Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:10, контрольная работа
Расширение экспорта образовательных услуг в последние десятилетия вошло в число приоритетов государственной политики всех стран мира. Интерес любого государства к расширению экспорта образовательных услуг можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, подготовка специалистов для зарубежных стран является одной из причин для создания и поддержания рабочих мест в сфере образовательных услуг. Во-вторых, подготовка специалистов для других стран – это содействие реализации геополитических и экономических интересов страны.
Московский государственный институт
международных отношений
(Университет)
МИД России
Кафедра мировой экономики
Информационно-аналитическая справка
по теме: «Экспорт образовательных услуг в мире»
Подготовила:
Студентка 3-й академической группы
Сироткина Екатерина
к.э.н. Волков А.М.
Москва
1 декабря 2014
Содержание
Введение
Расширение экспорта образовательных услуг в последние десятилетия вошло в число приоритетов государственной политики всех стран мира. Интерес любого государства к расширению экспорта образовательных услуг можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, подготовка специалистов для зарубежных стран является одной из причин для создания и поддержания рабочих мест в сфере образовательных услуг. Во-вторых, подготовка специалистов для других стран – это содействие реализации геополитических и экономических интересов страны. В-третьих, стремление привлечь иностранных студентов подталкивает вузы к реформированию системы подготовки специалистов с учетом требований мирового рынка труда, повышению качества обучения, разработке новых учебных программ и курсов с «включением международных компонентов», обеспечивающих подготовленность выпускников к работе в условиях глобальной экономики, и превращению национальных университетов в международные научно-образовательные комплексы. В-четвертых, наличие иностранных студентов существенно повышает репутацию вуза. Кроме того, страна-экспортер образования может получать пользу от глобальных связей с выпускниками своих вузов. В-пятых, иностранные студенты являются приоритетным источником пополнения численности населения и улучшения демографической ситуации, а также трудового потенциала, т.к. заканчивая вуз, они уже полностью интегрированы в общество – владеют языком, знакомы с культурой и законами. Кроме того, стремление стран-экспортеров образования (в особенности США, Германии, ряда других) использовать лучших иностранных выпускников для развития экономики и науки своих стран.
Глава 1
От экспорта сырья к экспорту образования.
На современном этапе общественного развития роль знаний, информации и интеллектуальной собственности значительно возрасла и способствует достижению высоких результатов экономической деятельности.
Образование становится одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами. Ежегодные мировые расходы на образование превышают 1 триллион долларов. Объем торговли образовательными услугами на мировом рынке в настоящее время превышает 100 миллирдов долларов. Сюда входят услуги международного высшего образования, дополнительного профессионального образования, языковых курсов, школьного образования и прочего. Потоки международной академической мобильности, по данным международных статистических исследований, составляют более 3 миллионов человек в год. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, торговля которыми регулируется положениями Генерального соглашения о торговле в сфере услуг (ГАТС).
Грамотное решение вопроса об экспорте образования дает стране-экспортеру мощный толчок для развития, а также является серьезным источником доходов, благодаря привлечению в образование, науку и экономику умов со всего мира. Помимо прочего, в глобальном мастштабе экспорт образовательных услуг является способом мягкого влияния на зарубежные государства, за счет распространения языка, культуры и ценностей страны-экспортера. Это влияние пользовалось успехом в Советском Союзе, который славился масштабами подготовки иностранных специалистов в учебных заведениях на своей территории. Однако если раньше СССР и занимал второе место после США по экспорту образовательных услуг, то в настоящее время уже Российская Федерация располагается в конце первой десятки.
На современном рынке образовательных услуг основными лидерами (на 2009 г.) являются США (19,6%), Великобритания (11%), Австралия (7,6%), Франция (7,4%) и Германия (5,9%). На Россию приходятся около 2%.
Страна |
Количество иностранных студентов | |
1990 |
2002 | |
США |
407 529 |
582 996 |
Великобритания |
147 790 |
229 500 |
Германия |
146 000 |
206 141 |
Франция |
121 600 |
195 000 |
Австралия |
29 398 |
157 296 |
СССР/Россия |
126 500 |
95 957 |
Япония |
45 066 |
95 550 |
Китай |
14 000 |
61 869 |
Как видно из таблицы, за эти годы рост числа иностранных студентов в США составил 143%, в Великобритании - 155 %, во Франции - 160 %, наибольший рост в Австралии - 594 %, ( где в 2003 г. обучалось уже 174 641 ин. студентов), в Китае - 442 %. Однако Россия, наоборот, ощутила упадок в данной сфере. Количество иностранных студентов в нашей стране уменьшилось почти на 25%.
Что касается мирового рынка образовательных услуг в целом, на нем в настоящее время преобладают следующие тенденции:
1. Увеличение общего количества
иностранных учащихся в
2. Высокая конкуренция среди всех стран-участниц рынка.
3. Появление «новых»
4. Развитие интеграционных
5. Рост степени
6. Развитие трансграничных форм обучения иностранных граждан.
7. Развитие информационных
8. Интернационализация и
Глава 2
Регулирование экспорта образовательных услуг: мировой опыт
Регулированием мирового рынка образовательных услуг на наднациональном уровне занимаются многие международные и региональные организации. Их деятельность заключается в координации усилий мирового сообщества по обеспечению развития сферы образования, предоставлении площадки для дискуссий и обмена опытом, ведении научных исследований, сборе и аналитической обработке данных, разработке рекомендаций по совершенствованию международной образовательной деятельности, подготовке публикаций и др. В борьбе за иностранных студентов страны применяют различные методы по продвижению и стимулированию за рубежом собственных учебных программ для привлечения большего количества иностранных студентов для обучения в высших учебных заведениях своих стран. В связи с этим, были предложены три модели систем высшего образования по типу стимулирования экспорта образовательных услуг:
Традиционная (Великобритания, Германия, Франция, США, а также Австралия и Новая Зеландия, которые уверенно закрепились в списке лидеров мирового рынка образовательных услуг и Россия, которая также является лидером, но значительно сдала свои позиции). Входящие сюда страны славятся историей и традиционным качеством образования. Данные страны создавали схему обучения в течение длительного периода, начиная от становления и развития собственной системы высшего образования и до получения признания на мировом рынке. Эти страны имеют динамично развивающуюся систему реализации международных образовательных программ, ставшую фактически одной из наиболее рентабельных видов экспортной деятельности.
Догоняющая (Китай, Малайзия, Сингапур, ЮАР) – данные страны, обладают высоким образовательным потенциалом и способны предложить качественный продукт по доступным ценам, а также являются в высокой степени интегрированными в мировую сеть высшей школы и продолжают активную работу по наращиванию своих позиций на мировом рынке высшего образования. Основной причиной притока иностранных студентов в данные страны является открывающаяся возможность сэкономить на обучении и проживании, но при этом получить высокое по качеству образование, с большим выбором программ и курсов на английском языке. Жить и учиться в этих странах оказывается дешевле, чем в стране проживания или в более развитом государстве.
Новый тип (Бахрейн, Катар, ОАЭ) – без развития собственной системы высшего образования, а через создание свободной экономической зоны в сфере высшего образования. Входящие сюда страны открывают на своей территории кампусы и представительства ведущих университетов иностранных государств. Эта модель довольно новая как для региона Персидского залива, так и для всего мира.