Экономика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 19:32, реферат

Описание работы

Экономика Японии до середины XX века была практически изолирована от основных мировых центров промышленного развития из-за колоссальных расстояний, делавших малорентабельной и даже нецелесообразной транспортировку на острова сырья и готовой продукции, из-за агрессивной внешней политики империалистического руководства страны в межвоенное время, из-за многовековой самоизоляции островов до 1868 года, оставившей глубокую психологическую границу, до сих пор ещё иногда разделяющую т.н. японскую и европейскую цивилизации.

Файлы: 1 файл

японское чудо.docx

— 50.83 Кб (Скачать файл)

Животноводство не преодолело в полной мере своего отставания, хотя мясная и молочная продукция занимает все более важное место в пищевом рационе населения. В 1996 в Японии насчитывалось ок. 2,9 млн. голов крупного рогатого скота и 9,9 млн. голов свиней, а также 300 млн. кур бройлерных и яйценосных пород. Надои молока поднялись с 1,9 млн. т в 1960 до 8,4 млн. в 1995. Молочный скот разводится в основном на Хоккайдо, а мясной – на Хонсю. Производство животноводческих товаров отстает от спроса, который приходится удовлетворять преимущественно за счет растущего импорта.

Многие крестьянские семьи заняты в лесном хозяйстве, тем более что площадь сельскохозяйственных земель впятеро меньше площади сохранившихся в Японии обширных лесов. Примерно треть из них принадлежит государству. За энергичным сведением естественной древесной растительности во время Второй мировой войны последовали крупные лесовосстановительные работы. Тем не менее страна вынуждена импортировать ок. 50% потребляемой древесины (прежде всего из Канады).

 
Рыболовство. Япония – крупная рыболовная держава. В 1995 продукция рыболовства составила 6 млн. т. Высокой эффективностью отмечен промысел в глубоких водах. В прибрежной зоне лов рыбы ведется с небольших баркасов. В акватории северных островов добываются лососевые, треска и сельдь, у побережья южных островов – тунец, скумбрия и сардины.

Транспорт. Япония располагает развитой железнодорожной сетью, современным каботажным флотом и неплохой системой автомобильных дорог.

В 1955 ок. 43% всех грузоперевозок в стране приходилось на каботажное судоходство, 52 – на автотранспорт, лишь 5 – на железнодорожный и 0,2% на воздушный транспорт. Пассажироперевозки примерно на 66% осуществлялись автомобильным и на 29% рельсовым транспортом. В результате роста парка частных автомашин, который менее чем за 20 лет удвоился и к 1996 достиг 40 млн. единиц, автобусное и железнодорожное сообщение утратило былую популярность, и легковые машины взяли на себя почти половину всего пассажиропотока. Протяженность автомобильных дорог – 1,2 млн. км, включая 5700 км скоростных трасс. Высокоскоростное железнодорожное сообщение со скоростью движения поездов более 200 км в час было открыто в 1964 на линии Токио – Осака и в 1975 продлено до города Фукуока на о.Кюсю. Другие высокоскоростные магистрали проложены от Токио на север до городов Мориока и Ниигата.

Общий тоннаж морского торгового флота 57 млн. т (2-е место в мире). Главный порт Японии – Кобе, от которого немногим отстает Иокогама, выделяются также Нагоя, Осака и Токио.

В Японии налажено внутреннее и международное авиасообщение. Государственная авиакомпания «Джапан эрлайнз» осуществляет прямые полеты из Токио в большинство государств мира. В 1995 внутренними авиарейсами воспользовались 79 млн. человек, а число пассажиров, следовавших в зарубежные пункты назначения, достигло 15,3 млн.

 

 
Внешнеэкономические связи. Японская экономика в значительной степени зависит от внешней торговли. В 1996 страна потратила 38 трлн. йен (315 млрд. долл.) на импорт и выручила 44,7 трлн. иен (372 млрд. долл.) от экспорта. В 1995 доля Японии в мировом товарном экспорте составила 9%, а в импорте 6,7%, что обеспечило ей вторые места соответственно после США и Германии. Почти все сырье и топливо, используемые в промышленности, приобретается за границей. В 1996 закупки железной (в основном из Австралии, Бразилии, ЮАР, Индии), медной, цинковой, марганцевой руд и бокситов, древесины, хлопка, шерсти и угля составили 15% стоимости всего импорта. На нефть и продукцию машиностроения пришлось еще 10%, на продовольствие – 14,5%. Основные статьи вывоза – автомобили, железо и сталь, суда, электротехнические и радиоэлектронные товары (главным образом телевизоры, музыкальные центры, радиоприемники и магнитофоны), машинное оборудование, фото- и кинокамеры.

Крупнейший торговый партнер Японии – США, за которыми следуют страны Европейского союза и Китай. В 1996 ЕС догнал США по объему продаж в Японию автомобилей, химикатов, а КНР продолжала доминировать на японском рынке готовой одежды. Другими важными поставщиками товаров в Японию являются Республика Корея, Тайвань, Индонезия, Саудовская Аравия, Австралия, Иран, Кувейт, Канада, Филиппины, ОАЭ и Россия.

Япония – крупнейший инвестор. К 1997 вложения японских компаний в зарубежные предприятия оценивались примерно в 6,6 трлн. иен (500 млрд. долл.). Примерно четверть капиталовложений приходилась на производство сырья, треть – на обрабатывающие отрасли промышленности и более трети – на обеспечение нужд внешней торговли. Основная часть инвестиций была направлена в Северную и Южную Америку, Восточную и Юго-Восточную Азию.

Заинтересованность Японии в инвестициях за рубежом совпала с готовностью иностранного капитала, в частности американского, действовать в Японии. К 1996 прямые иностранные инвестиции в Японии составляли 64 млрд. долл.

Финансовая система. Денежной единицей в стране служит иена, эмиссию которой осуществляет Банк Японии. Центральный банк стремится держать под контролем курс иены путем покупки и продажи валюты на финансовых рынках. Им регулируются также процентные ставки и объемы кредитов. В Японии существует высокоразвитая система частного финансирования, имеющая в своей основе 13 банков (5 из которых относятся к числу 10 крупнейших в мире) и множество специализированных кредитных учреждений.

Правительственные финансовые учреждения выдают ссуды в основном крупным предприятиям в таких отраслях, как судоходство, энергетика, добыча угля и химическая промышленность.

 
Государственный бюджет. На 1997 финансовый год расходы центрального правительства планировались в размере 7,7 трлн. иен (640 млрд. долл.), из которых 22% составляли заемные средства. В бюджете выделены общий и специальные счета. Первый счет определяет размеры как доходов, так и регулярных расходов. Специальные счета используются для оплаты общественных работ, выдачи пенсий, погашения государственной задолженности. В распоряжение правительства направляется примерно 75% доходов государства.

Поступления центра, на три четверти обеспечиваемые за счет прямых налогов, заметно увеличились благодаря росту доходов, облагаемых прогрессивным налогом. Около 60% прямых налогов приходится на физические лица и 40% – на организации.

Центральные и местные власти расходуют средства главным образом на обеспечение экономического роста и на социальные цели. Около 40% доходов используется для удовлетворения запросов транспорта, народного образования, сельского хозяйства и на ликвидацию последствий стихийных бедствий, 20% тратится на социальную сферу, включая здравоохранение, социальные пособия, жилищное строительство, водоснабжение и канализацию. 6,3% расходов по общему счету (несколько более 1% национального дохода) в 1997 было направлено на оборону.

В 1995 государственный долг, достигший 326 трлн. иен (2,7 трлн. долл.), составлял 86% национального дохода.

Уровень жизни. К 1996 практически во всех японских домах имелись холодильники, стиральные машины, пылесосы и цветные телевизоры, 90% семей владели микроволновыми печами и 75% – видеомагнитофонами, одна автомашина приходилась примерно на семь из каждых десяти семей, и одно пианино – на каждые две из десяти семей. Увеличилась площадь жилого фонда, появились более просторные дома, лучше обеспеченные современными коммунальными удобствами.

Тем не менее коммунальное хозяйство по-прежнему остается слабым звеном экономики. Так, системы канализации в некоторых областях Японии даже в больших городах остаются примитивными. Не отвечает современным требованиям и сеть дорог, это касается не только крупных перегруженных транспортом городов, но и более мелких населенных пунктов. Загрязнение воздушного бассейна и водной среды – серьезная проблема для страны, в первую очередь ввиду высокой концентрации населения и экономической деятельности, а также из-за относительно медленного осуществления природоохранных программ.

 


Информация о работе Экономика Японии