Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 16:27, реферат
Ремёсла, торговля и промыслы на Руси в 12-15 веках
Землевладение на Руси в 12-15 веках
Последствия войн и ига для экономики Руси
Социально-экономические отношения XI-XII вв.
В них, однако,
расширение ареала окультуренных земель
шло частью за счет увеличения дворов
в сравнительно крупных поселениях. К
рубежу XV-XVI вв. плотность сельских поселений
в центральных и северо-западных областях
Русского государства стала достаточно
высокой (своего максимума она достигла
к середине XVI в.). Источники рубежа XV-XVI
вв. свидетельствуют о тесном соседстве
вотчин, поместий, дворцовых владений
и черносошных земель. О том же говорит
и резко возросшее количество поземельных
конфликтов. Типичным элементом сети расселения
было село (крупное поселение с числом
дворов от 10-15 и более) с комплексом тянущихся
к нему деревень, починков и пустошей.
К концу XV в. вполне различимы региональные
различия в типах поселений и средней
численности дворов. Наименьшим количеством
дворов было в поселениях Севера, несколько
большим - на Северо - Западе, в верхнем
Поволжье, лесном Заволжье. В центральных
же уездах, на Юге и Юго- Востоке оно повышалось
в несколько раз, прежде всего за счет
большого удельного веса многодворных
сел(они были здесь крупнее) и большего
числа дворов в деревнях.
Характер и темпы колонизации свидетельствуют
в первую очередь об экстенсивном развитии
сельского хозяйства, что подтверждается
и данными об орудиях труда и системах
земледелия. Эволюция пахотных орудий
была длительной. В XII-XIII вв. существовали
разные виды архаичных сох, конструктивные
особенности которых обусловливались
их функциями: одни предназначались для
земель, вводимых в культуру, другие - для
старопахотных.
Монголо-татарское иго нанесло большой ущерб социально-экономическому и политическому развитию русских княжеств. Некоторые виды ремесел практически исчезли и не восстанавливались на протяжении целых столетий. На полвека прекратилось строительство каменных зданий, запустели плодородные южнорусские земли. На юго-востоке население русских земель было обложено тяжёлой данью. Лишь после Куликовской битвы размер дани был несколько уменьшен, и только в 1480 г. после объединения русских земель вокруг Москвы иго Золотой Орды было свергнуто.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ XI-XII ВВ.
Социально-политическая организация
дневнерусских
городов-государств базировалась на соответствующих
социально-экономических отношениях.
Советские историки и
археологи окончательно подтвердили те
выводы, которые
некоторые исследователи сделали уже
в начале века - о
земледельческом характере хозяйства
Древней Руси. Вернее
сказать, древнерусская экономика основывалась
на
комплексном развитии земледелия, скотоводства
и
разнообразных промыслов, основными из
которых были охота,
рыболовство и бортничество - добыча меда
диких пчел. Этот
тезис сейчас никем не оспаривается. Гораздо
более спорным
является вопрос о характере землевладения
в древнерусский
период. Еще в 30-е годы был выдвинут тезис
о господстве
крупного феодального землевладения,
начиная чуть ли не с
IX в. Согласно воззрениям школы Б.Д.Грекова,
феодализм,
постоянно развиваясь в Киевской Руси
в XI-XII вв.,
приводит к феодальной раздробленности.
Однако уже в 50-х
годах ученым стало ясно, что, опираясь
на исторические
источники, доказать раннее развитие крупного
феодального
землевладения на Руси невозможно. Л.В.Черепнин
наиболее
полно постарался обосновать гипотезу
о верховной
феодальной собственности в Древней Руси.
По его мнению,
уже первые известные нам русские князья
были верховными,
собственниками всей русской территории
на феодальном
праве, а дани, которые они собирали с подвластного
населения, были не контрибуцией, платой
за мир, а
феодальной рентой. Никакими теоретическими
и
конкретно-историческими данными доказать
такой путь
развития Руси невозможно. Уже в первой
половине 70-х годов
была выдвинута никем еще не опровергнутая
гипотеза о
преобладании в Киевской Руси общинной
собственности на
землю (И.Я.Фроянов). Это, конечно, не значит,
что крупного
землевладения в Древней Руси не было
совсем. Вотчина
существовала, и в ней работали различные
категории
зависимого населения (это челядь и холопы,
общей чертой
которых было их рабское положение). Другие
категории
населения находились на стадии переходной:
они двигались
или от свободы к рабству или от рабской
зависимости к
освобождению. Таковыми были закупы, изгои,
рядовичи.
Вызывавшие много споров в историографии
смерды делились на
"внутренних" и "внешних". Первые
- это посаженные на землю
пленные, сходные с рабами фиска (т.е. государства)
Западной Европы эпохи средневековья.
"Внешние" смерды -
покоренные племена, платившие дань. Таким
образом
население, которое работало в вотчине,
было еще не
феодально-зависимым. Но главное - эти
вотчины были
островками в море свободного общинного
землевладения. Русь
IX-XII вв., по мнению И.Я.Фроянова, переживала
период
перехода от родоплеменных отношений
к раннеклассовым,
период, который можно определить как
"дофеодальный",
сходный с тем, который выделил на материалах
Западной
Европы советский медиевист А.И.Неусыхин.
Древнерусская
знать благоденствовала за счет всякого
рода внеземельных
доходов - даней, полюдья, кормлений. В
социальных
отношениях было много архаических черт,
пережиточных
явлений: сохранялась кровная месть, наряду
со многими
пережиточными чертами в семейно-брачных
отношениях
господствовала большая семья.
Все это нашло отражение в древнейшем
своде законов Руси -
Русской Правде. Под этим названием известны
три памятника:
"Краткая Правда" - древнейшая, "Пространная",
которая
относится ко второй половине XII в., и "Сокращенная",
основанная как на Пространной, так и на
некоторых не
дошедших до нас законодательных актах
более раннего
времени. В свою очередь Краткая Правда
делится на Правду
Ярослава (около 1016 г.), Правду Ярославичей
(вторая
половина XI в.) и дополнительные статьи.
Пространная
Правда, как считают некоторые исследователи,
была
составлена в начале XIII в. на основе Краткой
с
добавлением ряда статей. Такова принятая
на настоящий день
периодизация древнейшего русского законодательства.
В нем
явственно предстает перед нами община
- "мир".