Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 22:58, реферат
В истории познания сложились две крайние позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней научного познания: эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Сторонники эмпиризма сводят научное знание как целое к эмпирическому уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание. Эмпиризм абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления, абстракций, принципов в их обобщении, что делает невозможным выявление объективных законов. К тому же результату приходят и тогда, когда признают недостаточность голых фактов и необходимость их теоретического осмысления, но не умеют оперировать понятиями и принципами или делают это не критически и неосознанно.
Эмпирический закон – это наиболее развитая форма вероятностного эмпирического знания, с помощью индуктивных методов фиксирующего количественные и иные зависимости, полученные опытным путем, при сопоставлении фактов наблюдения и эксперимента. В этом его отличие как формы знания от теоретического закона – достоверного знания, которое формулируется с помощью математических абстракций, а также в результате теоретических рассуждений, главным образом как следствие мысленного эксперимента над идеализированными объектами.
Исследования последних десятилетий показали, что теорию нельзя получить в результате индуктивного обобщения и систематизации фактов, она не возникает как логическое следствие из фактов, механизмы ее создания и построения имеют иную природу, предполагают скачок, переход на качественно иной уровень познания, требующий творчества и таланта исследователя. Это подтверждается, в частности, многочисленными высказываниями А. Эйнштейна о том, что нет логически необходимого пути от опытных данных к теории; понятия, возникающие в процессе нашего мышления.
Эмпирическая совокупность сведений дает первичную информацию о новых знаниях и многих свойствах исследуемых объектов и таким образом служит исходной базой для научною исследования.
Эмпирические методы основаны, как правило, на использовании способов и приемов опытного исследования, позволяющих получить фактическую информацию об объекте. Особое место среди них занимают базовые методы, которые сравнительно часто используются в практической исследовательской деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: ДЕКА, 2000.
2. Ломоносов Б.П., Мишин В.М. Исследование систем . – М.: ЗАО «Информ- Знание», 1998.
3. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем . – М.: ГУ ВШЭ, 2002.
4. Мишин В.М. Исследование систем. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
5. Мишин В.М. Исследование систем. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.
6. Ковальчук В. В., Моисеев А. Н. Основы научных исследований. К.: Знання, 2005.
7. Филипенко А. С. Основы научных исследований. К.: Академвидав, 2004.
8. Гришенко И. М. Основы научных исследований. К.: КНЕУ, 2001.
9. Лудченко А. А, Основы научных исследований. К.: Знання, 2001
10. Стеченко Д. И., Чмир О. С. Методология научных исследований. К.: ВД «Профессионал», 2005.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский национальный технический университет
Факультет транспортных коммуникаций
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Тема: «Эмпирические методы исследований»
Выполнила:
Студентка 2 курса
Группы № 314310
Ковалёва А.Н.
Минск 2012г