Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:47, контрольная работа
Объектом изучения экономики труда является труд, т.е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг. В реальной жизни проблемы экономики труда глубоко социализированы. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условия труда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический, так и социальный аспекты.
Введение…………………………………………………………………………...3
Политика на рынке труда по улучшению занятости и снижению
безработицы……………………………………………………………………….6
Эффективность труда и её показатели…………………………………………11
Основные направления организации труда……………………………………13
Цели и задачи нормирования труда…………………………………………….16
Мотивация трудовой деятельности в современных условиях………………..19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………24
Практическая часть:
Вопросы…………………………………………………………………………..25
Задачи…………………………………………………………………………….26
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин.
Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками.
Во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало на потребностно-мотивационную личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности производства.
Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Это определение показывает
тесную взаимосвязь управленческого
и индивидуально-
Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.
Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за другой стадий: осознание работником своих потребностей как системы предпочтения, выбор наилучшего способа получения определенного вида вознаграждения, принятие решения о его реализации; осуществление действия; получение вознаграждения; удовлетворение потребности. Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.
Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации. Для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия.
Для решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации повышения эффективности труда. Под этим подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, побуждающие их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации, основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей.
Рассмотрим способы улучшения мотивации труда. Они объединяются в пять относительно самостоятельных направлений: материальное стимулирование, улучшение качества рабочей силы, совершенствование организации труда, вовлечение персонала в процесс управления и неденежное стимулирование.
Первое направление отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда. Оно включает в качестве элементов совершенствование системы заработной платы, предоставление возможности персоналу участвовать в собственности и прибыли предприятия.
Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное наложение или привыкание к этому виду воздействия. Одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами не может привести к долговечному подъему производительности труда.
Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.
Следующее направление улучшения мотивации - совершенствование организации труда - содержит постановку целей, расширения трудовых функций, обогащения труда, производственную ротацию, применение гибких графиков, улучшению условий труда.
Постановка целей предполагает, что правильно поставленная цель путем формирования ориентации на ее достижение служит мотивирующим средством для работника.
Расширение трудовых функций подразумевает внесение разнообразия в работу персонала, то есть увеличение числа операций, выполняемых одним работником. В результате удлиняется рабочий цикл у каждого работника, растет интенсивность труда. Применение данного метода целесообразно в случае недозагруженности работников и собственного желания их расширить круг своей деятельности, в противном случае это может привести к резкому сопротивлению со стороны работников.
Обогащение труда подразумевает предоставление человеку такой работы, которая давала бы возможность роста, творчества, ответственности, самоактуализации, включения в его обязанности некоторых функций планирования и контроля за качеством основной, а иногда и смежной продукции. Данный метод целесообразно применять в сфере труда инженерно-технических работников.
Заключение.
В результате выполненной работы и в ходе изучения материала по данной тематике, можно сделать следующие вывод:
Все темы экономики труда тесно взаимосвязаны, в некоторых случаях одно понятие вытекает из другого.
В моём варианте все вопросы были на тему труда, трудовой деятельности. Главная задача «Экономики труда» — познание экономических законов, определяющих развитие организации труда. Экономические законы, которые организуют труд миллионов трудящихся, сознательно применяются государством.
Из экономической
политики государства,
Одной из важнейших
задач экономики труда
Список литературы.
Практическая часть.
Вопросы.
Задачи
Тема 1. Рынок труда
Чтобы рассчитать величину трудовых ресурсов района, необходимо к населению района в трудоспособном возрасте прибавить число работающих пенсионеров и подростков и вычесть количество пенсионеров по старости, пенсионеров на льготных условиях и количество неработающих инвалидов, инвалидов войны и труда 1,2 групп.
Тогда Ртр =100 тыс.+6 тыс.-3,8 тыс. – 7,0тыс. = 95,2 тыс.
Тема 2. Производительность и эффективность труда
Если при продолжительности времени в 480 часов на обработку затрачивали 19 мин, то произведенное количество деталей равно: 480:19=25 штук.
Когда пересмотрели норму времени и установили новую- 16 мин, то производство деталей составит: 480:16=30 деталей.
Из всего следует, что производительность труда повысилась на 20% (30 шт. : 25 шт. * 100%).
Коэффициент выполнения норм соответствует 1,2 (30шт : 25шт.)
Значит трудоемкость также снизилась на 20%.
Тема 4. Нормирование труда
Если норма выработки за смену равна 43 изделия, то за 22 смены их выпуск составит: 22смены*43 шт.=946шт.
А фактически, за месяц, их выпущено 936 шт. Значит процесс выполнения нормы выработки составит: 936шт. : 946шт.= 98,9, т.е. норма выработки не выполнена на 1,1%.