Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:57, контрольная работа
Метод опросов в форме интервью
Данный метод предполагает непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос—ответ», т.е. беседу, в ходе которой прогнозист ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта в соответствии с заранее разработанной программой опроса. Успех метода в значительной степени зависит от психологической способности эксперта экспромтом давать заключения по различным, в том числе фундаментальным, вопросам. Недостатком этого метода является, правда, незначительное, но все-таки психологическое давление на эксперта.
1.Группа методов индивидуальных экспертных оценок…………… 3
2. Группа методов коллективных экспертных оценок……………….8
3. Практическое использование методов экспертных оценок …….16
Использованная литература………………………………… …….20
Содержание
1.Группа методов
индивидуальных экспертных
2. Группа методов коллективных экспертных оценок……………….8
Использованная
литература………………………………… …….20
1. Группа методов индивидуальных экспертных оценок
Метод опросов в форме интервью
Данный метод предполагает непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос—ответ», т.е. беседу, в ходе которой прогнозист ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта в соответствии с заранее разработанной программой опроса. Успех метода в значительной степени зависит от психологической способности эксперта экспромтом давать заключения по различным, в том числе фундаментальным, вопросам. Недостатком этого метода является, правда, незначительное, но все-таки психологическое давление на эксперта.
Для примера рассмотрим прогнозирование развития рынка инвестиционных товаров методом опроса в форме интервью.
При решении задачи данным методом необходимо выделить три основных вида опроса:
В США такие опросы проводятся в рамках Бюро экономического анализа Министерства торговли, которое ежеквартально опрашивает около 12 тыс. промышленных компаний. Цель — оценить текущие закупки оборудования и инвестиции в строительстве, а также соответствующие планы на будущее (на один, два, три квартала и год вперед). Обследование проводится как в крупных компаниях, так и в основных отраслях промышленности.
Экстраполяция данных, полученных на основе опросов этих компаний, на всю их генеральную совокупность осуществляется посредством анализа с использованием различных корректировок исходных данных.
Расчеты, проведенные экономистами США, показывают, что использование планов инвестиций дает лучшие результаты, чем «наивные» прогнозы, основанные на экстраполяции тренда. Поэтому с целью повышения точности прогнозов исследователи привлекают дополнительную информацию о расторгнутых контрактах, невыполненных заказах, неиспользованных финансовых средствах. Разработчики прогнозов сильно ошиблись бы, не принимая их во внимание. Однако даже результаты этих опросов не могут непосредственно использоваться в виде прогнозов. Они сами должны выступать в качестве объекта анализа экспертов-прогнозистов.
Изучение инвестиционной активности на основе анкетных обследований получило свое развитие в расширении номенклатуры анализируемых показателей. Наряду с объемами инвестиционных закупок в настоящее время проводятся опросы по следующим направлениям:
Группа аналитических методов
Аналитический метод, или метод аналитических экспертных оценок, предполагает длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта по анализу тенденций, оценки состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Этот метод позволяет эксперту использовать всю доступную информацию об объекте прогноза. Свои соображения он оформляет в виде докладной записки. Психологическое давление на эксперта в этом случае минимально.
Основными принципами методов индивидуальных экспертных оценок является максимальная возможность использования индивидуальных способностей эксперта и незначительность психологического давления на него.
Однако индивидуальные экспертные методы малопригодны для прогнозирования наиболее общих стратегий развития из-за ограниченности знаний одного эксперта во всех сферах экономики, науки и техники и других смежных областей теории и практики.
Экспертиза позволяет обойти трудности долгосрочного учета качественных изменений объекта прогнозирования, связанных как с внутренней логикой развития объекта, учета взаимосвязей качественных признаков, так и с изменением внешних факторов. Для примера приведем учет влияния развития науки и техники на макроэкономические показатели в целом по стране и по отраслям (здесь требуются экспертные оценки различных экономических ограничений, например инвестиции частного сектора, потребности в продукции и услугах).
Метод гирлянд случайностей и ассоциаций
Метод впервые предложен в 70-е годы советским ученым Г. Я. Бушем. Сущность метода заключается в перенесении признаков случайных объектов, а также элементов генерируемых по этим признакам гирлянд ассоциаций на исследуемый объект, его синонимы (аналоги) и их сочетания с последующим анализом, развитием полученных комбинаций и отбором рациональных вариантов. Метод относится к стратегии ненаправленного свободного поиска новых решений на основе генерируемых ветвящихся потоков новых понятий и признаков, свободных ассоциаций и попыток получать значимые полезные сочетания (комбинации) понятий и признаков.
Этапы и процедуры метода следующие:
10) выбор
предпочтительного (оптимального) варианта.
Изучается метод индивидуально, а применяется
коллективно. Он позволяет получить практически
неограниченное число идей, полезен для
развития памяти, воображения, сообразительности
и гибкого мышления. Метод прост и доступен,
но применим для сравнительно узкого круга
несложных поисковых задач. Областью применения
метода являются задачи прогнозирования
совершенствования известных систем и
процессов.
К достоинствам метода ассоциаций можно отнести то, что они снимают инерцию воображения и могут использоваться в качестве вспомогательных на этапе генерирования идей в процессе проведения других методов (например, при принятии решения с помощью «мозгового штурма»).
Существенный недостаток ассоциативных методов — ограничение области применения. Свободные ассоциации дают неограниченное число новых гипотез. С одной стороны, это — положительный момент, а с другой — нет никаких гарантий и критериев принятия лучшего решения, так как мы не в состоянии рассмотреть все возможные варианты.
Метод морфологического анализа ориентирован на объект прогнозирования, его целью является поиск решений на базе полученного множества вариантов решений с учетом его морфологии.
Суть метода в следующем. Проблема, которая требует решения, изучается с возможно более общей точки зрения для выявления всех возможных решений. Путем перебора всех возможностей в пределах полученной абстрактной структуры выявляется область всех возможных решений. В ходе исследования среди всех обнаруженных решений могут оказаться такие, которые представляют особый интерес. Существуют различные способы определения оптимального решения из множества полученных. Разработано несколько разновидностей метода морфологического анализа: метод десятичных матриц поиска; «организующих понятий»; морфологического классифицирования. Метод морфологического анализа и его разновидности основаны на использовании стратегии направленного систематического поиска множества потенциально возможных решений задачи в пределах морфологического множества, соответствующего структуре и особенностям задачи. Метод обеспечивает получение большого числа возможных решений по любой изучаемой проблеме при сравнительной легкости процедуры поиска.
Метод морфологического анализа применяется для решения прогностических задач в различных сферах социально-экономического и научно-технического развития в нашей стране и за рубежом. Результаты применения метода позволяют говорить о его эффективности и перспективности. В нем достигнуто разумное сочетание творческих и механистических процедур при его использовании. Практика применения метода показывает, что с его помощью можно получать множество нестандартных решений. Наиболее широко он используется для синтеза объекта прогнозирования. Только в рамках морфологического метода возникает задача содержательной интерпретации соответствующих формальных прогнозов.
Рассмотрим алгоритм реализации метода морфологического анализа:
2. Группа методов коллективных экспертных оценок
Существует
большое число модификаций
Коллективные экспертные оценки являются современными научными методами и могут быть широко использованы в прогнозировании. Естественной областью их применения является прогноз научно-технического прогресса, определение его основных направлений и темпов. Они могут быть также широко использованы для определения возможных изменений в параметрах экономико-математических моделей развития социально-экономической системы под влиянием НТП и мероприятий организационного и финансового характера. В условиях неопределенности и нестабильности развития социально-экономической системы России методы экспертных оценок приобретают большое значение.
В настоящее время наиболее популярны методы:
Метод «круглого стола»
В соответствии с этим методом специальная комиссия, входящая в состав «круглого стола», обсуждает соответствующие проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения. Для повышения качества прогнозируемых результатов в состав группы включаются эксперты не только данной, но и смежных областей знаний. При этом не рекомендуется включать в группу лиц, имеющих подчиненность в служебных вопросах, и лиц, имеющих непререкаемый авторитет. Обсуждение должно протекать в режиме свободной дискуссии. Рекомендуется предварительно обучить группу методам коллективной работы. Кроме того, необходимо обратить внимание на психологическую совместимость участников коллектива.
Метод «круглого стола» имеет недостаток, заключающийся в том, что эксперты в своих суждениях руководствуются в основном логикой компромисса, что увеличивает риск получения искаженных результатов прогноза. Кроме того, на суждения некоторых экспертов может повлиять и авторитет отдельных участников «круглого стола». Метод «мозгового штурма»
Этот метод возник в 50-е годы XX в. и получил широкое распространение в США, Японии и неоднократно применялся в бывшем СССР. Автором метода, разработавшим его основы в 1957 г., является американец А. Осборн. Метод «мозгового штурма» отличается лавинообразностью выдвижения новых идей.
Информация о работе Экспертные методы социально-экономического прогнозирования