Экономика США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:34, реферат

Описание работы

Поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий – таковы принципы экономической политики, проводимой государственными организациями США. Так антимонопольная политика США является образцом для многих государств с рыночной системой хозяйства. Ещё в 1890 г. здесь был принят антитрестовский закон Шермана, положивший начало нормативной базе антимонопольной политики и до сих пор остающийся основным законодательным актом США, относящимся к антиконкурентным соглашениям. С тех пор был принят ещё ряд законодательных актов по ограничению монополий, а в 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия – исполнительный орган, контролирующий и обеспечивающий свободу предпринимательства и конкуренции

Содержание работы

1. Введение (исторический очерк экономики США).

2. США: общие сведения.

3. Рынок труда.

4. Отраслевая структура экономики:

А) Промышленность.

Б) Сельское хозяйство.

Г) Сфера услуг.

5. Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность США.
А) Экспорт.

Б) Импорт.

В) «Вторая экономика» США.



6. США в НАФТА.

7. США после 11 сентября 2001 года.

Файлы: 1 файл

мировая экономика сша.docx

— 48.40 Кб (Скачать файл)

 

Б) Импорт.

 

Импорт в США составляет 23% мирового объёма импорта.(в 2001 году импорт в США составил 1,4 трлн долларов). Импорт имеет для американской экономики ещё более важное значение чем экспорт. Доля импорта во внутреннем потреблении бытовой электроники, обуви и ряда других потребительских товаров превысила 80%, металлообрабатывающих станков и нефти – 50%, чёрных металлов и текстиля – 20%. С импортом связано 13% производства ВВП, а на долю США приходится 17% мирового импорта товаров, и 12,5% мирового импорта услуг. Машины и оборудование дают 2/3 прироста импорта США, на долю автомобилей и товаров потребительского назначения приходится четверть прироста. В связи со значительным укреплением курсом американского доллара по отношению к ведущим мировым экспортёрам товаров в конце 90-х годов в США хлынул поток относительно дешёвой и конкурентноспособной продукции из Европы, Юго-восточной Азии и Латинской Америки. До 40% дефицита торгового баланса США приходится на Японию, столько же на другие страны региона ЮВА. Немалая доля импорта связана с внутрифирменными поставками зарубежных филиалов и дочерних компаний американских корпораций, использующих преимущества международной специализации.

 

В 90-х годах среди стран-экспортёров  потребительских товаров на рынок  США Китай и другие быстрорастущие экономики Юго-Восточной Азии значительно  потеснили Японию на рынке бытовой  техники и захватили довольно большую долю рынка одежды и обуви.

 

США является самым привлекательным  рынком для иностранных инвесторов рынок. По данным платёжного баланса  во второй половине 90-х годов в  США ввозится капитала на 0,5 трлн долларов. Растёт приток в страну как прямых инвестиций (приближаясь к 0,1 трлн долларов), так и портфельных (0,3-0,4 трлн долларов). Огромное положительное сальдо движения капитала не только смягчает проблему платёжного баланса, но и помогает финансировать значительную часть капиталовложений в американскую экономику. Так только прямые иностранные инвестиции обеспечивают до 7% капиталовложений в основные фонды американской экономики.

 

В конце 90-х годов ряд американских экономистов и членов правительства  выражали беспокойство по поводу зависимости  американской экономики от импорта. Значительное преобладание импорта  над экспортом является серьёзной  проблемой для США. Основными  источниками несбалансированности внешних связей являются пассивы  в торговле с Японией, Западной Европой  и новыми индустриальными странами. Хотя в последние годы дефицит  сократился, вопрос выравнивания торговых потоков остаётся одним из самых  острых для США. В отдельные годы темпы роста импорта страны вдвое  превышали темпы увеличения экспорта. В результате в 1998 г. дефицит внешнеторгового  баланса страны превысил 120 млрд долларов.

 

В связи с этим американская администрация  усиливает меры по стимулированию экспорта. Принята государственная программа  консультационной помощи американским экспортёрам по поводу особенностей отдельных зарубежных рынков. Развернулась широкая кампания по преодолению  барьеров для иностранных товаров  на рынках Японии, Китая, некоторых  новых индустриальных стран.

 

Основными странами-экспортёрами товаров  и услуг на американский рынок  является Канада (19% импорта США), Япония (17,4%), Мексика (7,3%), Китай (5,6%), Германия (4,6%), Тайвань (3,9%) и Великобритания (3,6%).

 

В) «Вторая экономика» США.

 

Сеть международного производства и коммерческой деятельности, созданная  зарубежными филиалами транснациональных  корпораций посредством прямых иностранных  инвестиций, получила в экономической  литературе название «вторая экономика» страны, т.е. сеть международного производства, созданная посредством прямых заграничных инвестиций. «Вторая экономика» США по объёму прямых иностранных инвестиций, суммарному производству товаров и услуг, продажам на внутреннем рынке и экспорту (включая внутрикорпорационный экспорт) значительно превосходит другие развитые страны. В конце 90-х гг. доля американских корпораций в общем объёме накопленных прямых инвестиций в мире составила около 25%. «вторая экономика» выступает мощным стимулом развития внешней торговли США: более 50% объёма экспорта филиалов американских корпораций приходится на внутрифирменную торговлю и более 40% вывоза товаров и услуг материнскими компаниями направляется их зарубежным филиалам. Около 20% всех международных сделок, осуществляемых американскими компаниями обусловлены их международным производством.

 

На зарубежных филиалах американских корпораций трудятся около 10 миллионов  рабочих и служащих. Некоторые  товары для американского рынка (автомобили, компьютеры, металлорежущие станки и др.) выпускаются на зарубежных филиалах американских корпораций с  использованием интернационализации  производства, т.е. технологических  связей через границы государств между подразделениями одной  и той же компании. В то же время  корпорации США чаще всего инвестируют  капитал в другие страны с целью  обслуживания местных рынков, а не для выпуска готовой продукции  или полуфабрикатов для последующей  отгрузки их в США. В 90-е годы примерно 2/3 продаж дочерних компаний американских ТНК осуществлялось по месту их нахождения. Лишь в Канаде и Мексике американские инвестиции производились в значительной мере в расчёте на реализацию продукции  на рынке США.

 

Американские ТНК занимают прочные  позиции на мировых рынках, заграничные  предприятия которых обеспечивают производство товаров и услуг  в объёме примерно 3 трлн долларов в год (почти 40% ВНП США). Костяк второй экономики образуют зарубежные промышленные фирмы, на которые приходится свыше 70% продаж всех заграничных подразделений. Они оказывают огромное влияние на экономику стран, где эти предприятия работают.

 

6) США в НАФТА.

 

 

 

Соглашение о создании североамериканской зоны свободной торговли – НАФТА (North-American Free Area-Nafta) между США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1января 1994 г. В значительной мере оно было инициировано администрацией США под влиянием американских транснациональных корпораций, так как достигнутый уровень срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления. К этому же подталкивали радикальные изменения в политической и экономической ситуации в мире к началу 90-х годов: Европейский Союз резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов своём регионе; Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии стремительно наращивали экономический потенциал; усилилось Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Сложившаяся обстановка поставила перед США задачу активизации интеграционных процессов на своём континенте, чтобы сохранить конкурентноспособность американских корпораций на мировом рынке.

 

Уже в первые три года с момента  подписания договора взаимная торговля США с Канадой и Мексикой увеличилась  на треть. Большое значение имело  возрождение к жизни в 90-е годы, после десятилетий застоя, экономики  стран Латинской Америки. Ушедшие  было со многих рынков в этом регионе американские корпорации заметно расширили сотрудничество практически со всеми динамично развивающимися странами латиноамериканского континента. США поставили цель создать к 2005 г. зону свободной торговли Америк, которая объединит рынки 34 государств Западного полушария.

 

Уже к 1994 году пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами были снижены на 65%. На рынках энергоресурсов, сельскохозяйственных товаров, автомобилей  и текстиля предусмотрена плавная либерализация.

 

По своему экономическому потенциалу северный и южный партнёры по НАФТА  многократно уступают США: ВВП Канады составляет около 10% от ВВП США, а Мексики – 5%; если ВВП на душу населения Канады находится на уровне примерно 90% от США, то Мексики – 15%. В отличие от Европейского Союза, где менее развитым странам и регионам (Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА не предоставляет Мексике такой поддержки.

 

Деловые круги США связывают  с НАФТА большие надежды: ожидается  значительное расширение американского  экспорта и связанное с этим увеличение числа рабочих мест. Перенесение  трудоёмких, материалоёмких и экологически дорогостоящих производств из США  в Мексику позволит снизить уровень  издержек производства и повысить каонкурентноспособность многих изделий американской промышленности. В долгосрочном плане с помощью участия в НАФТА американские ТНК рассчитывают на расширение своего экономического участия в Латинской Америке с целью завоевания рынков сбыта, создания новых рабочих мест на новых предприятиях, повышения конкурентноспособности и прибыли.

 

За 1994-1997 гг. товарооборот США с  Мексикой и Канадой вырос на 44%. В то же время ряд латиноамериканских стран выражают недовольство североамериканской интеграционной группировкой, так как  согласно условиям НАФТА 62,5% комплектующих  изделий производители транспортных средств США, Канады и Мексики  обязаны закупать у фирм НАФТА.

 

Наибольшую выгоду от заключенного соглашения должны получить потребители  торгового блока, поскольку в  результате усиления конкуренции и  снижения тарифов снизятся цены на широкий круг товаров. В выгодном положении должны оказаться и  американские промышленники, поскольку  возрастет приток дешевой рабочей  силах, гарантированный рост доходов  ожидается в таких секторах Американской экономики, как производство электроники, компьютерного обеспечения, стройматериалов, автозапчастей и др. В то же время  убытки понесут американские фермеры, производящие сахар, цитрусовые, зимние овощи.

 

Первые два года функционирования НАФТА не оправдали надежд в отношении  создания дополнительных рабочих мест за счет увеличения объемов экспорта. Кроме того, положительное торговое сальдо в торговле США с Мексикой исчезло, уступив место дефициту в 1995 г. В конечном счете, по планам создателей НАФТА, полноценный североамериканский общий рынок может быть создав к 2010 году. Уже сейчас американские экономисты моделируют создание самодостаточного панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной Земли.

 

Основные показатели ЕС и НАФТА  в середине 90-х годов:

Показатели  ЕС (15 стран)  НАФТА

Территория, тыс. кв. км  3232,0  19522,0

Население, млн. чел.  372,5  378,0

ВВП, млрд. долл.  7250,0  8500,0

Доля в мировом ВВП, %  20,5  24,0

 

В современном мире, на пороге наступающего XXI века, США занимают особое место  среди ведущих и развитых стран. Членство в индустриальной "семерке", НАТО, ОБСЕ, ООН, МВФ, Мировом Банке, НАФТА и ряде международных и  региональных организаций наглядно показывает, что ведущая роль Америки  в развитии экономических и политических процессов в мире требует пристального анализа и тщательного разностороннего подхода в изучении внешней политики США.

 

7) США после террактов 11 сентября 2001 года.

 

 

 

Терракты, проведённые международными террористами 11 сентября 2001 года в Нью – Йорке, Вашингтоне и Манхэттэне обернулись для Соединённых Штатов Америки не только огромными людскими потерями (погибло и пропало без вести 5515 человек, так же в последствие при проведении спасательных работ погибло и пропало без вести 350 спасателей и пожарных) и тяжелейшим моральным шоком для всего американского народа, но и огромными финансовыми потерями и убытками, причём как прямыми, так и косвенными. Так, только первоначальный ущерб от разрушения зданий Всемирного Торгового Центра и Американского Военного Командования – Пентагона составил около 60 млрд долларов! В июле, количество лизинга, выплаченное на офис всемирного Торгового Центра составило – 3,2 млрд долларов (до погашения этого лизинга осталось 99 лет). 14 сентября Конгресс США принял «аварийный антитеррористический пакет» на сумму 40 млрд долларов. Сразу же были брошены огромные средства на поимку организаторов этой атаки. Так, только вознаграждение за поимку главного организатора этих преступлений было объявлено 25 млн долларов. Через неделю после террактов около 60 млн долларов было израсходовано на профилактику подобных преступлений. Были изданы соответствующие указы и постановления о соответствующих мерах, администрация не жалела ни каких средств для того, чтобы подобное не повторились. Президент США Джордж Буш-младий заявил, что на месте разрушенных небоскрёбов будут возведены такие же, как символ могущества и несокрушимости США, а это опять же огромные расходы.(напомним, что стоимость двух разрушенных небоскрёбов – 1,1 млрд долларов).

 

Через некоторое время выяснилось, что корни этого преступления надо искать в Афганистане, Пентагон начал подготовку к антитеррористической операции в этой стране. Расходы  на оборону в среднем увеличились  на 30%, т.е. примерно на 90 млрд долларов (до этого времени расходы на оборону составляли 250 млрд долларов в год). После завершения основной фазы антитеррористической операции, США начали так же финансировать восстановление экономики Афганистана(после завершения операции бюджет Афганистана составлял всего 10 млн долларов), точные данные о количестве средств отпущенных США на восстановление Афганистана неизвестны, т.к. различные источники выдают противоречивые сведения, да и само правительство США пытается скрыть эти цифры, т.к. это вызывает недовольство большинства американского народа. Какие цели в этом преследует американский президент тоже не совсем ясно.

 

От террактов пострадали многие отрасли экономики США. Так, например, страховые выплаты страховых компаний США составили около 10 млрд долларов и превысили все предыдущие показатели выплат за всю историю страхования. Сотни мелких страховых компаний разорились. Так же иски в суд от родственников погибших были поданы на авиакомпании, чьи самолёты были захвачены террористами, мало того, после событий 11 сентября произошёл спад пассажирских авиаперевозок на 15%, связанный с боязнью американцев летать на самолётах. Кроме того американское правительство сразу же потребовало от американских авиакомпаний немедленно ужесточить режим проверки граждан при посадке в самолёт и многие авиакомпании вынуждены были покупать дорогостоящее оборудование, следственно выросли издержки авиакомпаний, что привело к росту цен на авиабилеты в среднем на 5-10% и также привело к сокращению пассажиропотока.

 

   Вместе с тем последствия  терракта, как представляется, все же переоцениваются. Терракт нанес сильнейший удар по фондовым рынкам, но не дестабилизировал валютные (в том числе благодаря согласованным интервенциям центральных банков развитых стран). Согласованное воздействие США и напуганных ими арабских стран позволило стимулировать экономику развитых стран не только снижением процентных ставок, но и снижением подскочившей было цены на нефть до уровня ниже предкризисной (несмотря на взлет цен сразу после терракта, 21 сентября нефть была дешевле, чем 10 сентября, на 7.4%), что позволило начать не просто коррекцию, но восстановление фондовых рынков (кроме упавшего японского).

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.   «Мировая экономика», учебник,  Булатов А.С., 2002г.

 

2.   «Мировая экономика», учебник,  Ломакин В.К., 2000г.

 

3.   «Мировая экономика. Экономика  зарубежных стран», учебник, Колесов  В.П., Осьмова М.Н., 2000г.

Информация о работе Экономика США