Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 16:05, доклад
За небольшой по историческим меркам период, прошедший после обретения независимости, в Туркменистане осуществлены огромные политические, экономические и правовые преобразования, способствовавшие укреплению независимости страны. Все это стало возможным благодаря созданной обстановки национального согласия, обеспечивающей динамичное развитие экономики, постоянный рост благосостояния населения страны
Экономика Туркменистана |
Общая информация |
За небольшой по историческим меркам период, прошедший после обретения независимости, в Туркменистане осуществлены огромные политические, экономические и правовые преобразования, способствовавшие укреплению независимости страны. Все это стало возможным благодаря созданной обстановки национального согласия, обеспечивающей динамичное развитие экономики, постоянный рост благосостояния населения страны. Для поддержания стабильного экономического развития в Туркменистане сохраняется тенденция постоянного увеличения объема инвестиций. Исследования факторов экономического роста выявили следующую закономерность: при доле инвестиций в валовом производстве продукции (ВПП) на уровне 12-15 процентов - экономический рост возможен; при сбережении и формировании капитала в размере 20 процентов - возможен умеренный экономический рост; при уровне 20-25 процентов - становится возможным быстрый экономический рост (4-6 процентов в год); при доле инвестиций свыше 25 процентов - происходит "экономическое чудо" (в этом случае возможен рост в 10 и более процентов в год). Такое "экономическое чудо" в действительности произошло в Туркменистане. И в этом есть своя закономерность. Начиная с 2000 года, Туркменистан стабильно сохраняет первое место по темпам экономического роста (на уровне 18-20 процентов) среди развивающихся стран. Исходя из этих темпов развития, экономику нашей страны следует характеризовать как интенсивно развивающуюся. Прочный фундамент социально-экономического роста Туркменистана позволяет направить значительные инвестиции на развитие приоритетных отраслей экономики, дальнейшее наращивание производственных мощностей, ориентированных на выпуск продукции, соответствующей мировым стандартам, повышения уровня жизни населения, что позволит стране в ближайшее время войти в число экономически развитых стран мира. Успешная реализация широкомасштабной Национальной программы страны "Стратегия экономического, политического и культурного развития Туркменистана на период до 2020 года" во многом зависит от активизации инвестиционной деятельности, стимулятором которой является достаточно развитая законодательная база страны. Государство гарантирует свободу экономических действий всем компаниям и предпринимателям, заинтересованным в сотрудничестве с Туркменистаном на долгосрочной основе. Интересы иностранных инвесторов защищаются на уровне государства, для них созданы максимально льготные условия деятельности, в которых устанавливается равный режим имущественных прав иностранных и туркменских инвесторов, предусматриваются льготные налоговые и таможенные режимы. Нейтральный статус, политическая стабильность, политика "открытых дверей", богатые сырьевые ресурсы и удобное географическое положение страны являются положительными факторами, привлекающими в Туркменистан иностранные инвестиции. Все это придает инвесторам уверенность в том, что "правила игры", то есть законы, регулирующие инвестиционную деятельность, и рынки, где они собираются действовать, останутся неизменными в течение продолжительного времени. Положительные решения инвесторов - это не только оценка существующей ситуации, они еще и индикатор того, что эта ситуация в перспективе также будет стабильна как в экономическом, так и политическом аспектах. Инвестиционная политика, как одна из составляющих национальной политики государства, в целом нацелена на обеспечение значительной базы экономического роста с использованием высокого национального ресурсного потенциала. Значение инвестиционной деятельности подтверждается тем, что "высокая инвестиционная активность и увеличение строительства объектов производственного назначения" стала одной из приоритетных задач, определенных Национальной программой до 2020 года. За прошедшие шестнадцать лет независимости экономика Туркменистан в результате проведенных поэтапных прогрессивных реформ значительно окрепла. За этот период решены многие вопросы, обеспечены, в частности, продовольственная независимость и безопасность, созданы полноценные государственные управленческие структуры. Построены сотни предприятий, высших учебных заведений, театров, школ, больниц, детских садов, жилья и других объектов. Достаточно сравнить только нашу беломраморную столицу Ашхабад с той, какой она была пятнадцать лет назад, чтобы оценить масштабы проделанной за этот период работы. О современной экономической и финансовой мощи нашего государства, его возможностях говорят такие факты. Уже продолжительное время народ Туркменистана пользуется бесплатно газом, электричеством, водой, солью, одной из коммунальных услуг. Чисто символической остается плата за жилье, самыми низкими в мире являются цены на бензин и другое топливо. Сегодня государство не оставило без пенсий и пособий ни одного нуждающегося в этом человека. У Туркменистана сегодня нет внешних долгов, как перед какими-либо международными финансовыми институтами и организациями, так и другими государствами. Наоборот, Туркменистану должны многие страны, но это естественный процесс, и все вопросы здесь решаются путем переговоров. Туркменистан с географической точки зрения занимает благоприятное положение, находясь на стыке евроазиатских путей. За годы независимости в стране создана современная транспортная и коммуникационная инфраструктура. В качестве важного звена международных торгово-экономических связей она также может стать фактором значительной активизации и углубления культурного взаимодействия между регионами, тем самым способствуя сближению и взаимопониманию народов. Именно в этом ключе Туркменистан строит свою международную энергетическую стратегию, имеющую целью развитие многовариантной системы трубопроводов для вывода туркменского энергетического сырья на мировые рынки на стабильной и долгосрочной основе. Такая стратегия не обусловлена ни политической конъюнктурой, ни какими-то идеологическими пристрастиями. Позиция Туркменистана в этом вопросе принципиальна и предельно открыта: мы за реализацию экономически обоснованных и гарантированных с точки зрения безопасности, в том числе экологической, трубопроводных проектов. Этим и будет обусловлена их многовекторная направленность. В этом контексте Туркменистан является сторонником взаимовыгодного использования энергетического сырья - как его экспортерами, так и потребителями. Туркменистан убежден, что реализация проектов по выводу туркменских энергоносителей на международные рынки придаст дополнительный импульс для активизации межгосударственных и межрегиональных торгово-экономических связей. Это также будет способствовать дальнейшему экономическому росту стран, через территорию которых проходят трубопроводы, решению вопросов обеспечения людей светом и теплом, развитию производственной и социальной инфраструктуры, увеличению рабочих мест, что в конечном итоге положительно повлияет на общий политический климат в регионе и за его пределами. Параметры, характеризующие состояние экономики в Туркменистане, очень благоприятные. Туркменистан имеет заметную разницу между расходами и доходами бюджета в пользу последних, т.е. профицит бюджета. Внешнеторговый оборот страны в 2006 году достиг 10 миллиардов долларов, увеличившись в 2,3 раза по сравнению с 2000 годом. При этом экспорт продукции устойчиво, на протяжении ряда лет, опережает импорт, что позволяет нам концентрировать валютные ресурсы, которые мы направляем на развитие экономики. Страна устойчиво добывает в год 70 - 80 миллиардов кубометров газа, 10 миллионов тонн нефти, производит свыше миллиона тонн пшеницы, 1 - 1,5 миллиона тонн хлопка высоких тонковолокнистых сортов. Учитывая, что население страны где-то около 7 миллионов жителей, на душу населения приходится 8300 долларов дохода в год. Динамично развиваются все отрасли нашей экономики, хотя каждая из них имеет свои специфические проблемы и особенности. Ведущими производственными отраслями являются нефтегазовый сектор, сельское хозяйство, текстильное производство, транспорт и коммуникации, промышленное и гражданское строительство. В Туркменистане придается большое значение развитию туризма. Все ранее принятые планы развития этой важной сферы кардинально пересмотрены. Объявлено о начале гигантского проекта по созданию свободной туристической зоны на берегу Каспия с приглашением международных инвесторов и принятия широкого перечня льгот для них. Государство само взяло на себя широкие обязательства по инвестированию в данный проект около одного миллиарда долларов. Стратегический замысел ее не только в том, что государство преследует цели развития туризма, привлечения в этот бизнес иностранных инвесторов, но и в том, что заявления о большей открытости страны приобретают зримые, практические контуры. Программа Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова призвана скоординировать и направить на эффективную реализацию перечисленные ранее задачи развития. Только в этом году уже состоялсь девять зарубежных визитов, во время которых были подписаны контракты и соглашения на сумму около 10 миллиардов долларов. Много высокопоставленных делегаций посетило и Туркменистан. В ходе этих визитов шло постоянное изучение опыта реформ в других странах, анализ того, что из лучших достижений может быть применено у нас, как этот опыт соприкасается с нашими собственными идеями, какие крупные проекты нам разумно поднимать совместными усилиями. Президентская программа всегда открыта для конструктивных дополнений. Туркменистан всегда выступал как надежный политический и экономический партнер, ясно понимая неразрывную связь крупных инвестиционных проектов и вопросов безопасности региона. Прежде всего, это политическая воля высшего руководства страны, прекрасно понимающего всю жизненно важную значимость успешной инвестиционной политики для модернизации страны. Привлекательными для инвесторов должны быть и такие моменты, как многолетняя политическая стабильность страны, ее устойчивый экономический рост и курс национальной валюты, мощная ресурсная база. Для создания комфортных условий для проживания и работы инвесторов в Ашхабаде уже создана, а в других городах активно развивается современная инфраструктура, которая включает в себя великолепные гостиницы, средства связи, новые дороги, транспорт и медицинские центры. В Туркменистане есть основательно разработанная законодательная база по всем вопросам внешнеэкономической деятельности. Ряд законов в этом направлении совершенствовался при прямом участии международных программ помощи Европейского Союза. Перспективы сотрудничества в нефтегазовом секторе экономики необычайно широки. Нефтегазовый комплекс является приоритетным сектором нашей экономики и работает надежно и продуктивно. Для решения задач в области усовершенствования организационных механизмов в Туркменистане принята Концепция развития нефтегазовой отрасли на период до 2030 года. Конечная цель программы - довести производство газа до 250 миллиардов кубометров, а нефти - до 100 миллионов тонн в год. Это позволит своевременно и эффективно ответить на вызовы и потребности мирового энергетического рынка. Вместе с тем, достижение заявленных целей невозможно без привлечения инвестиций и новейших технологий, поэтому вопросу инвестиционной политики в энергетической сфере в Туркменистане уделяется особое внимание. Приоритетные сферы нефтегазового комплекса, требующие международных инвестиций:
Что касается освоения ресурсов Каспия, то Туркменистан провел большую организационную подготовительную работу. Наш сектор Каспия разбит на 32 блока, подготовлена необходимая документация по ним и уже сейчас на некоторых блоках ведется добыча нефти и газа на условиях раздела продукции. Одновременно идет активный диалог с потенциальными инвесторами на свободные блоки. По вопросу о международных газопроводах Туркменистан придерживается подхода исключительно прагматичного, дистанцируя себя от политизации сугубо коммерческих проектов. На базе такого подхода Туркменистан в тесном сотрудничестве с правительствами ряда стран, банков и компаний разработал несколько вариантов проектов газопроводов. Это такие проекты, как Туркменистан - Китай, Туркменистан - Афганистан - Пакистан, Прикаспийский газопровод Туркменистан - Казахстан - Россия, Транскаспийский газопровод. Проектная мощность каждого из них 30 миллиардов кубометров. Вновь открытые гигантские месторождения Южный Иолотань, Осман, Яшлар обладают большими подтвержденными ресурсами газа. Только одно знаменитое действующее месторождение Довлетабат сегодня стабильно дает 40 - 50 миллиардов кубометров газа в год, а всего запасы газа у нас, по оценкам различных специалистов, варьируются до 24,6 триллиона кубометров. Все это и обуславливает нашу уверенность при разработке разных маршрутов транспортировки. |