизводства и использования основных фондов и производственных мощностей 23
Тема 4. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 25
1. Понятие оборотных средств 25
2. Нормирование оборотных средств 29
3. Показатели эффективности использования ОБС 32
Тема 5. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И АКТИВЫ 34
1. Нематериальные ресурсы 34
2. Нематериальные активы 36
Тема 6. ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 37
1. Сущность и функции заработной платы 37
2. Формы и системы оплаты труда 44
3. Состав и структура фонда оплаты труда 55
4. Основные принципы организации и регулирования оплаты труда 58
Тема 7. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 61
1. Понятие себестоимости и задачи учета затрат 61
2 Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции 63
3. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции 74
Тема 8. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 81
1. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия 81
2. Инвестиции: сущность, виды и направления использования 82
3. Оценка эффективности инвестиционных проектов 83
Тема 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 85
1. Производственный процесс и его организация 85
2. Организационные типы производства 87
3. Производственный цикл 88
4. Методы организации производства 89
Тема 10. ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ 91
1. Понятие инфраструктуры предприятия, ее виды и значение 91
2. Система технического обслуживания (вспомогательное производство) 92
3. Капитальное строительство 96
Тема 11. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 97
1. Общая характеристика планирования 97
2. Содержание средне- и краткосрочных планов 99
3. Бизнес-план предприятия 100
Тема 12. РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 101
1. Продукция предприятия, ее качество 101
2. Определение точки безубыточности 105
3. Прибыль и доход предприятия 107
4. Рентабельность ресурсов и продукции 108
5. Понятие и виды эффективности 109
6. Критерии и система показателей эффективности производства 110

Файлы: 1 файл

frolova_t_a_ekonomika_predpriyatiya.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

 


 


http://www.tsure.ru/University/Faculties/Mrcpk/docs/lit_ec.htm#mikecon

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»      Фролова Т.А. 2005г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.  

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).  

По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.

Существуют различные факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:

  • используемые ресурсы,
  • отраслевая принадлежность,
  • местоположение,
  • размер предприятия,
  • форма собственности,
  • организационно-правовая форма.

 

В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:

    • использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),
    • интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),
    • интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

 

Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда. Разделение труда имеет позитивные и негативные последствия (см. табл.1.1).

Таблица 1.1

 

ПРЕИМУЩЕСТВА

НЕДОСТАТКИ

Использование способностей сотрудников. Лучшее использование машин. Использование преимуществ местоположения предприятия.

Повышение мастерства.

Рост производительности труда. Увеличение дохода.

Монотонная деятельность. Отчужденность и потеря смысла. Заболевания из-за односторонней загрузки.

Невысокая гибкость из-за узкой специализации. Отсутствие интереса к результатам совместной деятельности.


 

 

Негативные последствия специализации и разделения труда привели к появлению концепций гуманизации труда, ограничения разделения труда, обогащения содержания трудовой деятельности, работы в группах.

Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления. Технический прогресс ведет к специализации, механизации и автоматизации производства. Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация имеет место в случае использования вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой степени механизации и автоматизации средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства и предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективному использования средств производства.

Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.

В соответствии с отраслевой принадлежностью ПП подразделяются на:

  1. промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров;
  2. торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции;
  3. банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты;
  4. транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;
  5. страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков;
  6. предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.

 

Наиболее удобным местоположением является такое, когда обеспечивается максимально возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности предприятия.

Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих критериев:

  • Ориентация на материалы - с целью снижения транспортных расходов на материалы, это особенно важно для материалоемких предприятий.
  • Ориентация на трудовые ресурсы - учитываются два обстоятельства: количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы.
  • Ориентация на продажу товаров и налоги - в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны.
  • Ориентация на транспортные средства - выбор такого места расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия вблизи транспортных узлов (портов, аэропортов, автомагистралей).
  • Ориентация на источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии.
  • Ориентация на окружающую среду имеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности.
  • Ориентация на потребителя особенно важна для торговых предприятий.
  • Ориентация на особенности местности играет существенную роль для транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата.
  • Ориентация на зарубежных партнеров - в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.

 

Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.

Применяемая сегодня в России система организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, введенная в основном Гражданским кодексом РФ, включает 2 формы предпринимательства без образования юридического лица, 7 видов коммерческих организаций и 7 видов некоммерческих организаций.

В своей основе она довольно близка к системам, действующим во многих европейских и прочих странах (Франция, Германия, Испания и др., в меньшей степени — Великобритания, США, Япония).

 

Рис. 1.1. Организационно-правовые формы предпринимательства в России

 

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);

2) инновационная  деятельность (научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств  в производство);

3) производственная  деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);

4) коммерческая  деятельность предприятия на  рынке (организация и стимулирование  сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);

5) материально-техническое  обеспечение производства (поставка  сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

6) экономическая  деятельность предприятия (все виды  планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);

7) послепродажный  сервис продукции производственно-технического  и потребительского назначения (пусконаладочные  работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

8) социальная  деятельность (поддержание на надлежащем  уровне условий труда и жизни  трудового коллектива, создание  социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые  дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).

 

2. Правовые основы функционирования  предприятий

Деятельность предприятия упорядочивают многочисленные юридические акты, основными из которых являются: ГК РФ, устав предприятия и коллективный договор, регулирующий отношения трудового коллектива с администрацией предприятия.

ГК РФ определяет порядок создания, регистрации, ликвидации и реорганизации предприятия. Согласно существующему законодательству предприятие может создаваться собственником или по решению трудового коллектива; в результате принудительного разделения другого предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством; в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений, а также в других случаях.

Предприятие включается в государственный реестр со дня его регистрации. Ликвидация и реорганизация предприятия производятся по решению собственника и при участии трудового коллектива, либо по решению суда или арбитража, а также в случаях: признания его банкротом; если принято решение о запрете деятельности предприятия; если решением суда признаны недействительными учредительные документы и в других случаях.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с уставом на основе сочетания прав собственника и принципов самоуправления трудового коллектива. Собственник может делегировать свои права по управлению предприятием совету предприятия либо другому органу, предусмотренному уставом предприятия и представляющему интересы собственника и трудового коллектива.

Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Источниками его формирования являются:

  • денежные и материальные взносы учредителей;
  • доходы от основной и других видов деятельности;
  • доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов;
  • капитальные вложения и дотации из бюджетов;
  • поступления от разгосударствления и приватизации собственности;
  • безвозмездные или благотворительные взносы предприятий, организаций и граждан и иные источники.

 

Предприятие пользуется и распоряжается имуществом по своему усмотрению: продает, передает безвозмездно, обменивает или сдает в аренду.

Обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия является прибыль (доход), порядок использования которой определяет собственник.

Предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда без ограничения его роста со стороны государственных органов, устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов работников.

Предприятие самостоятельно осуществляет планирование деятельности и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию. Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями продукции, работ, услуг, и поставщиками материально-технических ресурсов.

Предприятие реализует свою продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе. В расчетах с зарубежными партнерами применяются контрактные цены в соответствии с условиями и ценами мирового рынка.

Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия: обеспечивает ему равные правовые и экономические условия хозяйствования, независимо от форм собственности; способствует развитию рынка и регулирует его с помощью экономических законов и стимулов, реализует антимонопольные меры.

Предприятие несет ответственность за нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, за загрязнение окружающей среды. Предприятие должно обеспечивать безопасность производства, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции.

 

3. Внешняя и внутренняя среда предприятия

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой. 

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на: 

микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;

Информация о работе Экономика предприятия