Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:28, реферат
Несмотря на общий для всех рыночных экономик механизм функционирования, основанный на доминировании частной собственности, соотношении спроса и предложения и действии сил конкуренции, экономическое и социальное развитие любой страны во многом определяется набором характерных черт, формирующих специфику той или иной рыночной модели. Это и соотношение рынка с государственным регулированием, и состояние предпринимательского климата в стране, и господствующий характер отношения граждан к труду, и многие другие факторы, связанные с историей и традициями государства.
И все же статистические данные свидетельствуют, что вопреки всем негативным тенденциям к 2003 г. экономика США в основном оправилась от кризисных явлений и вступила в период экономического подъема – впрочем, не очень быстрого и не слишком стабильного. Поквартальные данные прироста ВВП за 2003 г. заметно разнятся – от 1,9% до 7,4%. Однако среднегодовой показатель в 3,0% выглядел вполне удовлетворительно. 2004 год подтвердил продолжение экономического роста, хотя можно констатировать его некоторую неустойчивость по отдельным кварталам (от 3,1% до 4,5%). О неустойчивости роста свидетельствует и существующий в экономике уровень загрузки производственных мощностей. К концу 2004 г. он все еще был на 3,5 процентных пункта ниже, чем средние показатели за период 1972-2003 годов4. Однако итоговый показатель роста ВВП был весьма внушительным – 4,4%. И эти данные тем более показательны, что динамика экономического роста в США заметно выше, чем в других странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – средний прирост ВВП ее участников составил в 2004 г. только 2,7%5.
По сравнению с кризисным периодом улучшилась ситуация на рынке труда. Только в 2004 г. в стране было создано 2,2 млн. новых рабочих мест. Уровень безработицы сократился в январе 2005 г. до 5,2% по сравнению с 6,3% в июне 2003-го – максимальным уровнем последних лет. Вместе с тем темпы роста занятости все еще отстают от роста экономики. Многие экономисты связывают это с подъемом производительности труда, демонстрирующим устойчивые темпы на протяжении всего послекризисного периода.
В период 2000-2004 годов, приходящийся в
том числе на кризис и стагнацию,
среднегодовые темпы роста
Наиболее вероятное объяснение
этого феномена – кумулятивный эффект
постоянного внедрения в
Высокими остаются темпы роста инвестиций в основной капитал – в третьем квартале 2004 г. они составили 13%, в четвертом – 10,3%, а в целом за 2004-й увеличились на 9,9% (в 2003-м – на 9,4%). Инвестиции в жилищное строительство увеличились в 2004 г. на 6% (в 2003-м – на 12%), что было стимулировано самыми низкими ставками ипотечного кредитования за минувшие 30 лет (5,8%). В 2004-м началось строительство 1,95 млн. индивидуальных жилых домов – самое большое число с 1978 года7.
В 2004-м реальные располагаемые доходы населения выросли по сравнению с 2000 г. на 10%, средний объем накопленных активов домохозяйств поднялся на 6%. Это связывают с проводившимся по инициативе Дж. Буша снижением налогов в 2001 и 2003 годах. Максимального уровня за всю историю США достиг процент американцев, живущих в собственных домах: 69,2% во 2-м квартале 2004 года. Среди национальных меньшинств этот показатель также достиг рекордного уровня – 51%.
Продолжают расти
Все вышесказанное не
означает отсутствия серьезных проблем
в экономике Соединенных
Несомненно, что именно рост потребительских расходов, на которые приходится 70% ВВП, а также увеличение инвестиций стали главными факторами выхода США из экономического кризиса 2001 года и дальнейшего ускорения экономического роста.
Весьма противоречивым было послекризисное развитие в сфере внешнеэкономических связей Соединенных Штатов. На фоне экономического подъема экспорт в США в 2004 г. увеличился на 4%; но еще в большей степени – на 9,2% – возрос импорт, что также напрямую связано с ускорившимся экономическим ростом. В результате дефицит торгового баланса США достиг 5,25% ВВП или 617 млрд. долларов. Объем внешней торговли товарами и услугами превысил 3 трлн. долларов. Возрос также и дефицит текущего платежного баланса – свыше 650 млрд. долларов (5,6% ВВП). Именно эти дефициты, наряду с дефицитом федерального бюджета (т.н. "тройной дефицит"), рассматриваются в США как наиболее серьезная угроза экономическому росту, представляющая опасность для стабильности на финансовых рынках, денежного рынка (угроза инфляции) и курса доллара.
Однако было бы неверно односторонне трактовать феномен дефицитов торгового и платежного балансов как исключительно негативную характеристику американской экономики. Растущий импорт (как, впрочем, и экспорт) способствует большей интеграции Соединенных Штатов в мировую экономику, позволяет извлечь максимальные выгоды из международного разделения труда, использовать дешевые сырьевые и людские ресурсы за рубежом для производства огромной номенклатуры товаров, поступающих на американский рынок. Это – мощнейший фактор понижательного влияния на инфляцию.
Важное событие во внешнеэкономических связях США, произошедшее в 2003 году, – превращение Китая во второго по величине (после Канады) импортера Соединенных Штатов. На его долю приходится 12,5% от общего импорта в США – 158 млрд. долларов. При этом номенклатура поставляемых китайских товаров, заметно расширилась – это уже не только текстильные изделия, одежда и игрушки, но и во все большей степени сложные машинно-технические изделия.
США являются как крупнейшим международным инвестором, так и кредитором. Стоимость американских активов за рубежом превышает 6,5 трлн. долларов. Одновременно Соединенные Штаты – крупнейший реципиент иностранного капитала: стоимость иностранных активов превышает 8,5 трлн. долларов. Такое положение способствует увеличению отрицательного сальдо торгового баланса страны. Однако приток иностранных капиталовложений превышает вывоз американского капитала за рубеж, и это позволяет американской экономики сохранить привлекательность для других стран. Америка получает возможность использовать инвестиционные ресурсы остального мира. Следует также иметь в виду, что значительная часть вывоза капитала из США осуществляется через американские транснациональные корпорации (ТНК) за рубежом. Из 500 крупнейших ТНК 162 имеют американское происхождение.
Соединенные Штаты занимают, безусловно, лидирующие позиции в мировой экономике. Их лидерство опирается на размеры хозяйства страны и уровень его развития, мощный научно-технический потенциал, зрелость и динамизм развития рыночных институтов и механизмов, эффективность государственного регулирования экономики.
США принадлежит крупнейшая доля в мировом ВВП, которая по паритету покупательной способности (ППС) валют превышает 21,3%. По этому показателю к Соединенным Штатам приближается только Европейский Союз: 25 стран Европы производят около 20% мирового ВВП. А по показателю ВВП на душу населения Америка занимает второе место в мире (после Люксембурга) –nbsp;38,5 тыс. долларов.
Несмотря на выход американской экономики из кризиса, ослабление доллара на мировых валютных рынках (прежде всего по отношению к евро) продолжается. К концу 2004 г. 1 евро стоил уже 1,32 доллара. Эта тенденция отражает, с одной стороны, растущий дефицит бюджета и американского торгового и платежного баланса, а с другой – стремление администрации США использовать слабый доллар в целях ускорения экономического роста и расширения экспорта.
Таким образом, слабый доллар в настоящее время выгоден Соединенным Штатам и не выгоден странам Евросоюза, поскольку сильный евро сдерживает их внешнеэкономическую экспансию. Но чрезмерное ослабление доллара несет определенные угрозы и для США – падение курса доллара делает менее привлекательным вложение иностранных капиталов в американскую экономику и потенциально снижает роль американского доллара как мировой резервной валюты.
В нынешней ситуации задача
ФРС Соединенных Штатов состоит
в установлении такой учетной
ставки, которая бы, с одной стороны,
стимулировала экспорт и
Таким образом, несмотря на имеющиеся серьезные проблемы, экономика США в начале ХХI века продемонстрировала способность преодолевать возникающие кризисы различной природы, что свидетельствует об ее гибкости и высокой адаптивности к меняющимся условиям. Во многом это определяется сложившейся экономической моделью, все более ориентированной на выработку и реализацию национальных приоритетов развития.
Основные подходы Дж. Буша к социально-экономической политике были отчетливо обозначены им еще во время первой президентской компании 2000 года. Их квинтэссенцией было существенное снижение налогов (как подоходных индивидуальных, так и на прибыли корпораций) и всемирное поощрение предпринимательства. В более широком контексте экономическая стратегия республиканцев мало чем отличалась от приоритетов демократов. Суммируя, ее можно сформулировать в следующих основных пунктах:
– ускорение экономического роста за счет поддержки благоприятного предпринимательского климата, в том числе с помощью снижения налогов, использование налоговых льгот, активного манипулирования инструментами денежно-кредитного регулирования;
– ускорение развития научно-технического прогресса за счет активной инновационной политики (опять-таки с помощью налоговых льгот и амортизационной политики) и всемерной поддержки фундаментальной науки, включая масштабные государственные инвестиции;
– осуществление массированных инвестиций в "человеческий капитал", то есть рост государственных расходов в сфере образования, переподготовки рабочей силы и здравоохранения, а также поощрение расходов частного сектора экономики на эти цели (не случайно, что расходы федерального бюджета на социальные и экономические цели, включая образование и здравоохранение, превысили 62% всех бюджетных затрат, в консолидированном бюджете их доля еще выше);
– обеспечение социальной
функции государства через
– наращивание позитивного эффекта от интеграции американской экономики в мировое хозяйство, от глобализации мировой экономики;
– борьба с ухудшением окружающей природной среды, совершенствование экологических регуляторов, выработка соответствующей политики в связи с изменениями мирового климата.
Это, так сказать, стратегические цели, которые нередко, по тактическим соображениям, формулируются иначе, например, чтобы подчеркнуть отличия республиканской экономической программы от демократической или отметить достигнутые результаты. Так, в ходе предвыборной компании 2004 г. Дж. Буш указывал, что именно его экономическая политика – прежде всего принятый закон о снижении налогов на 1,35 трлн. долларов в течение 10 лет – вывела страну из кризиса и в дальнейшем будет стимулировать экономический рост. Республиканцы активно выступали за дальнейшую либерализацию мировой торговли (на практике, правда, этот лозунг далеко не всегда выполняется) и за широкое развитие двусторонних отношений США с другими странами, особенно в рамках НАФТА.
После мирового кризиса
американский экономика кризис деловой конъюнктура
По решению Конгресса США, в начале 2009 г. в банки, жилищное хозяйство и промышленность США было вложено 787 млрд. долларов инвестиций - на план стабилизации экономики и для преодоления спада. По мнению министра финансов Т. Гейтнера, это дало положительные результаты.
Различные отрасли народного хозяйства развиваются после кризиса неравномерно. Лучше других сфер экономики чувствует себя военно-промышленный комплекс. Это обычно и предсказывают экономисты кейнсианского направления. По прибыльности первые места в военно-промышленном комплексе США занимают такие корпорации, как "Юнайтед Текнолоджис", "Локхид-Мартин", "Райтеон", "Дженерал Дайнемикс", "Боинг". "Текстрон" и др. В связи с военной промышленностью быстро развиваются средства автоматизации, телекоммуникаций. В 2010 г. военные расходы государственного бюджета США увеличились на 4% по сравнением с предыдущим годом и достигли 534 млрд. долл. Расходы на войну в Афганистане впервые превысили расходы в Ираке: 65 млрд. долл. по сравнению с 61 млрд. долл.
Из отраслей гражданского производства в США лидировала радио-электронная промышленность. Быстро растет производство чипов нового поколения (например, в "Интел" - на 8%). Новые изобретения в развитии персональных компьютеров обогатились миниатюрными моделями, которые позволяют нажатием пальца доставить любую информацию из памяти компьютера, из интернета или из библиотек.
Информация о работе Экономика США XXI века до мирового кризиса