Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:19, контрольная работа
Основной принцип деятельности предприятия состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства. Также прибыль в рыночной экономике является важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования (прежде всего через механизм налогообложения). Поэтому необходимо знать источники формирования прибыли и пути ее максимизации.
Прибыль выполняет две важнейшие функции:
характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия,
размер его денежных накоплений;
является главным источником финансирования затрат на производственноеи социальное развитие предприятия (налог на прибыль – важнейший элементдоходов государственного бюджета).
цен и объемов предложения, не влекущее за собой изменения размеров
производственных мощностей, будет осуществляться с учетом динамики кривых
издержек данной фирмы в краткосрочном периоде.
Однако в ряде случаев внимание производителей должно быть сосредоточено на
планах долгосрочного расширения или сокращения постоянных затрат фирмы.
Например, если она в настоящее время выпускает продукцию в объеме, при
котором предельные издержки резко возрастают, ей следует предусмотреть
изменение своих производственных мощностей, пойти на дополнительные затраты
сегодня, чтобы избежать
значительно более высоких
В течение длительного времени фирма может внести изменения во все
используемые в производстве ресурсы, включая и производственные мощности.
Таким образом, в долговременном периоде все ресурсы и, следовательно, все
издержки являются переменными.
Что же происходит со средними общими издержками в процессе роста предприятия?
Сначала расширение производственных мощностей приводит к снижению средних
общих издержек. Однако все нарастающий ввод мощностей с определенного момента
вызывает повышение средних общих издержек. Чтобы объяснить эту
закономерность, рассмотрим прежде всего особенности построения кривой
долгосрочных затрат (ATC), или так называемой плановой кривой [8].
В течение длительного времени фирма может построить несколько различных по
размеру предприятий, и для каждого из этих размеров может быть рассчитана
своя кривая краткосрочных средних издержек. На рис.3 для примера представлено
три таких кривых. Кривая ATC-1 показывает динамику средних общих издержек для
самого малого из предприятий, ATC-2 - для следующего по размерам предприятия,
кривая ATC-3 - для самого большего. Анализируя изменения в издержках и объеме
производства на каждом этапе роста фирмы, можно показать долгосрочную кривую
средних издержек. Она проходит по касательной к числу всех возможных кривых
краткосрочных средних издержек.
Необходимо показать, почему кривая долгосрочных ATC имеет дугообразную форму.
Закон убывающей отдачи в данном случае не "работает": условием его действия
является неизменность по крайней мере одного из используемых ресурсов, а в
долговременном периоде все они могут измениться. Динамику кривой долгосрочных
средних издержек можно объяснить при помощи так называемых эффектов масштаба.
Нисходящую часть кривой долгосрочных ATC обуславливает положительный эффект
масштаба (его еще называют эффектом массового производства, или экономией,
обусловленной ростом производства). Он достигается на основе ряда факторов,
среди которых наиболее важны более высокий уровень специализации труда
рабочих и управленческого персонала, а также возможность использования
оборудования повышенной и производительности.
По мере того, как масштабы деятельности фирмы увеличиваются, она начинает не
только пользоваться экономией, но и сталкиваться с ущербом от масштаба
производства т.е. с отрицательным эффектом масштаба. Основная причина его
возникновения - сложности управления крупномасштабным производством.
Отрицательный эффект масштаба, т.е. непропорциональный в меньшую сторону рост
объема производства в ответ на увеличение ресурсов, иллюстрируется восходящим
отрезком кривой долгосрочных ATC. Эффекты масштаба играют важную роль в
функционировании фирм многих отраслей промышленности. При прочих равных
условиях чем больше такие эффекты, тем крупнее фирмы, действующие в той или
иной отрасли.
3 МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ
Теперь ответим на вопрос: при каком уровне производства производитель
получает максимальную прибыль?
Для этого нужно
стороны, внутренние возможности фирмы (ее издержки при разных уровнях
производства), а с другой стороны - внешние факторы, и прежде всего цены,
существующие на рынке. В связи с этим следует упомянуть рыночные ограничения
деятельности фирм, порожденные конкуренцией. Производитель может установить
на свой товар любую цену, но не в его власти продать по этой цене желаемое
количество продукции. Дело здесь в том, каково количество продавцов
аналогичных товаров, объем их предложения, формы конкуренции, размеры
потребительского спроса.
В зависимости от того, какую роль играет отдельный производитель в
установлении рыночной цены, различают рынки совершенной и несовершенной
конкуренции. Как известно рынок совершенной конкуренции представляет собой
идеальную модель для исследования
поведения отдельных
рыночной экономики. На рынке такого типа оперирует чрезвычайно большое
количество продавцов
и покупателей одноименных
незначительна, а товары, предлагаемые различными фирмами, не имеют отличий. В
итоге отдельный продавец не может определять цены (как, впрочем, и
покупатель). Поэтому в рамках такого рынка фирма вынуждена приспосабливать
свои собственные показатели (затраты, объем производства) к главному
ориентиру, заданному извне, – рыночной цене. Поскольку же она выступает
предопределенной и доля фирмы в общем объеме производства данного конкретного
товара невелика, в глазах самой компании спрос потребителей на ее продукцию
абсолютно эластичен. Иными словами, отдельная фирма может продать любое
количество товара, произведенного на ее мощностях, по рыночной цене. В
качестве примера, наиболее близкого к этой теоретической модели, обычно
рассматривают рынок сельскохозяйственных продуктов или, реже, рынок бытовых
услуг в рамках крупных промышленных центров.
Поскольку прибыль исчисляется как разница между доходами и издержками,
возникает необходимость сопоставлении этих величин при разных объемах
выпуска, на который способна фирма. Здесь также есть возможность выбора:
провести сравнение валовых показателей либо проанализировать предельные
величины.
Сравнение валовых издержек и валового дохода дает однозначный на первый
взгляд ответ: следует производить такое количество товара, при котором
разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальна. Но мы
уже видели, что в краткосрочном периоде валовые издержки распадаются на
переменные и постоянные, причем последние никак не связаны с объемом
производства, существуют даже при нулевом выпуске. В случае, если по каким-то
причинам фирма будет закрыта до того, как успеет произвести хотя бы одну
единицу продукции, понесенные ею постоянные издержки автоматически
превратятся в убытки. Фирма будет их уменьшать, если ее валовый доход
превысит хотя бы переменные издержки. Поведение фирмы, направленное на то,
чтобы валовые издержки превышали валовый доход на минимально возможную
величину, называется минимизацией убытков. Если же затраты настолько велики,
а ожидаемые настолько малы, что фирма не в состоянии покрыть даже переменные
издержки, придется остановить производство, закрыть предприятие, распродать
имущество.
В длительном периоде, в течение которого все издержки выступают как
переменные, фирма должна обязательно покрывать все свои затраты. При этом
убытки, возможные в какие-то кратковременные периоды, должны компенсироваться
повышенными доходами в другие периоды, такое положение вполне реально во
многих случаях - в связи с сезонностью производства и сбыта некоторых
товаров, особенностями их продажи, динамики обновления производства. Так, на
стадии освоения нового товара убытки практически неизбежны, но потом, когда
резко возрастут его выпуск и сбыт, они с лихвой компенсируются. В целом в
любой ситуации важно, чтобы в течение длительного периода времени общая
величина доходов превышала общую величину издержек.
Тот же процесс можно описать и с помощью предельных показателей, т.е.
сравнивая предельный доход и предельные издержки. Если доход от последней
единицы продукции больше, чем затраты на ее создание, то ее следует
производить, так как в этом случае валовый доход увеличиться в большей
степени, чем валовые издержки.
В краткосрочном аспекте
количество товаров, при котором предельные издержки ниже предельного дохода.
Сначала предельный доход, как правило, превышает предельные издержки. При
определенных объемах производства эти показатели совпадут. С последующим
наращиванием этих объемов предельные издержки окажутся выше предельного
дохода, и общая величина прибыли на этом отрезке начнет уменьшаться (смотри
рис.4). Таким образом, для всех фирм, независимо от остроты конкуренции на
рынке, действует правило: фирма получает максимальную прибыль при том уровне
производства, при котором предельные издержки равны предельным доходам.
Следует обратить внимание на то, что в условиях совершенной конкуренции линия
предельного дохода совпадает с линией цен, так как с точки зрения отдельной
фирмы спрос на ее товар абсолютно эластичен, и следовательно, не нужно
понижать цену при наращивании производства и сбыта. В итоге правило
максимизации прибыли звучит так: фирма получает наибольшую прибыль, производя
такое количество товара, которое обеспечивает равенство предельных издержек
цене единицы продукции. При несовершенной конкуренции предельный доход всегда
меньше цены, но условие максимизации прибыли (предельный доход равен
предельным издержкам) тем не менее сохраняется.
На основании соотношения предельных величин строится кривая краткосрочного
предложения фирмы. Тезис, согласно которому линия предложения имеет
восходящую форму (чем выше цена, тем выгоднее производство данного товара),
теперь наглядно подтверждается. Передвигая вверх-вниз линию цен, а
соответственно и линию предельного дохода, мы можем рассмотреть разные объемы
производства, приносящие разную прибыль компании в зависимости от уровня цены
на рынке (смотри рис. 5). Чем выше цена, тем больше величина объема
продукции, соответствующая точке максимальной прибыли.
Для полноты картины вспомним о средних издержках. Применительно к короткому
периоду они разделятся на средние переменные и средние постоянные. Чем больше
разница между предельными и средними издержками при том или ином объеме
выпуска, тем выше прибыль компании. Чем выше цена, а следовательно,
предельный доход, тем эта разница будет больше. Но, как мы уже видели, на
небольшом отрезке времени фирма может нести убытки. Это произойдет в том
случае, если предельные издержки выше средних переменных, но ниже общих
средних затрат. Если же при определенной цене предельные издержки ниже
средних переменных, стоит подумать, по крайней мере, о сокращении
производства. Следовательно,
краткосрочное предложение
описываться отрезком кривой предельных издержек, лежащим выше точки ее