Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:19, доклад
Основные пункты программы:
- структурная перестройка промышленности, построение частно-государственной экономики;
- приватизация большинства государственных предприятий, беспрепятственное развитие частной собственности;
- земельная реформа с последующим разрешением купли-продажи земли;
- снятие ограничений на внешнеторговые операции, отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю;
- либерализация цен и торговли;
- введение российской национальной валюты – рубля.
Поворот к рынку.
В октябре 1991 года Президент России Борис Ельцин обнародовал программу перехода к рынку. Экономику России ждали радикальные изменения.
Основные пункты программы:
- структурная перестройка промышленности,
построение частно-государственной экономики;
- приватизация большинства государственных
предприятий, беспрепятственное развитие
частной собственности;
- земельная реформа с последующим разрешением
купли-продажи земли;
- снятие ограничений на внешнеторговые
операции, отказ от государственной монополии
на внешнюю торговлю;
- либерализация цен и торговли;
- введение российской национальной валюты
– рубля.
Россия начала освобождаться от экономического наследия СССР и строить новую экономику, основанную на рыночных отношениях.
При этом российское руководство решило не растягивать переход к рынку на несколько лет и не применять половинчатых мер. Переход к рынку был стремительным и полным. Ельцинская программа в полном объеме начала осуществляться с января 1992 года. Ответственным за реализацию программы реформ стал один из ее разработчиков вице-премьер правительства Егор Гайдар.
Либерализация цен. «Шоковая терапия». Падение производства. Гиперинфляция (1992-1994).
Руководство России сделало то, на что так и не решились руководители СССР, опасавшиеся социального взрыва: отказалось от государственного регулирования цен. Со 2 января 1992 года страна перешла на применение свободных рыночных цен. Цены стало определять не государство, как это было в СССР – их стали определять исключительно спрос и предложение. Государство оставило под своим контролем только цены на хлеб, молоко, общественный транспорт и другие социально значимые потребительские товары и услуги (они составили 10% общей массы товаров и услуг).
Предполагалось, что после отпуска цен они увеличатся в 3 раза. Однако реальность оказалась драматичнее: цены сразу выросли в 10-12 раз. Причина – острый дефицит товаров первой необходимости.
Но на этом рост цен не закончился: страна пережила гиперинфляцию. За 1992 год цены выросли на 2600 процентов. Сбережения граждан, накопленные в советский период, были обесценены. Гиперинфляция продолжалась и в последующие два года. Последствия «шоковой терапии» оказались намного более суровыми, чем ожидали власти и ведущие экономисты страны.
У резкого перехода к рынку
было немало плюсов и минусов. Причем часто
безусловный плюс часто становился причиной
появления нового минуса – и наоборот.
Высокий спрос на бытовые товары оживил
торговлю. Благодаря либерализации торговли
стало возможным быстро заполнить рынок
импортом. В страну потоком хлынули товары
из-за рубежа. Это позволило быстро справиться
с дефицитом. Но теперь возникла другая
серьезная проблема: российские предприятия
не выдержали конкуренции, так как их товары
уступали импортным по качеству и ассортименту.
В результате огромное количество предприятий
одно за другим становились банкротами
и закрывались. Впервые за последние 70
лет в стране появилась безработица, причем
она сразу обрела массовый характер.
Резкое сокращение производства ударило и по российскому бюджету. Он потерял важные источники дохода и очень быстро обнищал. Государство оказалось неспособным финансировать социально значимые статьи бюджета. Особенно пострадали наука, образование, здравоохранение, культура.
Но в целом стремительные реформы, при всей их драматичности, имели важное значение:
- был достаточно быстро ликвидирован товарный дефицит;
- сложилась новая торговая
система, освободившаяся от
- страна избежала разрыва
хозяйственных связей и
- созданы основы рыночных
отношений и рыночные
Приватизация.
Осенью 1992 года началась приватизация. Тысячи государственных предприятий переходили в частные руки – к отдельным лицам и трудовым коллективам.
Важной задачей властей являлось формирование класса собственников, создание мелкого, среднего и крупного бизнеса, который и составил бы основу российской экономики. Решению этой задачи была подчинена и объявленная приватизация.
Но большинство населения не имело средств для покупки акций. И власти решили выдать каждому гражданину России приватизационный чек (ваучер). Его можно было обменять на акции общей стоимостью до 10 тысяч рублей. Эти и другие меры государства привели к тому, что приватизация обрела активные формы. За первый год реформ было приватизировано 24 тысячи предприятий, 160 тысяч фермерских хозяйств, 15 процентов предприятий торговли. В стране весьма быстрыми темпами стал формироваться слой собственников.
Ваучерная приватизация не улучшила материального положения большинства населения России. Она не стала стимулом для развития производства, не оправдала ожиданий властей и всего населения, рассчитывавших на улучшение экономической ситуации в стране. Это – безусловный минус экономической политики властей в 1992-1994 годах. Но в течение короткого времени в стране сложились новые экономические отношения, основанные на частной собственности и свободе предпринимательской деятельности. И это – столь же безусловный плюс прошедшей приватизации.
Экономическая политика правительства Черномырдина.
Программа реформ не принесла главного ожидаемого результата: правительству не удалось стабилизировать экономику страны. В декабре 1992 года Егор Гайдар, исполнявший обязанности главы правительства, был отправлен в отставку. Правительство возглавил Виктор Черномырдин. Он внес коррективы в программу реформ: в отличие от Гайдара, он проводил линию по усилению роли государства в экономике. Особая ставка была также сделана на топливно-энергетический и оборонный комплексы.
Однако и эти меры не имели успеха. Производство продолжало падать, казна испытывала страшный дефицит, инфляция росла, а «бегство капитала» усилилось: отечественные предприниматели не желали оставлять прибыль в нестабильной России. Иностранные компании тоже не спешили вкладывать деньги в российскую экономику, боясь не только экономической, но и политической нестабильности, а также отсутствия необходимой законодательной базы в стране.
Россия остро нуждалась в деньгах для финансирования реформ. Их предоставили Международный валютный фонд и Всемирный банк. Кроме того, правительство стало выпускать государственные краткосрочные облигации (ГКО), которые приносили немалый доход. Удалось также убедить население хранить деньги в банках. В результате в бюджете оказались необходимые средства. Благодаря этому правительству удалось снизить темпы инфляции и стабилизировать рубль.
Однако, продавая ГКО и беря займы у зарубежных финансовых институтов, страна все больше влезала в долги. Необходимо было выплачивать проценты по ГКО, а в бюджете таких средств попросту не было. При этом вырученные деньги далеко не всегда использовались эффективно – а значит, не приносили ожидаемого результата. В итоге над страной нависла новая угроза – опасность долгового кризиса.
В начале 1998 года Черномырдин был отправлен в отставку. Новым премьером стал Сергей Кириенко. Обновленное правительство попыталось предотвратить надвигавшийся финансовый кризис либо смягчить его последствия. Однако уже ничего невозможно было изменить.
Дефолт (1998).
17 августа 1998 года правительство
объявило о прекращении выплат
по ГКО, фактически признав свою
неспособность платить по
Лишилось доверия граждан и правительство. Оно вместе с премьером Кириенко было отправлено в отставку.
Новым главой Кабинета министров был назначен Евгений Примаков. Он призвал не ждать помощи извне, а опираться на собственные силы. У дефолта был и положительный момент: из-за сильного повышения курса доллара импортные товары оказались слишком дорогими для большинства населения страны. Это был шанс для отечественного производства, неожиданно получившего серьезные конкурентные преимущества: отечественные товары оказались существенно дешевле импортных и стали пользоваться серьезным спросом. Производство оживилось. Начался новый экономический рост.
В мае 1999 года премьер-министром стал Сергей Степашин, а в августе того же года правительство возглавил Владимир Путин. Они продолжили взятый курс на оздоровление российской экономики.
С приходом Путина к руководству правительством началась разработка принципиально новой экономической стратегии страны.
Экономические итоги 90-х годов.
В 90-е годы отставание России от ведущих экономик мира постоянно увеличивалось. По совокупным показателям экономического развития Россия откатилась далеко назад, заметно уступая ведущим странам Европы и США. Если в середине XX века Россия занимала второе место в мире по объему промышленного производства, то в 90-е годы она опустилась во второй десяток.
С другой стороны, в стране сложились рыночные отношения, построен новый фундамент, на котором и должна была строиться экономика новой, посткоммунистической России.
Необходимо было срочно выходить из затянувшегося кризиса, преодолеть отставание и обеспечить устойчивый рост экономики. От этого зависело не только материальное благополучие страны. Решалось будущее России.