Экономика СССР в 50-60гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 14:19, реферат

Описание работы

Со второй половины 1953 г. по конец 50-х годов в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.
Главная причина поражения реформ - они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - командно-административную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА СССР 50.docx

— 17.71 Кб (Скачать файл)

ЭКОНОМИКА СССР 50-60г

Со второй половины 1953 г.  по конец 50-х годов в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах  развития  народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина  успеха  реформ состояла в  том,   что  они  возродили  экономические  методы  руководства народным  хозяйством  и были  начаты  с  сельского  хозяйства,   а  потому получили широкую поддержку в массах.

            Главная причина  поражения реформ -  они  не  были  подкреплены демократизацией политической  системы.  Сломав  репрессивную  систему,  не тронули ее основу - командно-административную систему. Поэтому  уже  через пять-шесть лет многие  реформы  начали  сворачиваться усилиями  как  самих реформаторов,  так  и  мощным  административно-управленческим   аппаратом, номенклатурой.

Экономическое реформирование социалистической системы хозяйствования в направлении расширения товарно-денежных отношений в период «оттепели» столкнулось с непредвиденными противоречиями, трудностями и ограничениями. Положительный эффект от хозяйственных нововведений получился краткосрочным. Он не затронул все необходимые пласты сложившегося общественно-экономического устройства, что нашло подтверждение в снижении темпов экономического развития и эффективности производства в годы «застоя». Реформируемая экономика СССР не смогла обеспечить переход от преимущественно экстенсивных к преимущественно интенсивным факторам хозяйственного развития. Хозяйственный механизм отторгал достижения НТП и не создавал экономических стимулов интенсификации производства.

Хрущев предполагал обеспечить подъем сельского хозяйства путем повышения государственных закупочных цен на сельхозпродукцию и быстрого расширения посевных площадей за счет освоения целины (экстенсивный путь развития сельского хозяйства).

В 1954 г. началось освоение целинных земель. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу.

Одним из рычагов развития промышленности рассматривался научно-технический прогресс. Наиболее зримых результатов в использовании его преимуществ удалось добиться в военно-промышленном комплексе и ряде смежных с ним отраслей

В 50-е гг. темпы роста промышленного производства и национального дохода были наивысшими за всю советскую историю (начиная с 1928 г.). В 1957 г. Н.С. Хрущев предпринял попытку создать новую организационно-хозяйственную структуру, построенную на управлении промышленностью по территориальному принципу. В основу был положен принцип децентрализации управления.

Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 гг. увеличился на 80%, новые квартиры получили 54 млн. человек. Укреплялась материальная база образования, здравоохранения, культуры.

 

Проект Директив по восьмому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР (1966-1970) разрабатывался с большим трудом. Уже в самый разгар работы (1963-1964) стало ясно, что цифры, заложенные в Программе партии, в том числе и на 1970 год, едва ли выполнимы, экономисты - ученые и практики - бились над тем, как рассчитать пятилетку в соответствии с провозглашенными заданиями, ведь недаром их уже на октябрьском (1964) Пленуме ЦК КПСС назвали волюнтаристскими.

 

Возникла идея разработать еще один семилетний план на 1966-1972 годы, чтобы как-то замаскировать невозможность выхода на рубежи, определенные XXII съездом партии, и чтобы к 1972 году хотя бы немного превзойти план 1970 года. Но к концу 1964 года решили все же отказаться от этого и снова вернулись к восьмой пятилетке, в течение которой планировалось увеличить производительность труда в промышленности на 33-35%, прибыль - более чем в два раза.

 

Внешняя политика СССР: её противоречивый характер

Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров Г.М. Маленков, а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период.

В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой.

В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Карибский кризис или "ракетный кризис" 1962 г. поставил мир на грань термоядерной войны.

Самым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее. После вывода из Кореи советских (в 1948 г.) и американских (в 1949 г.) войск (находившихся там с момента окончания Второй мировой войны) правительства как Южной, так и Северной Кореи усилили приготовления к объединению страны силой.

    В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в "третьем мире".

 

Распад колониальной системы и образование независимых государств заставили советское руководство обратить внимание на страны "третьего мира". Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в эти страны (Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, Египет). Всего за1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами.

Такая политика Советского Союза была аналогична внешнеполитической линии США, насаждавших "союзнические" режимы в странах "третьего мира". В начавшейся в 1961 г. войне в Индокитае протекало военное столкновение США и СССР.

Новой существенной чертой в идеологической жизни стал акцент на борьбу с проявлениями преклонения перед Западом, а так же провозглашение курса на строительство коммунизма.

 

Советский Союз также проводил политику конфронтации. Действия СССР на международной арене отнюдь не всегда были продуманными, и назвать его политику полностью миролюбивой нельзя. Так, начало «холодной войны» было в какой-то мере спровоцировано политикой СССР в отношении Польши. В противовес блоку западных государств стал формироваться экономический и военно-политический союз социалистических стран. В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи — орган экономического сотрудничества государств Восточной Европы. В мае 1955 г. заключен Варшавский военно-политический договор. Оформлялся раскол мира на два противостоящих друг другу лагеря.

Раскол мира на два лагеря сказался на экономических связях. После принятия плана Маршалла и образования СЭВ сложились фактически два параллельных мировых рынка, мало связанных друг с другом. СССР и Восточная Европа оказались изолированными от развитых стран, что пагубно сказалось на их экономике.

 

Восточная Европа

После окончания Второй мировой войны в странах Восточной Европы произошли огромные изменения во всех сферах социально-экономической жизни. Сущность и характер их можно отразить следующим образом: построение и в целом успешное функционирование государственного социализма с его системой централизованного планирования и управления народным хозяйством. В рамках государственного социализма страны, начальный уровень социально-экономического развития которых был относительно невысоким, достигли значительных успехов в развитии экономики, совершенствовании социальной сферы и повышении жизненного уровня населения.                                                                                          Важнейшей особенностью послевоенного периода были народно-демократические революции в странах Восточной Европы. В ходе борьбы с фашизмом в этих странах сложился единый фронт демократических сил, ведущую роль в котором играли коммунистические партии. После свержения фашистских правительств были созданы правительства, включавшие представителей всех антифашистских партий и движений. Они провели ряд демократических преобразований. В экономической области сложилась многоукладная экономика сосуществование государственного, госкапиталистического, кооперативного и частного секторов. В политической создавалась многопартийная парламентская форма политической власти, при наличии оппозиционных партий, с разделением властей. Это была попытка перехода к социалистическим преобразованиям своим собственным путем.

Однако, начиная с 1947 г. этим странам была навязана сталинская модель политической системы, заимствованная у СССР. Чрезвычайно негативную роль в этом сыграло Коминформбюро, созданное в 1947 г. взамен Коминтерна. Была установлена однопартийная система, как правило, путем слияния коммунистических и социал-демократических партий. Оппозиционные политические партии были запрещены, их лидеры репрессированы. Начались преобразования, аналогичные советским — массовые национализация предприятий, насильственная коллективизация.

Все это породило структурные диспропорции в экономике и социальную напряженность в обществе, что привело к серьезным социально-политическим кризисам 1953-1956 гг. в Польше, Венгрии, ГДР и Чехословакии

Стремление югославского руководства во главе с Тито к проведению самостоятельной политической линии вызвали гневную реакцию со стороны СССР(1948г конфликт Югославии с СССР)

 

 

 


Информация о работе Экономика СССР в 50-60гг