Экономика современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:36, реферат

Описание работы

Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины CC века является интенсивное развитие международных отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………... 3
2.Россия в системе международного разделения труда………………………4
3.Россия в международном рынке труда………………………………………8
4.Внешнеэкономические связи……………………………………………….. 12
5. Необходимость привлечения иностранного капитала и его значение для экономики России……………………………………………………………....15
6.Заключение…………………………………………………………………....21
7.Список литературы…………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

пусто.docx

— 49.24 Кб (Скачать файл)

По данным Госкомстата России, в стране в  середине 2000 г. насчитывалось более 30 тыс. ПИИ.

Число действующих  предприятий с иностранным капиталом  –5300 (в 1999 году --5104); среднесписочная  численность работников на них –1299 тыс. человек (904—в 1999 году).

Объем производства товаров и услуг на предприятиях с иностранными инвестициями (без  малых предприятий) по итогам первых шести месяцев 2000 года составил 392 млрд. рублей (за весь 1999 год—448 млрд. рублей), в том числе по основному виду деятельности – 371 млрд. рублей (95%).

Совместные  и иностранные предприятия создаются  в основном в сфере торговли и общественного питания. Затем идет промышленность, транспорт, связь, строительство, коммерческая инфраструктура, наука и научное обслуживание.

Достаточно  привлекательной отраслью российской экономики для прямых иностранных  инвестиций до августа 1998 г. была финансовая сфера.

Россия  рассматривает иностранные инвестиции как факторы:

1) ускорения  экономического и технического  прогресса;

2) обновления  и модернизации производственного  аппарата;

3) овладения  передовыми методами организации  производства;

4) обеспечения занятости, подготовки  кадров, отвечающих требованиям  рыночной экономики.

В условиях инвестиционного кризиса в России привлечений иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности, решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной  хозяйственной системы к другой требуется огромный объем инвестиций для обеспечения такого перехода.

Специфические условия России делают этот процесс  не имеющим аналогов в мире.

Проблемная  специфика России выражается, прежде всего, в:

1)обширности  территории, неразвитости коммуникационной  структуры;

2)наличии  устаревшего производственного  аппарата;

3)гипертрофированности военно-промышленного  комплекса (ВПК) при отсутствии целого ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики;

4)слабости  сельского хозяйства.

Важное  место в притоке иностранного капитала до начала финансового кризиса  составляли портфельные инвестиции. Оценивая итоги первого этапа  приватизации, следует отметить, что  около 10% акций приватизированных  предприятий принадлежат иностранным компаниям. В России обосновалось более 20 крупных инвестиционных компаний, которые занимаются покупкой российских акций.

В 1996 г. объем  иностранных портфельных инвестиций в Россию резко вырос, превысив рубеж  в 4 млрд. долл. Россия оказалась на первом месте среди так называемых развивающихся  рынков (emerging markets), таких как Венесуэла, Польша, Венгрия, по темпам роста спроса на ценные корпоративные бумаги. Увеличение вложений произошло в основном за счет привлечения иностранных инвесторов на рынок ГКО и значительного  роста в связи с этим прочих кредитов, которые в целом возросли в 6 раз. Нерезиденты в 1997 г. «держали»  от 20 до 25% всего объема рынка ГКО—ОФЗ. По оценкам Торгово-промышленной палаты России, до половины иностранных портфельных  инвестиций на российском фондовом рынке  скрывают фактически реэкспорт российского  капитала, «убежавшего» из страны.

Зарубежные  инвестиционные фонды, считавшие Россию до августа 1998 года в целом привлекательной  для портфельных инвестиций, отмечали, что для российского фондового  рынка характерны невысокие цены на акции, высокие темпы развития рынка, снижение политических рисков, постепенная стабилизация экономики, высокая доходность по ценным бумагам  и др.

Что касается крупных иностранных  инвестиций, то в России их практически  нет. Проблематично существенное изменение  ситуации и в ближайшие годы.

Характеризуя общую ситуацию с  привлечением иностранных инвестиций в докризисный период, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это  в результате распахнутости российского  рынка и неадекватного инвестиционного  климата.

Предпосылками ускорения притока  иностранного капитала в Россию могут  стать: меры по репатриации «убежавшего» из России капитала. Для реализации этого процесса предлагается амнистировать  владельцев незаконно вывезенного  капитала за границу с целью его  возврата в Россию. Необходимо также  привести российское законодательство, определяющее вывоз капитала как  незаконный, в соответствие с международным  правом.

К числу других предпосылок увеличения притока иностранного капитала в  Россию можно отнести: высокий банковский процент, небольшую инфляцию, открытие финансового рынка, государственные  обязательства по выплате задолженности  по займам и кредитам.

Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения  иностранного капитала – самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. В то же время, наряду с положительными моментами, участие  иностранного капитала в развитии российской экономики вызвало ряд отрицательных  последствий, которые не следует  сбрасывать со счетов:

  1. приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствует не только ускоренной исчерпаемости не возобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей;
  2. слабость государственного регулирования процесса привлечения иностранного капитала, отсутствие жесткого экологического контроля за действием ряда предприятий с иностранными инвестициями;
  3. участие западного капитала в приватизации государственной собственности на заниженном курсе рубля, позволившее ему за бесценок скупить ряд важных объектов. Так, например, около 50% заводов по производству минеральных удобрений скуплены бывшими советскими гражданами и работают преимущественно на внешний рынок;
  4. капитальные иностранные вложения нередко используются как способ отмывания «грязных денег» из стран Запада. Имеются серьезные признаки того, что Россия начинает превращаться в международную «прачечную» по отмыванию средств, имеющих криминальное происхождение.

Непродуманная политика в привлечении  иностранных инвестиций не сможет обеспечить экономические интересы принимающей  стороны. К тому же мировой опыт привлечения  иностранных инвестиций свидетельствует  о том, что многие страны весьма осторожно  использовали это специфическое  «лекарство».

Претворяя в жизнь инвестиционную политику, следует отдавать себе отчет  в том, что выбор приоритетных направлений отраслей – дело очень  тонкое, поскольку рыночные механизмы  действуют далеко не всегда в российских интересах. Здесь требуется строгий  контроль со стороны государства, а  также доброжелательная политика для  поддержки инвестиций в те отрасли  и регионы, с которыми связаны  экономические перспективы. Нужна  научно обоснованная, взвешенная, активная государственная политика по привлечению  иностранных инвестиций.

Практика иностранного инвестирования в Россию показывает, что существенные вложения в Российскую экономику  — не в интересах западных государств и международных корпораций. Более  важно для них оставить Россию на уровне крупнейшего потребительского рынка. Российский рынок для них  – это главным образом и, прежде всего огромный спрос; им не нужны  новые конкуренты.

 

                    

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Начатый в нашей стране переход к рынку, предполагает воссоздать в полном объеме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических методов призвано регулировать рынок в интересах всего населения.

          Удивительной особенностью переходной экономики является то, что возможности государства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в связи с либерализацией, приватизацией и другим), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на очень высоком уровне и даже возрастает в связи с кризисным состоянием экономики и особенно некоторых секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли). Найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической наукой и практикой не найдено. Но нужно пытаться определить некоторые тенденции в поиске оптимума. Организация,упорядочение,регламентация рынка не должны нарушать огромный потенциал самонастройки рыночного механизма. Но и разгул конкурентной стихии при ослаблении регламентирующих правил игры может иметь негативные последствия для общества -массовые банкротства, безработица, присвоение богатства, фальсификация продуктов. Поэтому для каждых конкретных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации.Такой механизм можно назвать механизмом организованной конкуренции. Современный инструментарий государственного вмешательства в экономику России, нацелен на поиск и достижение подобного оптимума.

             Начатый в нашей стране переход к рынку, предполагает воссоздать в полном объеме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических методов призвано регулировать рынок в интересах всего населения.

            Удивительной особенностью переходной экономики является то, что возможности государства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в связи с либерализацией, приватизацией и другим), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на очень высоком уровне и даже возрастает в связи с кризисным состоянием экономики и особенно некоторых секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).Найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической наукой и практикой не найдено. Но нужно пытаться определить некоторые тенденции в поиске оптимума. Организация,упорядочение,регламентация рынка не должны нарушать огромный потенциал самонастройки рыночного механизма. Но и разгул конкурентной стихии при ослаблении регламентирующих правил игры может иметь негативные последствия для общества -массовые банкротства, безработица, присвоение богатства, фальсификация продуктов. Поэтому для каждых конкретных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации.Такой механизм можно назвать механизмом организованной конкуренции. Современный инструментарий государственного вмешательства в экономику России, нацелен на поиск и достижение подобного оптимума.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Виханский О.С. Развитие экономики России: тенденции, перспективы, прогнозы /О. C Виханский , А.И. Наумов.- М.: МГУ, 2002.-С.150-152

2.Экономика  России-2007//http:www.ruseconomy.ru

3.Андрианов  В.Д. Россия в мировой экономике  / В.Д.Андрианов-М.:Владос,2001.-С.5-24,39-72.

4.Николаева  И.П. Мировая экономика / И.П.Николаева.-М.:Юнити,2003.-C.548-556.

5.X X I. Формирование правовых основ экономической деятельности субъектов Российской Федерации/А.Городилов и др.-Калининград:Янтар.сказ,2002.-200 с. 
6 Карпова Е.А. Экономическое равновесие в глобальной экономике: миф или реальность. «Финансы и кредит» №13 2008г. стр.61 - 66

7 Учебник. Национальная экономика. В.А. Шульга. М.: Изд.РЭА. 2002 г. Стр 80-83.

8.Алексеев  А.И., Мироненко Н.С. Территориальная организация и интеграция в мировое хозяйство России на рубеже веков//Изв.Ран.Сер.География .-2000.-С18-27

9.Путь в  21 веке: Стратегические порблемы и перспективы российской экономики.-М.:экономика

10.Соколова  О.Ю. Тендеции взаимодействия  субъктов хозяйствования России  в 21 веке/ Сарат.гос.соц.-экон. Ут.-т.-Саратов,2002.-228 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономика современной России