Экономико-статистический анализ розничного товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ и характеристика методов планирования розничного товарооборота в современных условиях.
Для достижения указанной цели в работе необходимо ответить на конкретные вопросы:
- В чем состоят задачи планирования товарооборота?;
- Какие проходит стадии планирование товарооборота?;
- Какие требования предъявляются к плану товарооборота?;
- Какие методы планирования применяются в торговом предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА 6
1.1. СУЩНОСТЬ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА. ЗАДАЧИ ЕГО ПЛАНИРОВАНИЯ 6
1.2. СТАДИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРООБОРОТА 10
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ ТОВАРООБОРОТА 21
II. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

2



Содержание 

 

Введение 3

I. Понятие розничного товарооборота 6

1.1. Сущность розничного  товарооборота. Задачи его планирования 6

1.2. Стадии планирования  товарооборота 10

1.3.  Требования к  планированию товарооборота 21

II. Методы планирования на торговом предприятии 23

Заключение 34

Список использованной  литературы 36

 

 

Введение

 

Ни для кого не секрет, что основную массу материальных благ, используемых для удовлетворения личных потребностей, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристика товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с законами товарного обращения, находит свое выражение в показателях товарооборота.

Под розничным  товарооборотом понимается продажа  товаров населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы.

Экономические отношения, связанные с обменом  денежных доходов на товары, выражают экономическую сущность розничного товарооборота: розничный товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителей, потребляются или же образуют потребительский фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестают быть товарами.

Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового  предприятия. Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем валового дохода и прибыли. И в тоже время розничный товарооборот отражает уровень жизни населения и существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота.

Анализ розничного товарооборота позволяет предприятиям определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен ли спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они обоснованы, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Выводы и обобщения имеют важное значение для разработки прогноза продажи товаров.

Все хозяйствующие  субъекты самостоятельно планируют свою деятельность.  В рыночной экономике предприятия заинтересованы в составлении обоснованных планов, нацеленных на максимальное использование всех резервов развития розничного товарооборота. Такой подход позволяет им вести успешную борьбу с конкурентами, повышать рентабельность торговой деятельности.

В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя розничного товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется. Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.

Розничный товарооборот может  быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Планирование розничного товарооборота должно быть тесно  увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического прогнозирования товарооборота.

Как видно из всего сказанного, розничный товарооборот является одним  из основных экономических показателей  хозяйственной деятельности торгового предприятия. Он характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект, а в социально-экономическом аспекте – как показатель товарного обеспечения населения, характеризующий уровень жизни. Поэтому  вполне очевидна актуальность  изучения и исследования товарооборота и его планирования.

Целью работы является анализ и характеристика методов планирования розничного товарооборота в современных условиях.

Объектом исследования является розничная торговля и главный ее элемент – розничный товарооборот.

Предметом исследования является – порядок, последовательность и методы планирования розничного товарооборота.

 Для достижения указанной  цели в работе необходимо ответить на конкретные вопросы:

  • В чем состоят задачи планирования товарооборота?;
  • Какие проходит стадии планирование товарооборота?;
  • Какие требования предъявляются к плану товарооборота?;
  • Какие методы планирования применяются в торговом предприятии.

 

  1. Понятие розничного товарооборота

1.1. Сущность  розничного товарооборота. Задачи   его планирования

 

Переход предприятий торговли на рыночную концепцию  развития изменил оценку их целевой функции, что отразилось на системе экономических показателей, характеризующих хозяйственный процесс. Прежде всего это относится к показателю розничного товарооборота.

Как верно отмечает А.Н. Соломатин, рыночные методы хозяйствования объективно привели к отказу от примата показателя товарооборота, и позволили перейти к управлению торговым процессом на основе экономических регуляторов (цены, налоги и т.п.). Главной  целью торговых предприятий в настоящее время является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли1.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов реализации.

В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме выручки за проданные товары – по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке. Различают розничный и оптовый товарооборот, целью исследования моей работы является – розничный.

Розничный товарооборот учитывается, анализируется и планируется  как по общему объему, так и по отдельным группам товаров в  ценах фактической реализации, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог с продаж, -  строго за отчетный период на основе первичных документов – товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов.

В общем смысле – планирование представляет собой особую форму  деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением. Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.

Планирование является основной эффективности  предприятий, оно выполняет следующие задачи:

  • ориентирует руководителей на перспективное мышление;
  • способствует четкой координации различный действий, согласованию целей и задач предприятия в целом и отдельных его подразделений;
  • устанавливает оптимальные показатели хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой;
  • позволяет объективно оценить свой потенциал и соотнести его с поставленными целями;
  • делает предприятие более подготовленным к внезапным изменения экономической ситуации;
  • выявляет сильные и слабые стороны деятельности предприятия.

При разработке эффективной стратегии торговой деятельности одной из важных проблем является определение целей  Основными  целями планирования являются: обеспечение конкурентоспособности на рынке, получение нормальной прибыли, определение необходимой суммы закупок товаров для заключения контрактов с поставщиками и направлений деятельности коммерческой службы.

Одними из важнейших показателей  в деятельности торгового предприятия являются показатели товарооборота, так как они в конечном итоге определяют величину валового дохода и прибыли. Планирование этих показателей тесно связано в прогнозированием товарооборота в целом по предприятию и по отдельным товарным группам. Механизм экономического обоснования объема и структуры товарооборота предприятия включает в себя определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, эффективности действующего законодательства.

В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя розничного товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется. Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.

Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота. Планирование розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического прогнозирования товарооборота.

К задачам планирования товарооборота  относятся:

  • определение показателей товарооборота: оборот по продаже, товарные запасы на начало и конец периода, поступление товаров; реализация товаров, однодневный объем товарооборота;
  • определение минимального объема товарооборота, который обеспечить предприятию безубыточную работу;
  • определение общего объема товарооборота;
  • определение его структуры, т.е. объема реализации отдельных товарных групп, т.к. регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли;
  • изучение динамики изменения всех показателей товарооборота за анализируемый период (в фактических и сопоставимых ценах);
  • анализ и оценка ассортиментной структуры;
  • определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота2;
  • анализ товарооборачиваемости (время обращения товаров, дни оборотов, скорость товарооборота, число оборотов);
  • обеспечение информационной базы для обоснования расчетов показателей товарооборота на планируемый период.

Планирование товарооборота производится на основе данных отчетности, конъюнктурной информации, изучения состояния торговли в отдельных торговых точках, различных материалов нормативного характера, установленных плановых показателей.

Основой для планирования товарооборота  служат аналитические показатели: относительные величины динамики товарооборота (проценты роста и прироста), удельные веса отдельных секторов торговли, доля отдельных групп товаров в общей сумме товарооборота, сумма оборота на 1м² торговой площади, уровень запасов в днях, оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы и др.

1.2. Стадии  планирования товарооборота

 

План розничного товарооборота  является основным, ведущим разделом торгово-финансового плана предприятия торговли. Объем и структура товарооборота оказывают влияние на все остальные разделы торгово-финансового плана – труд, издержки обращения, прибыль и др.

План розничного товарооборота  состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и по отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение).

А.М. Фридман верно отмечает, что все разделы плана розничного товарооборота взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь3. Так показатели на начало (З1) + поступление (П) = реализация (Р) + запасы на конец (З2). Исходя из этого баланса, можно рассчитать и спрогнозировать любой показатель товарооборота.

Первая  стадия планирования  розничного товарооборота.(особенно нового предприятия) – определение минимального объема товарооборота (критического), который обеспечит ему безубыточную работу. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности.

Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия  по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли.

Таким образом, имеем: Т р.ц. = Тп.ц. + ТН,         /1.1/

где Т р.ц. – объем товарооборота по розничным ценам, руб.;

Т п.ц. – объем товарооборота по покупным ценам, руб.;

ТН – сумма торговых надбавок, руб.

В свою очередь:           ТН = ИО + П              /1.2./

где П сумма прибыли, руб.;

Информация о работе Экономико-статистический анализ розничного товарооборота