Экономика страховой медицинской организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

С 1993 года в нашей стране появилась новая модель здравоохранения, которая со слов исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования В.В. Гришина «предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер». Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….........3
1. Теоретическое устройство организации страховой медицины
1.1 Принципы организации медицинского страхования ………..….…...…..5
1.2 Юридическая основа медицинского страхования………………….….......8
2. Экономико-финансовые основы страховой медицинской организации
2.1 Собственные средства страховщика……….………………………...……15
2.2 Построение страховых тарифов в любой страховой организации……25
2.3 Формирование и использование страховых резервов…………………29
2.4 Оценка финансовой устойчивости страховой компании……….......…32
3. Оценка финансовой устойчивости страховой компании на примере
ЗАО Страховая компания “Транснефть” …………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….……36
Список литературы…………………………………………………………………3

Файлы: 1 файл

Экономика страховой мед. орг..docx

— 63.68 Кб (Скачать файл)

Доходы, полученные от использования  временно свободных средств резервных  фондов, направляются на:

  • пополнение фондов медицинского страхования;
  • улучшение материально-технической базы медицинских учреждений и страховых организаций, участвующих в выполнении программ обязательного медицинского страхования, экономическое стимулирование их работников и другие цели, связанные с развитием обязательного медицинского страхования.

Каждая страховая медицинская  организация в установленном  порядке ежегодно представляет органам  государственного управления и страхователям  информацию о постатейном балансе  доходов и расходов с отражением использования страховых фондов, результатах финансовой деятельности по обязательному медицинскому страхованию  и другие данные.

Объем и условия оказания медицинской  и лекарственной помощи гражданам  Российской Федерации определяет Базовая  программа обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации. Базовая программа реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами медицинского страхования. Медицинские услуги в рамках гарантированного объема предоставляются на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования и не зависят от размера фактически выплаченного страхового взноса.

На основе базовой программы  в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге разрабатываются и утверждаются территориальные программы обязательного  медицинского страхования, объем предоставляемых  медицинских услуг, которых не может  быть меньше объема, установленного базовой программой. Контроль за качеством, объемами и сроками предоставления медицинской помощи осуществляется (в соответствии с условиями договора) страховой медицинской организацией, а также соответствующим органом управления здравоохранением. Программы добровольного медицинского страхования медицинские учреждения реализуют без ущерба для программ обязательного медицинского страхования.

Гражданам Российской Федерации гарантируются:

а) обеспечение первичной медико-санитарной помощи, включая:

скорую медицинскую помощь;

диагностику и лечение в амбулаторных условиях (включая неотложную и доврачебную  помощь);

осуществление мероприятий по профилактике заболеваний;

б) стационарная помощь.

Подробный перечень контингентов населения, заболеваний, профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, составляющих базовую программу, а также не входящих в него, разрабатывается и утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики и финансов Российской Федерации и с участием профсоюзных органов.

Объем и условия лекарственной  помощи определяются территориальными программами обязательного медицинского страхования. Оплата необходимых медикаментов и изделий медицинского назначения в стационаре и при оказании скорой и неотложной медицинской помощи осуществляется за счет страховых взносов  по обязательному медицинскому страхованию, а в амбулаторно-поликлинических учреждениях — за счет личных средств граждан. Льготы при оказании медицинской и лекарственной помощи отдельным контингентам населения определяются действующим законодательством.

Для обеспечения равных условий  оказания населению медицинской  помощи по обязательному медицинскому страхованию используются фонды здравоохранения.

Средства фондов здравоохранения  направляются также на:

финансирование целевых программ, утвержденных органами исполнительной власти, в первую очередь связанных  с профилактикой и лечением социально-опасных  заболеваний;

финансирование деятельности лепрозориев, трахоматозных диспансеров, центров  по борьбе со СПИДом, домов ребенка, детских санаториев, молочных кухонь, бюро медицинской статистики, бюро судебно-медицинской и патологоанатомической экспертизы, центров экстренной медицинской помощи, станций, отделений, кабинетов переливания крови, баз и складов специального медицинского снабжения, оплату кардиохирургических операций по пересадке органов и тканей по утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации перечню, оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и на другие цели в области охраны здоровья населения.

Место и роль медицинских страховых  учреждений в организации здравоохранения  определяются тем, что они смогут сыграть решающую роль в решении  проблемы кардинального повышения социальной защищенности граждан в процессе их медицинского обслуживания, а также выступить гарантом доступности для широких слоев населения высококачественных медицинских услуг. Решение проблемы обеспечения социальной защищенности пациентов медучреждений требует создания и развития института посредника между гражданами, нуждающимися в медицинской помощи, и учреждениями здравоохранения.

В роли посредника и гаранта прав граждан могут выступить государственные, акционерные, кооперативные страховые фирмы, способные на конкурентных началах осуществлять посреднические функции между гражданами, нуждающимися в медицинской помощи, с одной стороны, и медицинскими учреждениями — с другой. Система отношений: больной — посредник (страховая фирма) — медицинское учреждение — врач способна более надежно защищать не только интересы больных, но и доходы медицинских учреждений.

Наиболее эффективной формой организации  финансово-хозяйственной деятельности страховых медицинских учреждений является акционерная форма, так как она может обеспечить концентрацию крупных ресурсов, а также наиболее демократический режим контроля за деятельностью страховых организаций и медицинских учреждений.

Акционерными признаются общества, имеющие уставный фонд, разделенный на определенное число акций равной номинальной стоимости, и несущие ответственность по обязательствам только имуществом. Акционеры несут ответственность по обязательствам общества лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе. Акции открытого АО могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров, свободно продаваться на рынке ценных бумаг. Акции закрытого АО могут переходить от одного лица к другому только с согласия большинства акционеров данного общества, если иное не оговорено в уставе.

Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют  права быть учредителями медицинских  акционерных обществ, но они вправе владеть акциями этих обществ. Суммарная доля акций, принадлежащих органам управления здравоохранением и медицинским учреждениям, не должна превышать 10% общего пакета акций страховой организации.

Учредительная деятельность по созданию АО проходит в несколько этапов, на каждом из которых решаются определенные программой создания АО задачи и проводятся соответствующие мероприятия. Важным источником увеличения финансовых ресурсов медицинских страховых организаций должны стать доходы, получаемые ими при использовании временно свободных средств страховых фондов для осуществления инвестиционной и кредитной деятельности.

Проверка финансово-хозяйственной  деятельности общества осуществляется финансовыми органами, аудиторскими службами, а в случае необходимости другими государственными органами.

Общество обязано проводить  ревизию своей финансово-хозяйственной  деятельности не реже одного раза в  год, а внеочередные ревизии —  по требованию хотя бы одного из акционеров, которому принадлежит не менее 10% акций. Ревизии и проверки не должны нарушать нормальный режим работы общества.

Открытое акционерное общество, акции которого распространяются по открытой подписке, обязано не позднее  первого квартала каждого года опубликовать отчет о своей финансово-хозяйственной  деятельности. Порядок составления  ежегодного отчета определяется в уставе АО. Предварительно до публикации отчета деятельность АО проверяется ревизионной комиссией. Акт или иной документ, составляемый по результатам проверки, является неотъемлемой частью отчета о деятельности АО. Акционерное общество, а также его должностные лица несут установленную законодательством ответственность за достоверность содержащихся в публикации сведений.

Еще одной стороной в системе  медицинского страхования выступают  лечебно-профилактические учреждения, специалисты индивидуальной практики и их объединения. Как уже отмечалось выше, необходимым условием перевода отрасли на принцип медицинского страхования является внедрение экономических методов хозяйствования, так как экономические методы управления позволяют оптимизировать систему взаимных расчетов и финансово-хозяйственных связей учреждений здравоохранения и их подразделений, повысить их материальную заинтересованность и ответственность за повышение качества работы, привлечь внебюджетные средства на развитие материально-технической базы.

Следовательно, лечебно-профилактические учреждения должны выступать как экономически самостоятельные субъекты хозяйствования, функционирующие на принципах самофинансирования, пользующиеся правами, вытекающими из законов о предприятии и предпринимательской деятельности, и несущими в полном объеме риск и ответственность.

Главным принципом организации  здравоохранения являются договорные отношения, которые последовательно внедряются на всех уровнях. Это связано с тем, что специфические черты здравоохранения, как отмечалось выше, ограничивают, но отнюдь не подавляют экономические начала в развитии отрасли. Кроме того, основная часть медицинских услуг имеет прежде всего товарную природу.

Требует особого внимания такой  участник медицинского страхования, как  предприятие, и соответственно экономические  учреждения в этой системе.

По действующему законодательству предприятие, выступающее в системе страховой медицины в качестве страхователя, имеет право на:

  • участие во всех видах страхования;
  • свободный выбор страховой организации;

 

  • осуществление контроля за выполнением условий договора медицинского страхования.

Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование для  предприятий устанавливается Правительством и утверждается Верховным Советом Российской Федерации.

Страховые взносы на обязательное медицинское  страхование для бюджетных организаций, а также временно нерентабельных государственных предприятий осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.

Размеры страховых взносов на добровольное медицинское страхование устанавливаются  по соглашению сторон. Величина страхового тарифа зависит, с одной стороны, от стоимости и состава предлагаемых страховыми организациями медицинских услуг, а с другой — от финансовых возможностей страхователя. Последнее обстоятельство часто оказывается решающим в принятии предприятием решения об участии также и в добровольном медицинском страховании.

Тут можно заметить, что страховой  тариф в складывающейся современной  экономической ситуации для предприятий является серьезным дополнительным налоговым бременем, и чрезмерно высокий их уровень может принести к серьезному ущемлению интересов предприятий - страхователей. Однако не следует забывать, что, согласно Закону, при заключении договора предприятие может принимать активное участие в согласовании размера страхового тарифа и критериев его дифференциации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение страховых тарифов в любой страховой организации

 

Страховые взносы, уплачиваемые клиентами, являются основным источником формирования страхового фонда  компании, предназначенного обеспечить страховую защиту страхователей  и застрахованных лиц, а также  возмещение расходов страховщика.

 

Страховой взнос (премия), уплачиваемый клиентом, определяется на основе страховых тарифов по отдельным  видам страхования.

 

Страховой тариф  представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы  или объекта страхования. Таким  образом, на основе страхового тарифа определяются страховые платежи, которые  формируют страховой фонд.

 

Принципы построения тарифов (тарифной политики) следующие:

 

1. Обеспечение  самоокупаемости и рентабельности  страховых операций.

Это общий принцип  ценообразования на рынке, и страхование, как вид коммерческой деятельности, в данном случае не исключение. Поэтому  страховые тарифы должны строиться  таким образом, чтобы поступление  страховых платежей постоянно покрывало  расходы страховщика и даже обеспечивало некоторое повышение доходов  над расходами (прибыль страховщика).

Информация о работе Экономика страховой медицинской организации