Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 13:44, курсовая работа
Цель работы - оценка конкурентоспособности российского экспорта на мировом уровне цен и издержек, анализ развития экономики. Тема курсовой работы будет раскрыта при рассмотрении трех глав. Для достижения поставленной цели решаются задачи:
Первая часть работы посвящена анализу развития экспортного потенциала РФ. Во-первых, это состояние экспортного потенциала России. Т.е рассмотрение ситуации на современном мировом рынке о положении отдельных ресурсов и приоритете их использования.
Введение…………………………………………………………………..…..…2
I.Экспортный потенциал России……………………………………..…4
1.1 Состояние экспортного потенциала РФ……….....…………………………..4
2.2 Инвестиции в экономике России……………………………………………..9
3.3 Развитие отдельных отраслей на мировой арене………...…………………14
II.Анализ современного положения РФ как экспортёра на мировом рынке……………………………………………………………….21
2.2 Динамика экспорта нефти и черных металлов………………………………21
2.3 Экономический экспорт стран……………………………………………….28
III.Продвижение конкурентоспособных товаров и технологий на внешний рынок…………………………………………………………34
3.3 Конкурентоспособность РФ на мировом рынке……………………………34
3.2 Вывод новых российских технологий на внешний рынок………………..…40
Заключение…………………………………………………………………….46
Список используемой литературы…………………
По мнению Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), основой промышленной политики может быть только крупный бизнес. Действительно, это - реальная сила: Всемирный банк в своем "Докладе об экономике России" отмечает, что российская экономика управляется 65 крупнейшими корпорациями, которые в свою очередь находятся в. подчинении 8 глав финансово-промышленных групп. 16При этом практически отсутствуют какие-либо производственные и другие связи между крупным и средним и малым бизнесом, играющим в зарубежной экономике весьма значимую роль.
Однако крупные бизнес-структуры, искусственно взращенные на базе приватизации госсобственности, в основном, в базисных, сырьевых отраслях, руководствуются краткосрочной выгодой; путем форсированной эксплуатации доставшихся им по дешевке ресурсов они получают сверхдоходы от экспорта, которые, при одновременной инвестиционной деградации производственного аппарата, легально или нелегально выводят за рубеж, в том числе таким оригинальным способом, как покупка футбольного клуба. По мнению экспертов Всемирного банка, именно от влиятельных "бизнес-групп" в сырьевом секторе исходит основное сопротивление разработке промышленной политики; они опасаются, что ее проведение ужесточит государственный контроль за их финансовыми потоками, увеличит фискальную нагрузку, путем изъятия природной ренты приведет к перераспределению инвестиционных ресурсов в пользу обрабатывающих отраслей и других секторов экономики.
"Олигархическая
модернизация" экономики в основе
промышленной политики
Однако реалии рыночной экономики говорят о другом. Государство должно видеть дальше бизнеса, заинтересованного, в основном, в краткосрочных выгодах, разрабатывать долгосрочные, стратегические цели развития и содействовать их реализации, корректировать действия бизнеса в государственно-национальных интересах. Но любая политика государства, будь-то в рыночном или плановом хозяйстве, не обеспеченная финансовыми ресурсами, обречена на провал.
В развитых странах, по данным Кельнского института германской экономики, госрасходы по отношении к национальному ВВП в среднем увеличились с 30% в 60-е годы прошлого века до 48,1% к началу 90-х годов и чуть ниже этого уровня оставались до конца века; в дальнейшем в ряде стран, в зависимости от решения стоявших задач, их доля стала постепенно сокращаться. Как раз, начиная примерно на рубеже 60-70-годов, в развитых странах начались серьезные структурные преобразования и становление "новой экономики" при лидирующей роли государства и росте госрасходов,
При этом следует подчеркнуть, что в отличие от России структурные преобразования в экономике развитых стран происходили в рамках того же общественно-политического строя и отсутствия тех громадных финансово-экономических неурядиц, с которыми столкнулись российские предприятия в результате поспешного перехода к либерализации хозяйственной жизни. Характерно также, что сокращение доли госрасходов в развитых странах, в том числе за счет роста ВВП, сопровождалось изменением их структуры: большая их часть стала направляться на социальные нужды и поддержание конкретных, стратегических отраслей (в Германии - судостроение и черная металлургия).
По данным МЭРТ РФ, доходы и расходы федерального бюджета по отношению к ВВП за период с 2008-2012 г. составили17
3 марта 2008 года был принят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:
24 ноября 2008 года был принят Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджета на 2009 год:
02 декабря
2009 года был принят Федеральный
закон № 308-ФЗ «О федеральном
бюджете на 2010 год и на плановый
период 2011 и 2012 годов», устанавливающий
параметры бюджетов на
Между тем, максимальный уровень госрасходов в ряде западноевропейских стран был зарегистрирован в 1993 г., когда на рубеже 80-90 гг. произошло резкое ухудшение общехозяйственной конъюнктуры на Западе, с чем столкнулся и российский экспорт в начальный период рыночных преобразований. Другими словами, государство "выводило" бизнес на путь экономического подъема.
Всемирный банк в своем докладе "Государство в меняющемся мире" на основе анализа рыночных реалий четко констатировал: "Без эффективного государства устойчивое развитие - и экономическое и социальное - невозможно". 18
Таким образом, российское государство обязано найти финансовые ресурсы для диверсификации экономики и проведения макроэкономической политики, в интересах всего общества и укрепления позиции страны на международной арене. Либо государство сумеет изыскать необходимые средства в предстоящие годы, либо нашей стране придется отказаться от идеи эффективного участия в международном разделении труда в новом веке, остаться топливно-энергетическим придатком развитых государств. Именно в этом направлении по существу проявляются их действия: например, по заявлению бывшего премьер-министра Великобритании Мейджора, задача России - быть кладовой ресурсов, необходимых развитым странам, а для их сохранения и использования России достаточного иметь 50 млн населения. 19
Глава III. Продвижение конкурентоспособных товаров и технологий на внешний рынок.
3.1 Конкурентоспособность РФ на мировом рынке.
В XXI в. место и роль России в мировой экономике и международных отношениях во многом определяется уровнем ее научно-технического развития, способностью создавать и эффективно тиражировать собственные и широко использовать импортные наукоемкие технологии, степенью присутствия страны на мировом технологическом рынке.
Для России весьма актуальна проблема интеграции в мировой рынок наукоемких технологий. Ныне в стране почти отсутствует платежеспособный спрос на часть наукоемкой продукции. Это приводит к утрате и старению наиболее передовой технологической базы (космонавтика, авиация, биотехнология и др.). Согласно прогнозам, объем экспорта по приоритетным макротехнологиям уже в первом десятилетии XXI в. позволит в 2—3 раза повысить платежеспособность населения и обеспечить спрос на наукоемкую продукцию на внутреннем рынке. Это должно послужить стимулом дальнейшего экономического роста.21
Сегодня более половины объема российского экспорта составляют энергоносители, сырье и продукты первичной переработки - металлы, химические удобрения, целлюлоза. В прогнозе ИМЭМО РАН на 2015 год говорится о том, что в мировой торговле доля этих продуктов будет сокращаться, в то время как доля готовых изделий, прежде всего наукоемких, и услуг будет расти. Страны, благополучие которых строится на экспорте сырья, а в их числе и Россия, столкнутся со стратегическими проблемами. В советское время был создан научно-технический потенциал, который сегодня позволяет России быть атомной и космической державой. Однако он постепенно исчерпывается. Очень малы наши шансы на создание конкурентоспособной российской гражданской авиации или автомобильной промышленности.
Россия стоит перед дилеммой: либо ее экспорт по-прежнему будут составлять сырье и небольшая доля вооружений, либо она сможет прорваться на мировые рынки оборудования и высоких технологий, чтобы не менее 20-25% ее экспорта приходилось на эти продукты. Авторитетные экономисты говорят, что при сохранении сырьевой экономики девальвации масштаба 1998 года будут происходить каждые четыре-пять лет, поскольку экономика сможет существовать исключительно за счет понижения курса национальной валюты.
Российский сектор высоких технологий исторически сосредоточен в ВПК. Известных российских технологий, разработанных вне ВПК, немного. Довольно успешно на нашем внутреннем рынке сегодня работают фирмы, занимающиеся распознаванием и антивирусной защитой, но они не могут обеспечить того прорыва на мировые рынки. Во многом деятельность успешных российских частных компаний основана на системной интеграции, заимствовании чужих технологий, что и не позволяет им выходить на мировые рынки. Ведь заимствование высокотехнологического инструментального средства приводит к технологической зависимости от него, хотя зачастую оно не дает и даже препятствует разработке нового и более эффективного решения данной задачи. Необходимо работать над собственными решениями, избегая зависимости от интегрированных продуктов.