Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 15:44, статья
Первоначально, выбрав тематику эвтаназии, мы были глубоко уверены, что подобная практика современному обществу просто необходима. Тем не менее, проанализировав все за и против, которые удалось вынести, нам пришлось поменять свою позицию и признать, что данный вопрос не так уж и прост, как кажется на первый взгляд. Актуальность рассматриваемой темы довольно трудно преувеличить:· во-первых, из-за того, что она неотделима и взаимосвязана с самым важным и бесценным, что есть у человека - жизнь;· во-вторых, по причине малоизученности данной проблематики в научных работах учёных разных отраслей и незакреплённости в государственно-правовых актах государства.
ЭВТАНАЗИЯ:ЗА И ПРОТИВ
Статья определяет все вопросы эвтаназии, аргументы за и против и раскрывает причины борьбы за легализацию эвтаназии. Особое внимание уделено законодательству Российской Федерации.
Ключевые слова: эвтаназия, самоубийство, «умершвление», ассистрированное убийство, паллиативная помощь.
Первоначально, выбрав тематику эвтаназии,
мы были глубоко уверены, что подобная
практика современному обществу просто
необходима. Тем не менее, проанализировав
все за и против, которые удалось вынести,
нам пришлось поменять свою позицию и
признать, что данный вопрос не так уж
и прост, как кажется на первый взгляд.
Актуальность рассматриваемой темы довольно
трудно преувеличить:· во-первых, из-за
того, что она неотделима и взаимосвязана
с самым важным и бесценным, что есть у
человека - жизнь;· во-вторых, по причине
малоизученности данной проблематики
в научных работах учёных разных отраслей
и незакреплённости в государственно-правовых
актах государства. Объектом исследования
данной темы является человеческая жизнь.
Научно доказано, что жизнь человека с
биологической позиции включена в непрерывный
обмен веществ, питании и выделении. С
прекращением этих функции заканчивается
и сама жизнь человека. Возникновение
жизни взаимосвязано с началом процессов
родов. Вопрос о моменте наступления смерти
человека в литературе является дискуссионным.
Со временем смысл данного понятия изменялся. На современном этапе эвтаназия — это смерть с помощью введения врачом смертельных доз лекарственных препаратов по желанию пациента. Существует также термин «ассистированное доктором самоубийство», когда врач предоставляет пациенту по его желанию лекарственные средства для ухода из жизни. В данном случае больной вводит их себе самостоятельно.
Необходимо различать,
что эвтаназией не является. Это отказ
от лечения или клиническая нецелесообразность
лечения; применение тех или иных препаратов
для сокращения времени страданий умирающего
человека, которые потенциально могут
в качестве побочного эффекта ускорить
смерть; терминальная седация (медикаментозное
погружение в бессознательное состояние
до самой смерти). Все это процедуры, которые
этически возможны у большинства государств[3,c.65].
Подобные противозаконные действия, как
некомпетентное лечение, которое может
привести к смерти, убийство больного,
способного изьявить словесно свое пожелание,
или неадекватного (ребенка, пациента
без сознания), эвтаназией не являются.
Это преступления в любом государстве.
Отказ от лечения включает в себя отказ
от мероприятий по искусственному поддержанию
жизни (сердечно-легочная реанимация,
искусственная вентиляция легких, искусственное
введение жидкостей, питательных смесей
и проч.)[3,c.119]. Это перестало называться
«пассивной эвтаназией», когда в государствах
с ведущим правом родственники больных
людей в вегетативном состоянии стали
подавать иски в суд для дачи им разрешения
отключить, например, аппарат искусственной
вентиляции легких. Со временем это стало
допускаться. Тем самым позволили не только
прекращение искусственного поддержания
жизни, но и не начинать его. Любая личность
имеет право сказать: «Мне не нужны ваши
геройские попытки оказать мне помощь
в спасении моей жизни. Я хочу умереть
от своего заболевания». В США существуют
специальные формы, которые можно заполнить
при жизни. Их рекламируют даже в системах
массовой информации. По отдельным каналам
тщательно описывается, допускается ли
проведение прямого массажа сердца, непрямого,
можно ли делать искусственное дыхание
специальным мешком «Амбу», а можно ли
с помощью интубации. Безусловно, существует
ряд проблем со своевременным информированием
медиков о данном документе, но все же
с 1980-х годов подобная практика в тех или
иных случаях помогла больным жить и уйти
так, как они того желали.
Активная, пассивная, добровольная, недобровольная
— все это понятия по отношению к эвтаназии
уже потеряли свою актуальность, как говорят
ученые в данной отрасли. Эвтаназия бывает
только активная и, несомненно, добровольная.
Если говорят об «активной эвтаназии»,
то это «плеоназм»[4,c.129]. Впервые эвтаназия
и ассистированное самоубийство были
легализованы в австралийской Северной
территории (в 1995 году), но там буквально
через два года все отменили. Ассистированное
самоубийство было легализовано в штате
Орегон (США) в 1997 году. То есть в настоящее
время там самая продолжительная в мире
практика ассистированного самоубийства.
Но у большинства государств считается,
что этически это та же эвтаназия. В Голландии
и Бельгии было допустимо и то и другое
в 2002 году. В Вашингтоне в 2008 году легализовали
ассистированное самоубийство, в Люксембурге
в 2009-м — эвтаназию.
Существует несколько стандартных аргументов
за эвтаназию. Во-первых, она считается
крайним проявлением автономии — любой
человек имеет право распорядится своей
жизнью. Во-вторых, это акт милосердия,
убийство из милосердия. Ведь люди, которые
выступают за эвтаназию, не злые, не хищники,
не убийцы — они желают этого из сочувствия
к страдающим родным. Существуют также
аргумент, что это медицинская ответственность:
врачи сформировали проблему, вот пусть
ее и разрешают.
Среди множества аргументов против существует
обособленная религиозная причина: самоубийство
— это грех. Но для тех, для кого это верно,
это так. А для кого нет —что то говорить
по этому поводу бессмысленно. Большинство
все-таки придерживаются светской этики.
Как везкая причина может выступать ценность
человеческой жизни. Как может один человек
отнять жизнь у другого? Данная политика
нарушает всю ценность жизни[5,c.137]. Довольно
весомый аргумент против эвтаназии —
паллиативная помощь, помощь больным с
неизлечимыми заболеваниями для того,
чтобы они как можно меньше страдали, как
можно лучше жили в течение того или иного
времени, которое им осталось. Еще одна
везкая причина — наклонная плоскость.
Это опасения за существующие злоупотребления.
То есть в современном мире на данный
момент легализовали эвтаназию, а завтра
— убийство. В настоящее время только
сам человек может попросить эвтаназию,
а завтра его дети смогут это сделать,
чтобы получить наследство. Как уберечь
мир от деградации и преступности? И еще
хотелось бы добавить, тот факт, что одна
личность может законно убить другого,
а другой, соотвественно, может решить
больше не жить… Как будто что-то очень
важное теряется для нашей культуры, культуры
человека.
По неофициальным данным, в Великобритании
довольно малая часть медицинских
служащих проводят эвтаназию или принимают
участие в ассистированном убийстве. Скорее
всего, потому что там лучше, чем где бы
то ни было, совершенна паллиативная помощь.
Но вопрос в том, что чаще всего просьба
на эвтаназию идет не от тех больных людей,
которые страдают от боли, а от тех, кто
имеет в анамнезе депрессионное растройство
(не клиническую форму)[5,c.178]. Да, доктора
могут снять физические страдания, оказать
незамедлительную психологическую помощь,
но все равно человеку может быть плохо,
он может испытывать безнадежность, зависит
от других людей, совершенно нет возможности
планировать свое будущее.
В России на удивление — многие из статестически
опрошенных положительно относятся к
процедуре эвтаназии.
«…согласно результатам онлайн опроса, проведенного информационным каналом Subscribe.ru, почти 50% респондентов в Российской Федерации, рассматривают использование эвтаназии в целом положительно, и лишь около 20% — в целом отрицательно.
Если первые склоняются к использовании эвтаназии как медицинской процедуры ускорения смерти/завершения жизни (65% среди них придерживаются подобного мнения), то вторые, напротив, склонны считать эвтаназию преступлением (54%).
Для ярых сторонников эвтаназии решение пациента добровольно посчитаться с жизнью рассматривается в рамках неотъемлемых прав человека.
Следовательно, 69% из части ярых сторонников эвтаназии не включают ее в разновидность суицида (самоубийства); 52% считают довольно весомым основанием для использования эвтаназии просьбу самого пациента и, соответственно, что 61% среди них выступают за скорейшее введение в России закона легализующего эвтаназию.
Довольно показательно, что 79% среди ярых сторонников эвтаназии в РФ согласились бы с решением о добровольном уходе из жизни их родного человека, окажись он в положении неизлечимого пациента.
Подобная позиция характерна для сторонников эвтаназии потому, что является отражением их личной установки на то, что лучше принять смерть в случае неизлечимого заболевания, чем испытывать страдания и быть обузой для семьи».
Православная церковь уверена: эвтаназия
сугубо отрицательно воздействует не
только на духовно-нравственное состояние
человека, но и на другие мирские проблемы.
Не случайно Церковно-общественный совет
по биомедицинской этике принял в 1999 г.
Заявление "О современных тенденциях
легализации эвтаназии в России", в
котором заявил, что использование эвтаназии
обязательно приведет: к криминализации
медицины и к утере социального доверия
к институту здравоохранения; к поруганию
бесценного дара человеческой жизни; к
умалению достоинства врача и извращению
смысла его профессионального долга; к
снижению темпов развития медицинского
знания, в частности темпов разработок
методов реанимации, обезболивающих препаратов,
средств для лечения неизлечимых заболеваний,
и т.п.; к распространению в обществе цинизма,
нигилизма и нравственной деградации
в целом, что неизбежно при отказе от соблюдения
заповеди "Не убий". В подтверждение
позиции Церкви относительно эвтаназии
выступил Архиепископ Афинский и всея
Эллады Христодул на научном симпозиуме
в городе Фессалоники 17 мая 2002 г. В частности,
он заявил: "Мы проповедуем Христа распятого
и воскресшего для спасения каждого человека,
проповедуем, что жизнь наша в Его руках,
что все то, что случается с нами, происходит
для нашего спасения, что мы не имеем права
исправлять Божьи планы, что эвтаназия,
несмотря на то, что говорит о достоинстве,
является феноменом упадка общества, феноменом
игнорирования человека... Эвтаназия, несмотря
на то, что всеми оправдывается как "достойная
смерть", на самом деле является содействием
самоубийству. Она есть соединение убийства
и самоубийства".
В Российской Федерации в новом законе
«Об основах охраны здоровья граждан»
описан вот такое обозначение термина
эвтаназия: «Медицинским служащим строго
запрещается реализация эвтаназии — удовлетворение
желания больного человека об быстром
приближении его смерти какими-либо действиями
или бездействием, в том числе завершением
искусственных мероприятий по поддержанию
жизни». Это довольно устарелое понятие
«пассивной эвтаназии» продолжает существовать
в законодательстве. Но, в соответствии
с другой статьей, больной имеет право
на отказ от медицинского вмешательства.
Тем самым закон довольно противоречив[4,c.120].
В данном же законе описывается статья, которая определяет момент смерти больного человека — когда следует прекратить реанимационные действия. «Реанимационные действия не проводятся при наступлении состояния клинической смерти… на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимой с жизнью». Следовательно, получается, что завершение реанимационных мероприятий по желанию пациента недопустимы, это эвтаназия. А не проводить данные действия в ряде случаев разрешается по приказу. Полное противоречие.
В России любое неоказание помощи, нереанимирование тяжелого пациента может быть квалифицировано как незаконное. Медицинские служащие знают это и очень боятся, вот по этой причине в нашей стране всех спасают до последнего конца. Как по российским законам защищен доктор, который оказывает паллиативную помощь, мы в целом не представляем. Если врач вводит морфин неонкологическому пациенту, и пациент умирает в данный момент — кто знает, что будет, если кому-то придет в голову разобраться в данной ситуации? И в Российской Федерации умирающий больной человек либо вообще может оказаться без помощи, либо может провести последние дни в реанимации, утыканный разнообразными трубками, иглами и без присудствия родственников, с большим числом больных в одной палате. Так как не реанимировать, не делать все, чтобы искусственно поддерживать жизнь, в Российской Федерации не получится.
Вот почему у нас в стране довольно важно развитие паллиативной помощи. Это Великобритания через 10 лет может смело заявить: «Паллиативная помощь не реализуется так блестяще, как мы представляли, все равно остается актуальным запрос на эвтаназию». На наш взгляд, Российская Федерация может вернуться к разговору о легализации эвтаназии только после того, как она хоть что-то стоящее сделает в совершенствовании паллиативной помощи. Необходимо доразработать законодательную базу, что помогло бы больным людям отказываться от реанимации, когда они ее не хотят.
Список использованной литературы
1.Акопов В. Эвтаназия
(этические, правовые и медицинские проблемы)//
Научно-культурологический журнал. —
№ 24 [30]. — 1999. [Электронный ресурс] — Режим
доступа. — URL: http://www.relga.ru/
2.Бахтин М. К философии
поступка. Текст подготовлен сотрудником
НИИЦ «Центроконцепт» Ляпиным С.Х.//Философия
и социология науки и техники. Ежегодник
1984—1985. М.: Наука, 1986. [Электронный ресурс]
— Режим доступа. — URL: http://archive.sfi.ru/
3.Кирилловых А.А.
Эвтаназия: ограничение или реализация
права на жизнь?// Медицинское право. —
№ 4. — 2012. [Электронный ресурс] — Режим
доступа. — URL: http://justicemaker.ru/
4.Михайлова И.А. Распоряжение жизнью по действующему законодательству (философско-правовые аспекты / И.А. Михайлова // Российский судья. — 2005 .— № 7. — С. 44—46.
5.Рейчелс Дж. Активная
и пассивная эвтаназия.// Этическая мысль:
Науч.-публицист. чтения. 1990. [Электронный
ресурс] — Режим доступа. — URL: http://euthanasia.at.ua/
publicist_chtenija_1990/1-1-0-
6.Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. — С. 319—344.
7.Хайдегге М. Бытие и время/ Пер. [с нем. и примеч.] В.В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. — 451 с.