Экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 13:41, лекция

Описание работы

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ:
Тема 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 2
1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности 2
2. Правовые основы функционирования предприятий 7
3. Внешняя и внутренняя среда предприятия 9
Тема 2. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ 13
1. Классификация и структура персонала предприятия 13
2. Показатели, характеризующие трудовой потенциал 14
Тема 3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ 18
1. Характеристика производственных фондов 18
2. Классификация, структура и оценка основных производственных фондов 19
3. Воспроизводство основных производственных фондов 20
4. Производственная мощность предприятия 22
5. Эффективность воспроизводства и использования основных фондов и производственных мощностей 23
Тема 4. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 25
1. Понятие оборотных средств 25
2. Нормирование оборотных средств 29
3. Показатели эффективности использования ОБС 32
Тема 5. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И АКТИВЫ 34
1. Нематериальные ресурсы 34
2. Нематериальные активы 36
Тема 6. ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 37
1. Сущность и функции заработной платы 37
2. Формы и системы оплаты труда 44
3. Состав и структура фонда оплаты труда 55
4. Основные принципы организации и регулирования оплаты труда 58
Тема 7. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 61
1. Понятие себестоимости и задачи учета затрат 61
2 Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции 63
3. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции 74
Тема 8. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 81
1. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия 81
2. Инвестиции: сущность, виды и направления использования 82
3. Оценка эффективности инвестиционных проектов 83
Тема 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 85
1. Производственный процесс и его организация 85
2. Организационные типы производства 87
3. Производственный цикл 88
4. Методы организации производства 89
Тема 10. ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ 91
1. Понятие инфраструктуры предприятия, ее виды и значение 91
2. Система технического обслуживания (вспомогательное производство) 92
3. Капитальное строительство 96
Тема 11. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 97
1. Общая характеристика планирования 97
2. Содержание средне- и краткосрочных планов 99
3. Бизнес-план предприятия 100
Тема 12. РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 101
1. Продукция предприятия, ее качество 101
2. Определение точки безубыточности 105
3. Прибыль и доход предприятия 107
4. Рентабельность ресурсов и продукции 108
5. Понятие и виды эффективности 109
6. Критерии и система показателей эффективности производства 110

Файлы: 1 файл

frolova_t_a_ekonomika_predpriyatiya.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

Потребность в энергии определяют на основании плана производства продукции и переработки сырья, удельных норм расхода энергии и условного топлива на единицу продукции сырья, норм расхода энергии и условного топлива на вспомогательное обслуживание, норм потерь в сетях и трубопроводах, а также в процессе преобразования энергии. 

 

Транспортное хозяйство – это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и др. грузов на территории предприятия и за его пределами.

По назначению транспорт классифицируется на внешний, межцеховой, внутрицеховой и внутрискладской. 

По виду транспорт делят на железнодорожный, водный и автомобильный, а внутризаводской - на безрельсовый и рельсовый; по способу действия - на прерывный (автомобили, электрокары, автотягачи, электровозы и др.) и непрерывный (конвейеры, трубопроводы и т.д.). 

При организации транспортного хозяйства должны быть решены следующие вопросы: определены грузооборот и грузовые потоки и осуществлены организация перевозок грузов, выбор типа транспорта и расчет потребности транспортных средств, организация погрузочно-разгрузочных работ. 

Грузооборотом называется количество грузов, поступающих на предприятие, а также перевезенных за пределы и в пределах самого предприятия за определенный период времени.

Различают внешний и внутренний грузообороты. 

Грузопотоком называется количество груза, перемещаемого по одному направлению, от одного пункта к другому за какой-либо период времени (сутки, месяц, квартал, год).

График грузопотоков составляется на основании шахматной ведомости. 

Работа внутризаводского транспорта характеризуется системой количественных показателей. Количественные показатели характеризуют объем погрузочно-разгрузочных работ, определяемый грузооборотом, числом тонно-операций и количеством нормо-часов для выполнения запланированных объемов работ. Число тонно-операций находят умножением количества тонн перевезенных грузов на число погрузочно-разгрузочных и транспортных операций. 

К качественным показателям относятся:

техническая и эксплуатационная скорость транспортных средств;

коэффициент грузоподъемности, определяемый отношением массы перевезенного груза к паспортной грузоподъемности машины, умноженной на число совершенный ездок;

коэффициент использования пробега, являющийся отношением длины пути, проделанного машиной с грузом, к общей длине пути;

коэффициент использования рабочего времени машины, определяемый отношением времени ездки машины за смену к продолжительности смены. 

 

Складское хозяйство включает комплекс складов, специализированных по видам материальных ресурсов и организованных с учетом требований по их хранению и переработке. 

Складом называется производственное помещение или производственная площадь, предназначенные для временного размещения материальных ценностей, хранения нормативных запасов сырья и материалов и выполнения производственно-хозяйственных операций по подготовке этих категорий к производству.

Различают специализированные и универсальные склады, снабженческие, производственные и сбытовые, закрытые, полузакрытые и открытые, общезаводские и цеховые. 

При организации складского хозяйства необходимо установить количество и размеры складов, их расположение относительно производственных объектов, выбрать наиболее рациональные в каждом конкретном случае виды складского оборудования и инвентаря. 

При расчете площади складских помещений необходимо определить площадь для хранения - грузовую, а также для проходов, проездов, разгрузки сырья и материалов, сортировки и отпуска их в производство - вспомогательную площадь. 

Прием, хранение и отпуск сырья и материалов на складах осуществляется таким образом, чтобы обеспечить полную сохранность материальных ценностей, быстрое их нахождение по заданной номенклатуре и отпуск по требованию производственных участков, противопожарную безопасность. 

3. Капитальное строительство

Под капитальным строительством понимается процесс создания новых и реконструкции действующих фондов производственного и непроизводственного назначения, а также монтаж и ввод в действие оборудования и машин.

В процессе реконструкции осуществляется техническое перевооружение действующих предприятий, а вновь строящиеся оснащаются новейшей техникой, поэтому именно капитальное строительство во многом определяет технический уровень предприятия. 

Капитальное строительство включает следующие этапы работ: технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности строительства; инженерно-технические изыскания; разработка проекта; организация строительной базы; подготовка строительной площадки, строительство временных сооружений; производство основных строительных и монтажных работ; пуск и ввод объекта в действие. 

Затрачиваемые на капитальное строительство средства называются капитальными вложениями. 

В состав капитальных вложений входит:

а) стоимость приобретаемого для строящихся объектов и промышленных предприятий технологического, энергетического, транспортного, погрузочно-разгрузочного оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов, инвентаря и инструментов, относящихся к основным фондам;

б) стоимость строительных работ по возведению зданий и сооружений; 

в) затраты на модернизацию оборудования, стоимость проектных и изыскательских работ;

г) стоимость работ по осуществлению монтажа оборудования;

д) расходы на содержание дирекции строящихся предприятий, а также на подготовку кадров и др. 

Различают два способа ведения капитального строительства:

    1. подрядный - метод ведения работ специализированными подрядными строительными и монтажными организациями, выполняющими работы для разных заказчиков по договорам подряда; 
    2. хозяйственный - метод ведения работ собственными силами и средствами промышленного предприятия. 

 

Тема 11. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Общая характеристика  планирования

 

Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Основные принципы планирования: 

1) Принцип обоснованности целей  и задач предприятия.

При этом выделяют цели: 

- хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;

- производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия; 

- научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс; 

- социальные, обеспечивающие  удовлетворение социально-бытовых  и культурных потребностей работников  предприятия;

- экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду. 

2) Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия; 

3) Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов; 

4) Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования; 

5) Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием; 

6) Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия. 

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. 

В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование. 

Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. 

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. 

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. 

В планировании используются следующие основные методы:

а) нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;

б) балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;

в) экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;

г) интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;

д) факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;

е) матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;

ж) экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие. 

 

2. Содержание средне- и краткосрочных планов

Планы предприятия включают следующие основные разделы:

    1. маркетинговая программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг) и в целом по всей продукции;
    2. производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции) с учетом повышения качества;
    3. план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий, внедрению новой техники и технологии;
    4. план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала по категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения;
    5. план капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных и строительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей; 
    6. план материально-технического обеспечения: определение потребности производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии;
    7. план по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимость основных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по предприятию;
    8. финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения;
    9. план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта работников предприятия;
    10. план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов включает такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное использование минеральных ресурсов.

 

 

Показатели, применяемые в планирования и, подразделяются: 

    • по экономическому содержанию - на натуральные, трудовые и стоимостные; 
    • по экономическому назначению - на количественные и качественные (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость); 
    • по способу характеристики предмета - абсолютные (прибыль) и относительные (рентабельность). 

 

Оперативное планирование - это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Оно соединяет:

1) Календарное  планирование, включающее детализацию текущего плана предприятия и доведение заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и каждый час;

2) Диспетчеризацию, обеспечивающую: 

- сплошной контроль  за ходом производственного процесса  и оперативное устранение неполадок  и сбоев в работе на каждом  рабочем месте;

- организацию  доставки на рабочие места  сырья, материалов, заготовок, инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества. 

Различают: 

    • межцеховое оперативное планирование, обеспечивающее скоординированную деятельность и необходимые производственные пропорции между цехами предприятия в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом функций основных, вспомогательных, побочных и обслуживающих цехов; 
    • внутрицеховое оперативное планирование - осуществляющее распределение работ по участкам и рабочим местам. Основная задача распределения - обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих. 

 

3. Бизнес-план предприятия

Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности. 

Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем. 

Информация о работе Экономика предприятия