Человек по природе
своей существо социальное. Он
живет среди других людей, создавая
себе и своим близким более удобные
условия существования. Так образуется
мир экономики. История развития человечества
— это история развития экономических
отношений, в том числе в области общественного
разделения труд. "Все вещи в труде"
— сказано Екклесиастом. Не случайно именно
о труде у народов мира сложилось наибольшее
количество пословиц и поговорок, отражающих
культуру, традиции и опыт. Не случайно
отношения труда нашли воплощение во многих
классических произведениях искусства.
Экономика
труда как наука изучает
экономические закономерности в области
трудовых отношений, в том числе специфические
формы проявления сущности труда, такие,
как занятость, организация, оплата, эффективность
и др. Экономика труда, являясь экономической
наукой, поясняет процессы согласования
и координации в обществе. Знание основ
экономики труда позволит специалисту
абстрагировано и аргументированно подходить
к изучению происходящих событий, объяснять
их движущие силы и оценивать значение.
Предмет экономики
труда — это социально-экономические
отношения, складывающиеся в
процессе труда под влиянием различных
факторов — технического, организационного,
кадрового и иного характера. Дисциплина
изучает процесс труда, т. е. деятельность
в развитии, динамике. Такой подход позволяет,
отбросив случайное и обратив основное
внимание на объективное и типичное, сформировать
правильное мировоззрение в области трудовых
отношений для дальнейшего более, углубленного
изучения дисциплины.
В содержание курса
"Экономика труда" включены
как теоретические, так и практические
вопросы труда и трудовых отношений,
которые рассматриваются с точки
зрения стоимостной оценки их
результативности. Любая теория
имеет объяснительную и предсказательную
силу. Но практика вне теоретического
контекста не имеет самостоятельного
значения. Поэтому изучение вопросов
курса позволит студентам более
систематизировано применять личные
знания в конкретных условиях
деятельности. Курс включает изучение
таких основных категорий и
понятий, как воспроизводство
рабочей силы в масштабах общества,
функционирование рынка труда,
политика занятости, организация
труда, его условия и оплата,
а также экономический анализ
показателей экономики труда
в целях выявления тенденций
их изменения, планирования и
прогнозирования.
Изучение категорий
науки, ее концепций и приемов
использования в тесной взаимосвязи
является необходимым условием
формирования у будущего специалиста
знаний в области рациональной
и эффективной организации труда
и его оплаты. Подготовка специалиста,
профессионально занимающегося
экономической, маркетинговой и
предпринимательской деятельностью,
предполагает целостное восприятие
всех тем курса, владение культурой
мышления на основе этических
и правовых норм государства,
понимание профессии и ее роли
во взаимосвязи с другими видами
трудовой деятельности.
Специалист в области
экономики труда должен уметь:
организовать свой труд и труд
своих подчиненных; формулировать
цели и намечать пути их
достижения; строить и использовать
прогнозы и планы; находить
рациональные подходы к решению
проблем; предвидеть последствия
своих решений; контактировать
с коллегами по работе и партнерами
по бизнесу.
Изучение в теории
любой области науки еще не
позволяет будущим специалистам
полностью овладеть всеми тонкостям
профессии. Поэтому важно помочь
им научиться экономически мыслить,
чтобы ощущать перспективы и
масштабы восприятия, согласовывать
и координировать действия, добиваться
широты охвата и глубины понимания
происходящих явлений. Это необходимо
специалистам, чтобы правильно решать
частные вопросы, особенно в
области определения средств
на заработную плату, найма
работников, организации, нормирования
и условий труда, определения
мер повышения производительности
и эффективности труда, оценки
трудового вклада и построения
системы вознаграждения, регулирования
трудовых отношений и использования
механизма социального партнерства.
Полученные знания позволят специалисту
в будущем, опираясь на теорию
обоснования, решать конкретные
проблемы.
Понятийный аппарат любой
дисциплины излагается историческим или
логическим путем. Исторический путь основан
на использовании опыта и фактов, логический
— на познании общественных понятий и
категорий предмета, но оба они имеют много
общего, в том числе используют объективные
категории диалектики как метода изучения
большинства современных научных дисциплин.
Развитие науки "Экономика
труда" связано с исследованиями
многих ученых, специалистов и
просто пытливых и любознательных
людей. Исторические документы
донесли до нас информацию
о применении сдельной оплаты
труда в Древнем Риме, об "уроке"
как мере работы упоминается
еще в Библии. Значительный вклад
в науку о труде внесли американские
инженеры XIX в. Ф.У. Тейлор и
Ф.Б. Джильберт. Вопросам экономики
труда уделяли внимание русские
ученые С.Г. Струмилин, А.К. Гастев
и др.
Курс экономики труда тесно
связан со многими дисциплинами макро-
и микроэкономики, правом, менеджментом,
социологией, статистикой и т. д. Многие
вопросы трудовых отношений до сих пор
являются недостаточно изученными. К ним
можно отнести премирование, организацию
умственного труда, создание оптимальных
условий труда для конкретной профессии
и др. Исследование этих вопросов — долговременная
задача специалистов, как сам процесс
развития науки о труде. |