Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:57, реферат
В период первоначального накопления капитала типичной системой внешнеторговой политики был протекционизм. Высокими ввозными пошлинами на промышленные товары отечественная промышленность ограждалась от иностранной конкуренции, а предприниматели ускоренными темпами осуществляли накопление капитала. В этот период протекционизм играл прогрессивную роль, способствуя быстрому росту промышленности и развитию экономики в целом.
Эволюция внешнеторговой политики
Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.
Существуют две основные модели внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля (либерализм).
Различные стадии мирового экономического
развития характеризовались
В период первоначального накопления капитала типичной системой внешнеторговой политики был протекционизм. Высокими ввозными пошлинами на промышленные товары отечественная промышленность ограждалась от иностранной конкуренции, а предприниматели ускоренными темпами осуществляли накопление капитала. В этот период протекционизм играл прогрессивную роль, способствуя быстрому росту промышленности и развитию экономики в целом.
После промышленного переворота Англия стала «промышленной мастерской мира» и могла не опасаться иностранной конкуренции. Это побудило английских промышленников отказаться от протекционизма и перейти к свободной торговле. Вслед за Англией в 50–60-е гг. XIX века поворот от протекционизма к свободной торговле стал совершаться и в других странах.
В начале XX века внешнеторговая
политика существенно изменилась: типичной
ее формой снова стал протекционизм,
имеющий уже другой характер и
значение. Товары облагались высокими
пошлинами не потому, что их производство
в данной стране слабо развито, а
с целью воспрепятствовать
После Второй мировой войны эволюция внешнеторговой политики происходила под воздействием растущей интернационализации хозяйственной жизни в условиях научно-технической революции, либерализации рынков, повышения роли международного обмена как важнейшего фактора развития производительных сил.
15. Протекционизм
Протекционизм – это преднамеренная политика правительств некоторых стран, направленная на повышение барьеров торговли, таких как тарифы и квоты, для того чтобы защитить отечественную промышленность от иностранной конкуренции.
В рамках политики протекционизма предполагается, что защита отдельных отраслей отечественной экономики необходима на определенный срок, чтобы способствовать организованной перестройке производства. Однако при этом существует опасность, что такая защита станет постоянной, если она служит интересам деловых или политических кругов.
Наиболее популярным доводом в пользу проведения политики протекционизма является аргумент молодой отрасли. Протекционизм может быть эффективным средством стимулирования развития новой отрасли, которая может значительно увеличить благосостояние страны, но которая не сможет начать развиваться, если не будет защищена от конкуренции импорта. Со временем, при условии соответствующей защищенности, такая отрасль способна достичь внутренней экономии от масштаба (т. е. меньших затрат благодаря эксплуатации большого внутреннего рынка) и приобрести преимущества от различных положительных внешних эффектов (хорошо обученная рабочая сила или эффект обучения в процессе производства).
В конечном счете, новая отрасль
может стать равной или даже более
эффективной по отношению к своим
зарубежным конкурентам. После того
как отрасль стала
Такая временная защита не противоречит главной цели сторонников свободной торговли – максимальной специализации на основе сравнительных преимуществ. Только с помощью временного равенства условий конкуренции отрасль способна достичь той стадии развития, которая позволит ей в полной мере использовать свой потенциал.
Негативным моментом при защите новых отраслей с помощью мер протекционизма является тот факт, что отрасли, нуждающиеся в опеке, часто выбираются не на основе сравнительных преимуществ, а по политическим мотивам. При этом предоставляемая протекция может быть чрезмерной и продолжаться дольше, чем это необходимо.
Услуги, поступающие на внешний
рынок, образуют мировой рынок услуг.
Он в свою очередь состоит из ряда более
узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных
(инжиниринговых) услуг, услуг транспорта
и связи, туристических услуг и др.
В основе мирового рынка услуг лежит такая
важнейшая часть мирового хозяйства, как
сфера услуг, удельный вес которой в экономике
ведущих стран Запада превышает удельный
вес сферы материального производства.
В услуги на мировом рынке обычно включают
транспорт и связь, торговлю, материально-техническое
снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные
услуги, общественное питание, гостиничное
хозяйство, туризм, финансовые и страховые
услуги, науку, образование, здравоохранение,
физкультуру и спорт; культуру и искусство,
а также инженерно-консультационные, информационные
и вычислительные услуги, операции с недвижимостью,
услуги по изучению рынков, организацию
маркетинговой деятельности, послепродажный
сервис и др. В ряде стран к услугам относят
и строительство. Разумеется, разные виды
услуг вовлечены в международный обмен
с разной степенью интенсивности. В этом
смысле, например, сильно различаются,
с одной стороны, транспорт и связь, туризм
и, с другой стороны, коммунальные и бытовые
услуги.
Международная торговля услугами,
в отличие от торговли товарами, где велика
роль торгового посредничества, основана
на прямых контактах между производителями
и потребителями. Дело в том, что услуги,
в отличие от товаров, производятся и потребляются
в основном одновременно и не подлежат
хранению. Из-за этого международная торговля
услугами требует либо присутствия за
рубежом их непосредственных производителей,
либо присутствия иностранных потребителей
в стране-производителе услуг. В то же
время развитие информатики значительно
расширило возможности оказания многих
видов услуг на расстоянии.
Международная торговля услугами
тесно взаимосвязана с торговлей товарами
и во все большей степени влияет на нее.
Для поставки товаров на внешний рынок
требуется все больше услуг, начиная с
анализа рынков и кончая транспортировкой
товаров и их послепродажным обслуживанием.
Особенно велика роль услуг в торговле
наукоемкими товарами, для которых необходимы
большие объемы послепродажного сервиса,
информационных и различных консалтинговых
(консультационных) услуг. Объем и качество
услуг, привлекаемых для производства
и реализации товара, во многом обусловливают
его успех на внешнем рынке.
Международная торговля услугами
также тесно сопрягается с международным
движением капитала и перемещением рабочей
силы. Она вообще немыслимы без транспортных,
банковских, информационных и других услуг.
В свою очередь рост мировых рынков товаров,
капиталов, рабочей силы стимулирует развитие
мирового рынка услуг.
Экспорт услуг на мировом рынке в 1998 г.
составил около 1,3 трлн. дол. и относился
к экспорту товаров как один к четырем.
Цифры эти занижены, так как многие виды
услуг, вовлекаемых в международный оборот,
либо фиксируются в статистике торговли
услугами не полностью, либо включаются
в экспорт товаров. Из-за этого у США, например,
фактический объем экспорта услуг, по
некоторым оценкам, почти в два раза выше
официального.
Международная статистика дает ограниченный
объем сведений о мировой торговле услугами.
ВТО, например, разбивает эту торговлю
всего лишь на три вида - транспортные
услуги, туризм и прочие услуги. Около
1/4 мировой торговли услугами приходится
на транспортные услуги, еще около 1/3 -
на международный туризм.
Основную часть международных транспортных
услуг составляет фрахтование. Под фрахтованием
понимается наем морского (реже воздушного)
судна. Различают два вида фрахтования
судов: для выполнения конкретной перевозки
и фрахтование на время. Договор морской
перевозки, заключаемый между морским
перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем
или грузополучателем (фрахтователем),
называется чартером. Собственно фрахт
- одна из форм оплаты морской перевозки
грузов. Ее размер устанавливается по
соглашению сторон для каждой конкретной
сделки в виде фрахтовой ставки либо исчисляется
на основе тарифа. Суда на мировом фрахтовом
рынке не закрепляются за определенными
направлениями, а свободно перемещаются
из одной секции фрахтового рынка в другую
в зависимости от спроса на тоннаж и предложение
грузов. Существует девять секций мирового
фрахтового рынка: среднеевропейская,
средиземноморская, индийская, дальневосточная,
западноевропейская, североафриканская,
североамериканская, южноамериканская
и тихоокеанская.
В целом совокупная мировая стоимость
фрахта возросла со 123 млрд. дол. в 1980 г.
до 247 млрд. дол. в 1995 г.
Международный туризм вносит сейчас, пожалуй,
наибольший вклад в международную торговлю
услугами (около 1/3 мирового экспорта).
В 1996 г. число международных туристических
поездок составило 592 млн., что в 23 раза
больше, чем в 1950 г. Еще значительнее выросли
поступления от туризма - с 2,1 млрд. до 423
млрд. дол. (не считая поступления от международных
перевозок). По размерам доходов туризм
уступает ныне только торговле нефтью
и нефтепродуктами – мировому “товару
№ 1”.
Туристический спрос способствовал формированию
индустрии туризма, в которой в мире занято
примерно 100 млн. человек.
Около 60% общего числа международных туристов
мира и более половины всех доходов от
международного туризма приходится на
Европу (включая Россию). Среди природных
районов Европы наиболее привлекают туристов
Альпы (более 60 млн. туристов в год) и берега
Средиземного моря (более 100 млн.). Для некоторых
западноевропейских стран туризм является
одной из главных экспортных отраслей;
у Испании и Австрии, например, доходы
от экспорта туристских услуг эквивалентны
почти 1/3 стоимости товарного экспорта.
Крупным экспортером туристских услуг
являются США, занимающие второе место
в мире по числу принимаемых туристов
и первое место по числу занимаемых туристов
(табл. 7, 8).