Экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:28, курс лекций

Описание работы

Настоящее издание представляет собой конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятия», подготовленный в соответствии с государственным стандартом и содержащий всю необходимую информацию для подготовки к экзамену или зачету в предельно сжатые сроки. Издание содержит основные понятия, знакомит с экономическими законами, основами функционирования предприятия, рынком.

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ 1. Предпринимательство как основное звено рыночной экономики
1. Структура национальной экономики
2. Понятие и черты предпринимательской деятельности
3. Этапы развития предпринимательства
4. Формирование целей развития предприятия и средств их реализации
5. Функции предпринимательства
6. Сфера предпринимательства
7. Виды предпринимательской деятельности
8. Инфраструктура рынка
9. Производственное предприятие как основа экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Предприятие, его сущность, виды, функции
1. Классификация предприятий
2. Структура и инфраструктура предприятий
3. Внутренняя и внешняя среда предприятия
4. Организация производственного процесса на предприятии
5. Предпринимательские права и обязанности предприятия
6. Классификация участников предпринимательской деятельности в соответствии с ГК РФ
7. Коммерческие и некоммерческие организации
8. Малые и крупные предприятия, их взаимодействие
9. Предпринимательские ассоциации и союзы
ЛЕКЦИЯ № 3. Основные фонды предприятия
1. Основные производственные и непроизводственные фонды. Основной капитал предприятия
2. Виды учета и методы оценки основного капитала, показатели его использования
3. Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация
4. Эффективность использования основного капитала
ЛЕКЦИЯ № 4. Оборотные средства предприятия
1. Сущность и структура оборотного капитала
2. Источники формирования оборотного капитала
3. Кругооборот и показатели оборачиваемости оборотных средств
4. Расчет норм и нормативов оборотных средств по основным элементам
5. Использование отходов производства
ЛЕКЦИЯ № 5. Персонал предприятия
1. Трудовые ресурсы
2. «Рабочая сила» в производстве. Структура рабочей силы
3. Рынок труда
4. Государственное регулирование рынка труда
5. Наем рабочей силы
6. Производительность труда
7. Организация, нормирование и оплата труда
8. Мотивация труда
ЛЕКЦИЯ № 6. Калькулирование себестоимости
1. Сущность себестоимости и ее экономическое значение
2. Классификация затрат, образующих себестоимость продукции, и методы их расчета
3. Постоянные, переменные и общие издержки производства
4. Определение предельных издержек производства
5. Смета затрат и калькулирование себестоимости отдельных видов продукции
ЛЕКЦИЯ № 7. Товар, деньги и ценообразование на предприятии
1. Товар. Товарная политика
2. Деньги и их функции
3. Методы ценообразования
4. Виды цен
ЛЕКЦИЯ 8. Имущество и прибыль предприятия
1. Уставный капитал и имущество предприятий
2. Финансовые ресурсы предприятия
3. Доходы и расходы предприятия
5. Сущность прибыли, ее структура
6. Источники формирования и направления использования прибыли
ЛЕКЦИЯ № 9. Инвестиции и инновации
1. Понятие инвестиций
2. Воспроизводственная структура инвестиций
3. Источники инвестиций
4. Кредитное обеспечение инвестиций
5. Расчет эффективности инвестиций
6. Понятие и классификация инноваций
7. Субъекты инновационной деятельности
ЛЕКЦИЯ № 10. Стратегия и риск на предприятии
1. Сущность стратегии, ресурсы и возможности предприятия
2. Риск в деятельности предприятия
3. Установление сильных и слабых сторон деятельности предприятия
ЛЕКЦИЯ № 11. Планирование деятельности предприятия
1. Сущность планирования
2. Виды планов
3. Нормативная база планирования
4. Теория оптимального объема выпуска продукции
5. Содержание плана производства предприятия
6. Методика и порядок планирования
7. Основные показатели плана производства
8. Разработка производственной программы предприятия. Этапы разработки производственной программы
9. Планирование производственной мощности предприятия
10. Подготовка нового производства
11. Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия
ЛЕКЦИЯ № 12. Конкурентоспособность предприятия
1. Понятие конкуренции
2. Методы оценки конкурентоспособности
3. Понятие факторов, влияющих на конкурентоспособность, и их классификация. Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия
ЛЕКЦИЯ № 13. Логистика на предприятии
1. Определение, понятие, задачи и функции логистики
2. Факторы и уровни развития логистики
ЛЕКЦИЯ № 14. Результативность деятельности предприятия и его экономический рост
1. Результативность деятельности предприятия и критерии ее оценки
2. Важнейшие факторы экономического роста предприятия (внешние и внутренние), организационно-экономические факторы
3. Качество, стандарты качества
ЛЕКЦИЯ № 15. Эффективность и ее оценка
1. Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их расчета
2. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия. Конспект лекций_Душенькина Е.А_2009 -85с.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

Основные отличия некоммерческих организаций от коммерческих:

1) прибыль не является целью деятельности;

2) некоммерческие организации не должны выплачивать дивиденды и обогащать своих учредителей;

3) некоммерческие организации в значительно большей степени открыты для общественного контроля.

Важным  направлением деятельности некоммерческих организаций является благотворительность.

8. Малые и крупные предприятия, их взаимодействие

Малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима их высокая эффективность. Малый бизнес способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции.

Мелкие  и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

Несмотря  на то что большая часть научного потенциала сосредоточена в крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработку малых предприятий в 3–4 раза выше, чем в крупных.

Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений. Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя статистика учитывает их как самостоятельные единицы.

Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них  отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно несколько десятков сотен  мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.

В последнее  время во многих странах усилилась  тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации  и кооперации производства в крупные  отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

Важность  малых предприятий еще и в  том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Выпуск  товаров длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть небольших филиалов.

Деятельность  малых предприятий в менее  развитых районах западноевропейских стран – основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность  труда. Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности  в дефицитных видах товаров и  услуг на основе разработки местных  источников сырья и обеспечивают при этом большую занятость.

Они увеличивают  размеры поступлений в муниципальные  бюджеты, стимулируют НТП, выполняют  другие важные для хозяйства функции.

9. Предпринимательские ассоциации и союзы

В целях  координации деятельности, защиты общих коммерческих интересов и повышения эффективности капитала предприятия могут на основании договора создавать объединения в форме ассоциаций (корпораций), консорциумов, синдикатов и прочих союзов.

Основой для создания союзов становится сходный характер технологических процессов; взаимозависимое развитие хозяйства; синхронный рост технико-экономического уровня связанных производств; необходимость комплексного использования сырья и других ресурсов; диверсификация.

Главные принципы образования хозяйственных союзов:

1) добровольность объединений;

2) равноправие партнеров;

3) свобода выбора организационных форм;

4) самостоятельность участников;

5) ответственность только по обязательствам, взятым каждым предприятием при вступлении в объединение.

По  юридическому статусу указанные  хозяйственные образования могут  быть разделены на две группы: действующие  на постоянной правовой и хозяйственной  основе и ассоциативные или предпринимательские  – с правом свободного присоединения и свободного выхода, а также свободного предпринимательства в рамках ассоциации.

Наиболее  широкое распространение получили такие структуры, как финансово-промышленные ассоциации, холдинги, синдикаты и  консорциумы.

Холдинговые компании образуются, когда одно акционерное общество овладевает контрольными пакетами акций других акционерных фирм с целью финансового контроля над их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал. Различают два типа холдингов:

1) чистый холдинг, т. е. получение компанией доходов посредством участия в акционерном капитале других фирм. Возглавляется крупными банками;

2) смешанный, когда холдинговая компания занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью и одновременно с целью расширения сферы влияния организует новые зависимые фирмы и филиалы. Его возглавляет любое крупное объединение, преимущественно связанное с производством.

Гигантские  холдинги могут контролировать финансовую деятельность сотен акционерных  обществ, включая крупные концерны и банки.

Их  собственный капитал и активы при этом бывают в несколько раз меньше суммарного капитала дочерних фирм. Некоторые компании создаются с участием большой доли государственного капитала, что позволяет правительству контролировать и регулировать развитие отдельных важнейших отраслей экономики страны.

По  структуре участников финансово-промышленные группы (ФПГ) напоминают холдинг. В их состав наряду с предприятиями материального производства (промышленности, строительства, транспорта) входят финансовые организации, прежде всего банки.

При их формировании в качестве главной  ставится задача объединения банковского  капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом деятельности банка, входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения эффективности  работы производственных предприятий, а не процент по кредитам.

Наряду  с бессрочными организационными объединениями, такими как холдинги, ФПГ, возникают временные объединения  предприятий для решения конкретных задач в течение определенного  периода времени – «консорциумы». Они объединяют предприятия и организации независимо от их подчиненности и формы собственности. Участники консорциума сохраняют хозяйственную самостоятельность и могут быть одновременно членами других объединений. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование.

Охарактеризуем  кратко другие виды хозяйственных объединений:

Синдикат – одна из форм коллективного предпринимательства. Данная форма связана в основном со сбытом продукции и распространена главным образом в добывающих отраслях, сельском и лесном хозяйстве.

Главная задача синдиката – организовать совместный сбыт продукции. Как правило, синдикат организует единую службу по сбыту, в которую члены синдиката  должны сдавать по заранее оговоренной  цене и квоте продукцию, предназначенную для совместной продажи. Цели синдиката – расширить и удержать рынки сбыта, регулировать объемы выпуска внутри синдиката и цены на внешних рынках.

Промышленные узлы – группа предприятий и организаций, которые размещаются на смежных территориях и совместно используют производственную и социально-бытовую инфраструктуру, природные и другие ресурсы, создают общие производства межотраслевого и регионального значения, сохраняя при этом свою самостоятельность.

Ассоциации – добровольное объединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций.

Корпорации – это договорные объединения на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий и центральным регулированием деятельности каждого из участников;

Концерны – это уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т. д. на основе полной зависимости от одного или группы предпринимателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 3. Основные фонды предприятия

1. Основные производственные и непроизводственные фонды. Основной капитал предприятия

Основные фонды – это совокупность производственных, материально-вещественных ценностей, которые действуют в процессе производства в течение длительного периода времени, сохраняют при этом на протяжении всего периода времени натурально-вещественную форму и переносят их стоимость на продукцию по частям по мере износа в виде амортизационных отчислений.

Согласно  системе бухгалтерского учета к основным фондам относятся средства труда со сроком службы более двенадцати месяцев и стоимостью (на дату приобретения), превышающей стократный размер минимальной величины месячной оплаты труда за единицу. Основные фонды делятся на основные производственные и основные непроизводственные фонды.

К основным производственным фондам относятся те основные фонды, которые принимают участие в производственном процессе непосредственно, т. е. станки, оборудование и иное, или создают условия для производственного процесса (т. е. здания и сооружения производственного назначения и т. п.). К ним относятся не только фонды непосредственно промышленного назначения, но также и фонды строительного, сельскохозяйственного назначения, автомобильного транспорта, связи, торговли и прочих видов деятельности материального производства.

Основные непроизводственные фонды  – это объекты культурно-бытового назначения (клубы, столовые и т. п.). Они предназначены для обслуживания нужд жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, просвещения, культуры предприятия.

Для предприятия  важно выстроить рациональную и  эффективную структуру этих фондов. Основных производственных фондов должно хватать для обеспечения процесса производства, при этом должен иметься  определенный резерв на случай выбытия из процесса производства задействованных фондов. При этом излишек основных производственных фондов не должен быть большим – на незадействованные производственные фонды также приходится начислять амортизацию, что в конечном итоге приведет к снижению прибыли и рентабельности.

Основные  непроизводственные фонды в основной своей массе не приносят явной  выгоды, прибыли для предприятия. Обычно они функционируют либо бесплатно (за счет предприятия) для сотрудников, либо на уровне безубыточности. Поэтому эти фонды оттягивают на себя значительную часть финансов предприятия, которые можно использовать более эффективным образом. Но, наличие развитой структуры основных непроизводственных фондов у предприятия, во-первых, облегчает деятельность рабочих, так как они могут с меньшими затратами времени и средств посещать заводскую столовую, отдавать детей в заводской детский сад, пользоваться услугами поликлиники предприятия и т. п. Результатом этого может стать рост благосостояния персонала и рост производительности труда на предприятии. Во-вторых, наличие подобных учреждений привлекает на предприятие новые, более квалифицированные и конкурентоспособные кадры. В современных условиях далеко не все предприятия могут позволить себе содержать непроизводственные фонды.

По натурально-вещественному признаку основные фонды подразделяются на здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий скот, многолетние насаждения.

По степени участия в производственном процессе основные фонды делятся на:

1) активные элементы (машины, оборудование) непосредственно влияют на производство, количество и качество продукции.

2) Пассивные элементы (здания, сооружения) – создают необходимые условия для производственного процесса.

Основные  производственные фонды предприятий  совершают хозяйственный кругооборот, который состоит из следующих стадий:

1) износа основных фондов;

2) амортизации;

3) накопления средств для восстановления основных фондов;

4) их замены путем капитальных вложений.

Основной капитал – денежная оценка основных фондов как материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования.

Информация о работе Экономика