Экономика в годы войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:20, реферат

Описание работы

От СССР война потребовала широкой мобилизации финансовых средств в интересах экономического обеспечения военных действий. Объём ресурсов государственного бюджета, использованного на военные цели в 1941 - 1945 гг., составил 582,4 млрд. руб.
В решениях Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), советского правительства и указаниях товарища Сталина впервые же дни Великой Отечественной войны была определена программа перехода мирной социалистической экономики на рельсы военной социалистической экономики

Содержание работы

Введение
1. Промышленность в годы войны.
2. Особенности развития сельского хозяйства.
3. Состояние кредитно – денежной и банковской системы.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

экон в годы войны.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

     Несмотря  на серьёзное ослабление технической  базы сельского хозяйства и уменьшение рабочей силы, общая посевная площадь районов СССР, не подвергавшихся оккупации, в колхозах не только не сократилась, но даже увеличилась. Однако прирост посевных площадей в восточных районах СССР не мог возместить потерь посевных площадей за счёт временно оккупированных немцами богатейших земледельческих районов Украины и Северного Кавказа.

     Особенности и трудности военной экономики  СССР первого периода Отечественной  войны потребовали дальнейшего  укрепления и развития зернового  хозяйства. Посевы колхозов зерновых культур в 1942 году в восточных районах СССР по сравнению с 1940 годом увеличились на 2,3 млн. га. Если в колхозах районов Центра и Поволжья посевы зерновых культур в 1942 году несколько сократились, то в Сибири, Средней Азии, Казахстане, Закавказье и на Дальнем Востоке они значительно возросли. Наиболее высокий темп прироста имел место в районах Дальнего Востока - на 30% и Средней Азии - на 20%. Наибольшие абсолютные размеры прироста посевных площадей зерновых культур имели место в Средней Азии, Казахстане и Сибири.

     За  годы войны в СССР произведены  значительные изменения в размещении посевов технических культур. Расширены  посевы масличных культур и сахарной свёклы в Сибири, Казахстане и Средней  Азии. Посевные площади технических  культур продвинулись на восток СССР. Наиболее высокий темп прироста технических культур в 1942 году по сравнению с 1940 годом имел место в районах Дальнего Востока - на 37% и Сибири - на 27%. За годы войны расширены посевы под сахарной свёклой в районах Центра, Поволжья, Сибири, Средней Азии и Казахстана. Но в целом по СССР посевные площади под сахарную свёклу в 1942 году сократились по сравнению с 1940 годом в связи с временной оккупацией свеклосеющих районов - Украины, Северного Кавказа, Курской области и частично Воронежской области.

     Увеличился  удельный вес овощных культур  и картофеля в пригородных  зонах вокруг крупных городов  и промышленных центров. Наиболее высокие  темпы прироста посевных площадей под  овощи и картофель в 1942 году по сравнению с 1940 годом дали районы Сибири - на 44%, Урала - на 37%, Дальнего Востока - на 30%, Средней Азии и Казахстана - на 32 %.

     В развитии сельского хозяйства военного времени 1943 и 1944 годы во многих отношениях являются переломными годами. Начиная  со второй половины 1943 года, быстрыми темпами шло восстановление сельского хозяйства освобождённых районов. В результате прироста посевных площадей и урожайности зерновых культур в 1944 году Советская страна получила на 1,1 млрд. пудов хлеба больше, чем в 1943 году. Наряду с задачей восстановления и развития земледелия на очередь дня были поставлены задачи восстановления поголовья скота и развития животноводства.

     За  годы войны в численности и  размещении поголовья скота произошли  серьёзные изменения. По СССР в целом  вследствие временной оккупации ряда сельскохозяйственных районов поголовье скота в 1942 и 1943 годах уменьшилось по сравнению с 1941 годом. В то же время колхозы восточных районов СССР увеличили поголовье рогатого скота - с 11,4 млн. голов на начало 1941 года до 2,5 млн. голов на начало 1943 года, поголовье овец и коз увеличили с 28,1 млн. голов до 34,2 млн. голов и лишь поголовье свиней осталось неизменным, что было связано прежде всего с ограниченными ресурсами концентрированных кормов.

     В развитии животноводства 1944 год также явился годом перелома. Уменьшение поголовья скота прекратилось. Самый низкий уровень остался позади. На начало 1945 года поголовье скота в СССР по сравнению с началом 1943 года, т. е. за два года, выросло в следующих размерах: крупного рогатого скота - на 15,8 млн. голов, овец и коз - на 8,4 млн. голов, свиней - на 2,8 млн. голов и лошадей - на 1,7 млн. голов. Рост поголовья скота происходил как в освобождённых, так и в тыловых районах, как в колхозах, так и у крестьян в единоличном пользовании. [4, с. 104] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Состояние  кредитно – денежной и банковской  системы.

     Накануне  Великой Отечественной войны  наша страна имела прочный экономический  фундамент. Годовой национальный доход  страны против 1928 г. увеличился более чем в 5 раз, валовая продукция промышленности - в 6,5 раза, в том числе производство средств производства - в 10 раз, производительность общественного труда возросла в 3,4 раза, увеличились доходы государственного бюджета, материальные и финансовые резервы государства, повысилось благосостояние советского народа. Внезапное нападение врага нанесло народному хозяйству страны исключительно большой урон. Оккупированные захватчиками районы накануне войны занимали по отношению ко всей территории нашей страны по численности населения 45%, по валовой продукции промышленности - 33%, по посевным площадям - 47%, по поголовью скота - около 45%, по протяженности железных дорог - 55%.

     В неимоверно трудных условиях в короткие сроки в восточные районы страны были перебазированы 1523 промышленных предприятия, в том числе 1360 крупных военных объектов, которые быстро налаживали производство на новых, зачастую не обжитых местах, нередко под открытым небом. Заново было построено 3500 предприятий, освоено 11 млн. га новых посевных площадей. В создавшейся обстановке Госбанк оперативно перестраивал работу своей системы, приспосабливая ее к нуждам фронта и потребностям тыла.

     Для организации кредитно-расчетного обслуживания хозяйства в восточных районах  туда была направлена часть работников центрального аппарата Госбанка СССР, возглавляемая ответственными представителями Правления Госбанка, которые, базируясь в местных конторах Госбанка, осуществляли необходимое руководство их деятельностью.

     Учреждения  Госбанка, оказавшиеся в зоне военных  действий и в угрожаемых районах, при содействии командования фронтов спешно, нередко с риском для жизни сотрудников, эвакуировались с ценностями и банковскими документами в глубь страны, вливались в действующие там конторы и отделения.

     Совместно с предприятиями, главками и министерствами проводилась большая работа по урегулированию расчетов за эвакуированные грузы, которые по условиям военной обстановки нередко отгружались без выписки расчетных документов, зачастую переадресовывались в пути. Средства, поступившие в оплату бездокументных грузов, зачислялись в государственный бюджет, использовались для покрытия убытков поставщиков. Для ускорения расчетов с предприятиями военной промышленности пересылка счетов-фактур проводилась только через Госбанк. Успешно развивались зачеты взаимной задолженности между предприятиями, кооперированными по поставкам для фронта. Доля этих расчетов в платежном обороте увеличилась за годы войны с 10,8 до 17,1%.

     В связи с военной мобилизацией большого числа банковских работников на оставшихся в тылу легла большая  дополнительная нагрузка по обеспечению  четкого выполнения денежных, кредитно-расчетных, учетных операций и контрольных функций, по овладению ими смежными специальностями банковского дела, с чем они успешно справлялись.

     Развязанная немецкими захватчиками война против нашей страны потребовала мобилизации  огромных материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов на нужды фронта, перераспределения их в пользу военного производства. В 1942 г. на военные нужды было израсходовано 55% национального дохода против 15% в 1940 году. Кроме того, резко возросли затраты на социальное обеспечение семей военнослужащих и погибших воинов, потребовались большие расходы на эвакуацию в восточные районы страны предприятий и населения, перевод гражданских отраслей промышленности и транспорта на обслуживание фронта, расширение сельскохозяйственного производства в колхозах, совхозах и подсобных хозяйствах Урала, Сибири и Средней Азии, проведение заградительных и других неотложных работ, вызванных военной обстановкой.

     Из-за временного прекращения производства эвакуированными предприятиями  и военных потерь производство валовой продукции с июня по ноябрь 1941 г. сократилось более чем в 2 раза. Однако созданная благодаря неимоверным усилиям народа промышленность в восточных районах уже в первой половине 1942 г. значительно перекрыла утраченные мощности. [5, с.41]

     Перед финансовой, кредитно-денежной системой была поставлена задача мобилизации в кратчайшие сроки ресурсов для финансирования фронта и тыла, военной промышленности, оказания финансовой и кредитной помощи эвакуированным в глубокий тыл предприятиям, восстанавливающим там свое производство, обеспечения четкого кассового исполнения государственного бюджета, расчетов в народном хозяйстве и возрастающей потребности в наличных деньгах при осуществлении строжайшего контроля за соблюдением режима экономии в расходовании средств. Осуществлялись мероприятия по ограничению эмиссии денег, которая на первом этапе войны использовалась вынужденно как один из источников финансирования военных расходов.

     Только  на вооружение и содержание армии  за все годы войны было израсходовано свыше 550 млрд. руб., что составило более половины всех расходов государственного бюджета.

     Рост  военных расходов и сокращение производства вызвали напряжение государственного бюджета.

     В 1942 г. доходы государственного бюджета уменьшились против 1940 г. со 180 до 165 млрд. руб., при этом платежи и взносы населения увеличились за тот же период с 19 до 44,7 млрд. рублей. Расходы бюджета на военные нужды выросли с 32,6 до 59,3%.

     Общее превышение расходов над доходами бюджета  в 1942 г. составило 17,8 млрд. руб., которое было покрыто за счет накопленных до войны финансовых и материальных резервов и эмиссии. Уже в 1943 г. это превышение сократилось до 7,3 млрд. руб., а в 1944 г. расход бюджета был полностью обеспечен текущими доходами.

     Огромные  масштабы военных расходов и потребности тыла в годы войны были полностью обеспечены финансовыми ресурсами государства, основным источником которых были доходы народного хозяйства, накопленные финансовые резервы бюджета, свободные средства предприятий, организаций и банков. В период войны были сокращены расходы на управление, усилен режим экономии за счет роста производительности труда и снижения себестоимости продукции, были привлечены накопления колхозов и кооперации, сбережения населения, выпущены 4 государственных займа и проведены 4 денежно-вещевые лотереи на общую сумму более 103 млрд. рублей. Значительные средства были привлечены системой сберегательных касс и органами государственного страхования.

     Большую роль в обеспечении денежными  ресурсами затрат военного времени  играли взносы населения. За четыре года войны непосредственно от населения поступило в государственный бюджет 270 млрд. руб., что составило более 1/4 всей суммы бюджетных доходов.

     В качестве временной меры было проведено  повышение розничных цен на отдельные  виды товаров (водку, табак и некоторые другие) при сохранении стабильных цен на основные продовольственные и промышленные товары, реализуемые по карточкам. Используя рычаги планового управления экономическими и социальными процессами в области финансовой и кредитной политики, были осуществлены и другие меры. Так, были временно ограничены выплаты сберкассами по вкладам населения, была прекращена покупка у населения облигаций займов, а также выдача ссуд под их залог, введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, повышен сельскохозяйственный налог, временно прекращена выплата трудящимся компенсаций за неиспользованные отпуска, сумма которых зачислялась в бюджет.

     Осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, Госбанк обеспечивал своевременное доведение бюджетных ассигнований на финансирование военных расходов, контролировал их использование по целевому назначению, способствовал своевременному поступлению в бюджет доходов хозяйства и средств населения по налогам и взносам.

     Возникшее в начале войны финансовое напряжение из-за исключительно больших потерь, сокращения розничного товарооборота в связи с переключением рыночных фондов товаров на военные нужды потребовало временного использования эмиссии денег для финансирования военных расходов, которая за первые три года войны возросла в 2,4 раза.

     В этих условиях Госбанк, осуществляя  жесткий контроль за соблюдением  в хозяйстве кассовой дисциплины, расходованием фондов заработной платы, а также средств на административные, хозяйственные и другие цели, способствовал ускорению и более полной инкассации денег в кассы Госбанка, которая с 85,7% в 1940 г. повысилась до 87,4% в 1944 году.

     В связи с уменьшением в первые годы войны накопленных материальных запасов и резервов в народном хозяйстве, ростом бюджетных ассигнований на нужды обороны происходило сокращение объемов краткосрочных кредитных вложений в целом в народное хозяйство при росте кредитов военной промышленности. Кредитные вложения Госбанка СССР в 1942 и 1943 гг. были ниже уровня 1940 г., а в 1942 г. даже сократились по сравнению с предыдущим годом. Начиная со второй половины 1943 г. кредитные вложения в народное хозяйство стали возрастать и уже к началу 1945 г. превысили довоенный уровень.

Информация о работе Экономика в годы войны