Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:37, реферат
Реферат подробно описывает и приводит статистические данные о состоянии экономики США в период с конца 20 века до начала 21.
Введение 3
1. Характерные черты экономического развития США 4
1.1. Географическое положение, краткая история, политическое и административное устройство 4
1.2. Периоды развития 7
1.3. Особенности развития 10
2. Мирохозяйственное положение США 14
2.1. Внутренний рынок США 14
2.2. Научно-технический потенциал США 18
2.2.1. Высококвалифицированные кадры 21
2.3. Информационные услуги 21
3. Фактор мирового влияния США 23
3.1. Позиции США в мировой торговле 24
3.2. Движение капитала США 25
3.2.1. Доллар - мировая валюта 28
3.2.2. Рынок ссудного капитала 29
4. Американская экономика: итоги и перспективы 30
Заключение 36
Список использованных источников 37
На развитие экономики США не оказывали отрицательного влияния войны. Военные действия на их территории происходили последний раз в 60-х гг. прошлого века во время гражданской войны. Напротив, мировые войны, тормозившие развитие других участвовавших в них стран, способствовали бурному росту американской экономики.
Достаточно быстрому экономическому развитию способствовала изначально установившаяся в стране свобода экономической деятельности, защита и поддержание принципов конкуренции. Еще в конце прошлого века было положено начало антитрестовскому законодательству, которое запрещает сговоры о разделе рынков и искусственном поддержании цен, монополизацию рынка крупными компаниями, а также слияние компаний, ведущие к надрыву конкуренции.
Во второй половине 20 в. можно выделить три периода, отличающихся по характеру применяемых технологий; целями государственного регулирования экономики, положению США в мировом хозяйстве.
Первый период - это время после второй мировой войны до конца 50-х годов. Его завершение обозначено кризисом 1957 - 1958 гг. Основные черты этого периода состояли в послевоенной переориентации экономики США на гражданские нужды, восстановление и расширение роли потребительского спроса в качестве двигателя экономического роста, развертывание программ антикризисного государственного регулирования. В международном плане он характерен абсолютным экономическим превосходством США (1953г. - 55,3 % мирового объема обрабатывающей промышленности). Они содействовали восстановлению стран Западной Европы в рамках плана Маршалла и активно наращивали вывоз ссудного и предпринимательского капитала в эти страны.
Второй период начинается с кризиса 1957 - 1958 гг. и завершается кризисом 1973 - 1975 гг. В этот период в США расширяется поточное производство, ориентированное на выпуск стандартной продукции для массового потребителя. Стабильные мировые цены на сырье и базовые материалы закрепили движение научно-технического прогресса в этом направлении. Государственное регулирование экономики в этот период отличается в США ярко выраженной приверженностью кейнсианской доктрине. Доля США в мировом производстве сократилась с 26 % в 1960 г. до 23 % ВНП в 1970 г., а в производстве продукции обрабатывающей промышленности с 30,2 % в 1963 г. до 24,5 % в 1970 - 1973 гг. /13/ .
Кризисные процессы середины 70-х годов подвели черту под периодом экстенсивного экономического развития. В эти же годы происходят крупные перемены в позиции США в мировом хозяйстве. Бывшие младшие партнеры - страны Западной Европы и Япония - становятся активными конкурентами для США не только на мировых рынках, но и на внутреннем рынке США. Наряду с долларом статус международных расчетных и резервных валют приобретают немецкая марка, японская иена и ряд других валют.
Третий период начинается с конца 70-х годов, когда рост мировых цен на сырье вынудили экономику страны переходить на новые технологии, а экономическое развитие страны стало в большей мере опираться на использование мировой экономической системы. Существенно повысилась роль политики в регулировании экономики. Это привело к резкому росту учетных ставок, огромному притоку иностранного капитала и снижению уровня инфляции в первой половине 80-х годов.
В 80-е годы основной стратегической целью стало восстановление экономической и стратегической мощи США. Это охватило внутри - и внешнеэкономические сферы страны. Администрация отдала приоритет независимой политики над экономической координацией с союзниками. Региональные и двухсторонние соглашения признавались более эффективной формой обеспечения американских интересов. Исходили из того, что снижение позиции США в мировой экономики преувеличивалось и что страна обладает уникальными сравнительными преимуществами. Реализация имперских целей началась через сферу денежно-кредитной и финансовой политики, что вызвало мощное долговременное воздействие на мирохозяйственные процессы /13/.
1.3. Особенности развития
Характерная черта прошедших десятилетий - относительное ослабление позиций США в мировом хозяйстве, в основе которого лежит целый ряд факторов внутреннего и внешнего порядка. Среди них сокращение технологического разрыва в ряде новейших отраслей промышленности между США и другими западными странами, рост производства в странах Восточной Азии, к которым перешли сравнительные преимущества в традиционных отраслях и ряде наукоемких производств.
Во внутренней сфере экономического развития отягощалась дефицитностью государственного бюджета. Огромное увеличение военных расходов, сокращение налогов привели к увеличению бюджетных дефицитов с 74 млрд. долл. в 1980 г. до 290 млрд. долл. в 1992 и 164 млрд. долл. в 1995 г /13/. Вместе с дефицитом рос и государственный внутренний долг для покрытия которого приходилось выпускать новые государственные облигации, вследствие чего отвлекались денежные ресурсы, необходимые для инвестиций. Суммарно он превысил 4 трлн. долл., увеличившись за 80 - 90-е годы более чем в 5 раз.
В 1991 г. впервые с конца 50-х годов государственный долг превысил половину ВВП страны (1980 - 27,2 % ВВП, 1995 г. - 68% ВВП). Затраты на выплаты процентов превышают все федеральные расходы на образования, науку, транспорт, жилищное строительство и специальное вспомоществование. В этих условиях существенно возросла роль кредитной и денежной политики в качестве стабилизирующего элемента в системе государственного регулирования экономики.
Дефицит собственных денежных ресурсов сложившийся с конца 80-х годов, вызвал острую конкуренцию за доступ к ним между государством, которому они были должны для покрытия бюджетного дефицита, корпорациями - для инвестиции и населением - для потребительского кредита и других целей. В итоге произошло резкое повышение процентных ставок, благодаря чему в США устремился иностранный денежный капитал, который восполнил нехватку ресурсов на внутреннем рынке. В конечном счете это выразилось в том, что в течение всех 80-х годов инфляцию в США удалось удерживать в пределах 5 % на годовом уровне. В 90-х годах уровень инфляции был на уровне 2,6 - 4 % в год, что соответствовало уровню промышленно развитых стран в целом.
В
80-90-е годы в целом среднегодовые темпы
прироста ВВП в США были несколько выше
чем в других странах (см. таблицу 1) /13/.
Таблица 1 - Среднегодовые темпы экономического роста
ВВП | Подушевой | ВВП | ||
1981-1990 | 1991-1995 | 1981-1990 | 1991-1995 | |
США | 2,9 | 1,9 | 2,0 | 0,8 |
ЕС (15 стран) | 2,3 | 1,3 | 2,0 | 0,9 |
Япония | 4,1 | 1,3 | 3,5 | 1,0 |
Все промышленно развитые страны | 2,9 |
1,5 |
2,3 |
0,9 |
Данная тенденция появилась несмотря на то, что по уровню капиталовложений США уступали всем западным странам на 2 -3 пункта. Валовые капиталовложения США в 1980 г. равнялись 20,2 %, в 1985 г. - 20,7 %, в 1990 г. - 17,4 %, 1994г. - 17,7 % ВВП
В результате абсолютно низкого уровня инвестиций в США разрыв с другими странами в объеме капитала, приходящегося на одного рабочего снизился. Низкозатратная стратегия американских компаний распространилась также на вопросы заработной платы и подготовки рабочей силы. Проблемы в области профессиональной подготовки в сочетании с высокой долей лиц, не закончивших среднюю школу, и низким уровнем полученных знаний обуславливают более низкие темпы производительности труда. Темпы роста производительности труда, начиная с 1960 г., снижались более быстрыми темами, чем в странах Западной Европы и Японии.
В результате промышленные страны значительно приблизились к уровню США по производительности труда, но до сих пор США опережают на 20 % японских и западноевропейских конкурентов, чему способствует компьютеризация рабочих мест, миниатюризации производственного оборудования, сокращения складских запасов.
Сравнительная
динамика капиталоотдачи была противоположна
динамики роста производительности труда.
В 1960 - 1973 гг. среднегодовые темпы роста
капиталоотдачи в США в отличие от других
стран были положительными. В 70 - 80-е годы
они стали отрицательными, но падение
капиталоотдачи было менее ярко выраженным,
чем в Западной Европе и Японии. Более
низкие темпы капиталоотдачи не смогли
компенсировать относительно низкие результаты
в области производительности труда. Вследствие
этого рост совокупной факторной производительности
в США оставался ниже среднего уровня
стран ОЭСР (см. таблицу 2) /13/.
Таблица 2 - Динамика совокупной факторной производительности
1961 - 1973 | 1974 - 1978 | 1979 - 1987 | 1988 - 1992 | |
США | 1,4 | минус 0,1 | 0,4 | 0,2 |
Япония | 3,0 | 0,2 | 1,9 | 1,2 |
ФРГ | 2,5 | 1,5 | 0,6 | 1,7 |
Франция | 3,3 | 1,4 | 1,3 | 1,3 |
Италия | 2,5 | 1,4 | 1,2 | 1,3 |
Бразилия | 1,9 | 0,5 | 1,2 | минус 0,2 |
Несмотря
на отмеченные негативные тенденции, за
последние 20 лет американская экономика
стала более продуктивной и конкурентоспособной,
реальная зарплата фактически не повышалась,
возросло неравенство доходов, но и возросла
и занятость. В течение 80 - 90-х годов удавалось
удерживать безработицу на более низком
уровне, чем в других индустриальных странах.
В 90-е годы уровень безработицы составил
6,3 % /13/.
2. МИРОХОЗЯЙСТВЕННОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ США
2.1. Внутренний рынок С Ш А
Ныне лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиции и банковского капитала.
Чрезвычайно высокая емкость внутреннего рынка обеспечивает США уникальное место в мировой экономике. После экономического ослабления конца 70-х - начала 80-х годов американское хозяйство в середине 90-х годов вошло в полосу роста. Администрация Клинтона сумела поддержать процессы структурной перестройки национальной экономики и сегодня с обоснованным удовлетворением заявляет об успехе своего курса.
В 1977 г. реальный валовой внутренний продукт США увеличился на 3,9 %, занятость выросла на 3,2 млн. человек. Безработица впервые за последнюю четверть века упала ниже уровня 5 %, а уровень инфляции оказался самым низким за 30 лет - 2,2 %. Доля занятых в частном секторе, объединенных в профсоюзы, сократилась почти вдвое в сравнении началом 80-х годов (до 11 %) и продолжает сокращаться.
Производительность труда в США увеличилась в среднем ежегодно в период с 4-го квартала 1990 г. до 3-го квартала 1997 г. на 1,1 %. В перспективе до 2005 г., по прогнозу американской администрации, этот показатель составить 1,3 %. Бюджетные дефицит удалось сократить с 290 млрд. долл. 1992 г. до 22 млрд. долл. в 1997 г., а на 1999 г. запланирован сбалансированный бюджет /7/.
В
таблице 3 приведены официальные американские
данные о развитии национального хозяйства
США в 1996 - 1997 г.г. и прогноз на последующий
период до 2004 г. /7/.
Таблица 3 - Среднегодовые темпы роста отдельных показателей хозяйственного развития США в 1996 - 2004 гг.