Юридические коллизии и способы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 14:01, реферат

Описание работы

В работе рассмотрены юридические коллизии как расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Файлы: 1 файл

Юридические коллизии и способы их разрешения.docx

— 31.11 Кб (Скачать файл)

Юридические коллизии и способы их разрешения

Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.

Причины юридических  коллизий могут быть:

  1. объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;
  2. субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Можно выделить следующие  виды юридических коллизий РФ:

  1. между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);
  2. между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);
  3. между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);
  4. между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);
  5. между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);
  6. между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько  способов разрешения коллизий:

  1. отмена старого акта;
  2. принятие нового акта;
  3. внесение изменений в действующие акты;
  4. систематизация законодательства; деятельность судов;
  5. референдумы;
  6. переговоры через согласительные комиссии;
  7. толкование и др.

Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования  актов полностью или их отдельных  норм. Зачастую это делается в ответ  на запросы государственных органов  разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных  граждан. Основной причиной запросов и  обращений являются неясности в  трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции  в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность  в действиях различных органов  и организаций также может  дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств  дела, выбрать единственно возможный  или наиболее целесообразный вариант  решения.

Понятие и виды административного  принуждения

Административное  принуждение является вспомогательным  методом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и  применяется в тех случаях, когда  убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом.

Административное  принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, изложенных в административно-правовых нормах. Для их применения характерен внесудебный  порядок, т. е. их применение возложено  на те исполнительные органы (должностных  лиц), которые наделены специальными на то полномочиями (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и  т. п.).

Все меры административного  принуждения делятся обычно на три  группы (вида): административно-предупредительные; административного пресечения; административные взыскания. Соответственно эти меры имеют различное юридическое  значение.

Административно-предупредительные меры не являются мерами наказания. Они применяются в случаях, когда еще нет правонарушения, и осуществляются в целях охраны общественных и государственных интересов и безопасности граждан как средство предотвращения, предупреждения возможных нежелательных, вредных последствий либо правонарушений.

К числу административно-предупредительных  мер относятся: введение карантина  при эпидемиях и эпизоотиях; закрытие участков границы (например, при возникновении  эпидемий); обязательное медицинское  освидетельствование лиц и санитарного  состояния предприятий общественного  питания; закрытие определенных участков дороги или улицы для движения транспорта при возникновении угрозы безопасности движения (например, угрозы горных обвалов и оползней, обвалов  домов); административный надзор милиции  за лицами, освобожденными из мест лишения  свободы; досмотр вещей и личный досмотр пассажиров гражданских  воздушных судов; проверка документов, удостоверяющих личноМеры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения уже совершающихся правонарушений и предотвращения их вредных последствий. К числу таких мер относятся, например, административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении или установлении его личности; привод; доставление в медицинское учреждение либо в дежурную часть милиции; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; требование прекратить противоправные действия; непосредственное физические воздействие; применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т.п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений; применение оружия в особых случаях; временное отстранение инфекционных больных от работы; запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям, и др.

Административные взыскания применяются в случае совершения административного правонарушения (анализируются в следующей теме).

Всякое государственное  принуждение является весьма острым орудием, поскольку так или иначе  ограничивает свободу тех, к кому применяется, существенно затрагивает  их права и интересы. Чтобы исключить  его неправильное использование, государство  строго регламентирует порядок его  применения, предоставляет тем, на кого оно распространяется, необходимые  гарантии. Разного рода меры административного  принуждения применяются к весьма значительному числу граждан  и организаций. Строгая регламентация  и прочные гарантии важны при  использовании всех мер принуждения, но особенно таких, как задержание, принудительное лечение, применение оружия и др. Из этого исходит Закон  «О милиции»*, Таможенный кодекс РФ и  другие нормативные правовые акты. Деятельность всех органов исполнительной власти по применению административного  принуждения находится под постоянным контролем государства.

сть; технический осмотр транспортных средств.

Гражданское право → Условия действительности сделок

Условиями действительности сделок являются:

  • законность содержания сделки;
  • соблюдение формы сделки;
  • способность граждан и юридических лиц совершать сделки;
  • совпадение воли и волеизъявления.

Законность  содержания сделки — соответствие сделки закону и иным нормативным  правовым актам: Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, федеральным законам, принятым в соответствии с Гражданским  кодексом РФ, указам Президента РФ, иным нормативным правовым актам, международным  договорам. 
Соблюдение формы сделки. Она может быть совершена устно в случае, если законом или соглашением сторон не предусмотрена письменная форма. 
Письменная форма сделок применяется в случаях:

  • сделки между юридическими лицами;
  • сделки между юридическими лицами и гражданами;
  • сделки на сумму более 10 МРОТ (в настоящее время — 1 тыс. рублей);
  • когда письменная форма прямо предусмотрена законом;
  • по соглашению сторон.

Несоблюдение  письменной формы сделки в прямо  предусмотренных законом случаях  влечет ее недействительность и в  любом случае лишает сторон права  ссылаться в подтверждение сделки на свидетельские показания. 
Нотариальное удостоверение сделки обязательно в случаях, указанных законом, а также в случаях, предусмотренных соглашением сторон. 
Обязательной государственной регистрации подлежат сделки с землей, другой недвижимостью и с движимыми вещами определенного вида. 
Несоблюдение нотариальной формы сделки и ее государственной регистрации влечет ее недействительность. 
Способность граждан и юридических лиц совершать сделки. Дееспособные граждане могут совершать сделки самостоятельно, ограниченно дееспособные — только с согласия попечителей, частично дееспособные (несовершеннолетние) могут совершать самостоятельно ряд сделок, предусмотренных законом. 
Юридические лица могут совершать любые не запрещенные законом сделки, обладая общей правоспособностью, а отдельные виды сделок —при наличии специального разрешения (лицензии). 
Волю юридического лица выражает его орган (директор или иное уполномоченное лицо). При этом правовые последствия для юридического лица возникают в случае, если орган действовал в пределах своей компетенции. 
Совпадение воли и волеизъявления. Отсутствие данного условия служит основанием для признания сделки недействительной. 
Несоответствие воли волеизъявлению может быть результатом заблуждения, обмана, насилия, стечения тяжелых обстоятельств.

Система наказаний - предусмотренный уголовным законом внутренне упорядоченный, исчерпывающий перечень видов наказаний. В основу системы наказаний положен критерий их сравнительной тяжести (строгости). Она построена по принципу от менее строгого наказания к более строгому наказанию. Уголовный кодекс РФ перечисляет 12 видов наказаний. Существуют различные классификации наказаний. В литературе их подразделяют на следующие виды: - наказания, связанные с лишением свободы; - наказания, не связанные с лишением свободы; - смертная казнь.

В УК (ст. 44) все виды наказаний делятся на три группы:

1) основные наказания;

2) дополнительные наказания;

3) наказания, которые  могут быть как  основными, так  и дополнительными  (ст. 45 УК).

Основными наказаниями являются:

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- ограничение по военной службе;

- ограничение свободы;

- арест;

- содержание в дисциплинарной воинской части;

- лишение свободы на определенный срок;

- пожизненное лишение свободы;

- смертная казнь.

Дополнительным видом наказания является лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

В качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний применяются:

- штраф;

- лишение права  занимать определенные  должности или  заниматься определенной  деятельностью.

В качестве дополнительного  наказания штраф  может назначаться  только в случаях, предусмотренных  Особенная часть УК, а лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - не только в этих случаях.

При назначении наказания  по статьям уголовный закон, предусматривающим возможность применения дополнительного наказания по усмотрению суда, в приговоре следует указать основания его применения с приведением соответствующих мотивов.

Если  закон, по которому квалифицировано  совершенное преступление, предусматривает обязательное назначение наказания дополнительного (например, ч. 1 ст. 290 УК), то его неприменение судом допускается лишь при наличии условий, предусмотренных ст. 64 УК, и должно быть мотивировано в приговоре со ссылкой на указанную статью.

Информация о работе Юридические коллизии и способы их разрешения