Южный федеральный округ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать современное состояние региона, выявить проблемы, с которыми он сталкивается, определить возможные пути их решения и перспективы развития округа.
Для исследования сформулированы следующие задачи, которые решаются в данной работе:
• дать подробную экономико-географическую характеристику Южного Федерального округа;
• выявить влияние экономико-географического положения на размещение ведущих отраслей производства;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).docx

— 65.78 Кб (Скачать файл)

Южные районы его находятся  в сейсмически опасной зоне, из-за чего отказались от сооружения Краснодарской  АЭС, да и площадка, где сооружена  Ростовская АЭС, выбрана очень неудачно — корпуса ее разместились в 13 км от Волгодонска и в 10 км от Цимлянска, причем на самом берегу Цимлянского водохранилища. Это может быть чревато серьезными экологическими проблемами.

Среди отраслей промышленности строительных материалов в Южном федеральном округе особо выделяется производство цемента. Новороссийские цементные заводы, работающие на местных мергелях, поставляют высококачественный цемент различных марок во многие районы страны и на экспорт. Крупным производителем цемента является Волгоградская область. В Дагестане и Северной Осетии работают крупные стекольные заводы. Остальные отрасли промышленности строительных материалов (производство кирпича, шифера, асбестоцементных изделий и т.д.) имеют местное значение.Агропромышленный комплекс Южного округа дает более половины всего совокупного продукта. Центральным звеном его является сельское хозяйство, для развития которого здесь имеются исключительно благоприятные условия. Достаточно сказать, что в расчете на душу населения в регионе производится сельскохозяйственной продукции вдвое больше, чем в среднем по России.

Юг — крупнейший поставщик  зерна. Главная зерновая культура —  пшеница, широко распространены также  посевы кукурузы. Значительные площади  заняты под такой ценной зерновой культурой, как рис. Он выращивается в низовьях Кубани (Кубанские плавни), на поливных землях Астраханской и  Ростовской областей, Дагестана.

Велико значение региона  в производстве важных технических  культур - подсолнечника, сахарной свеклы, горчицы, табака. Юг России — крупнейший район садоводства и виноградарства. Здесь находится более трети  всех плодово-ягодных насаждений и  все виноградники Российской Федерации. Только здесь на территории России выращиваются субтропические культуры — чай, цитрусовые, хурма, инжир (главным  образом на Черноморском побережье  Краснодарского края). Юг России крупнейший производитель овощей и бахчевых культур. Они выращиваются на всей территории региона, но особенно выделяется Волго-Ахтубинская пойма. Астраханские и волгоградские арбузы и помидоры знает и по достоинству оценивает их качество все население страны.

Высокой товарностью отличается животноводство. Здесь разводят крупный  рогатый скот, свиней, птицу. Важное значение имеет овцеводство, особенно тонкорунное. В регионе заготавливается  большая часть тонкой шерсти Российской Федерации. Юг знаменит также племенным  коневодством.

Особенность развития пищевой промышленности Южного округа — важной составной части АПК — состоит не только в ее масштабах, но и в богатейшем ассортименте производимых продуктов питания, значительная часть которых поступает во все районы страны. Здесь функционирует большое количество предприятий различных отраслей пищевой промышленности — мясной, плодоовощеконсервной, сахарной, мукомольно-крупяной, маслобойно-жировой, винодельческой, чайной, табачной и др. Всемирно известна рыбная промышленность Астрахани.

В целом же агропромышленный комплекс Южного округа отличается высокой  эффективностью и неоценима его  роль в продовольственном обеспечении  населения России.

Курортно-рекреационный  комплекс Южного федерального округа имеет исключительное значение для России. Большой известностью и популярностью пользуются курорты Черноморского побережья Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик). В Ставропольском крае расположена знаменитая группа курортов Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск). Заслуженной популярностью у туристов, альпинистов, горнолыжников пользуются Домбай и Теберда (Карачаево-Черкессия), Баксанское ущелье (Кабардино-Балкария) и другие места с уникальными природными ландшафтами.

В то же время рекреационные  ресурсы побережья Каспийского  моря используются очень слабо. Это  же можно сказать и о ресурсах горной зоны национальных республик, но в данном случае дело не только в  недостаточном развитии материальной базы. Нестабильность политической обстановки, межнациональные конфликты, боевые действия в Чечне отпугивают потенциальных  туристов.

 

 

 

 

Основные проблемы и инновационные направления  социально- экономического развития региона

Настоящий период характеризуется  повышенным уровнем инвестиционной активности в Южном федеральном  округе, который обусловлен в существенной степени подготовкой к проведению в 2014 году в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, а также реализацией значимых инвестиционных проектов в инфраструктурном секторе экономики и значительной интенсификацией в последние годы жилищного строительства. В структуре источников инвестиций в экономику округа 31,8 процента составляют собственные средства предприятий и 68,2 процента - привлеченные средства, в составе которых 23,2 процента - бюджетные средства (из них 16,2 процента - из федерального бюджета и 4,7 процента - из бюджетов субъектов Российской Федерации) и 8,7 процента - кредиты банков.

В настоящий период экономика  Южного федерального округа сохраняет  сильные конкурентные позиции на общероссийском рынке по достаточно широкой номенклатуре промышленных товаров. Агропромышленный комплекс округа обеспечивает 12,5 процента общего по стране объема производства мяса и мясопродуктов, почти 11 процентов яиц и цельномолочной продукции, около 12 процентов животного  масла, 46 процентов растительного  масла, 33 процента сахара-песка. Существенное развитие в округе получила легкая промышленность, ориентированная в  значительной степени на поставки в  другие регионы страны. На территории Южного федерального округа производится десятая часть всех трикотажных  изделий Российской Федерации и 28 процентов обуви.

По отдельным товарным группам устойчивые конкурентные позиции  в Южном федеральном округе сохраняют  металлургический и машиностроительный комплексы. Предприятия округа производят 21 процент общероссийского объема стальных труб, 13 процентов металлорежущих станков, почти 19 процентов тракторов, 9 процентов экскаваторов, около 7 процентов легковых автомобилей. В свою очередь быстрорастущий инвестиционный спрос и стабильно развивающийся строительный комплекс Южного федерального округа требуют дальнейшего наращивания производства строительных материалов. В настоящий период здесь производится около 18 процентов общероссийского объема цемента, 15 процентов строительного кирпича, почти 10 процентов всего объема сборных железобетонных конструкций и изделий.

На внешних товарных рынках наиболее сильные позиции предприятий  округа отмечаются по продукции агропромышленного  комплекса. Удельный вес Южного федерального округа в совокупном по России объеме экспорта продовольственных товаров  и сельскохозяйственного сырья  превышает 28 процентов, в экспорте продукции  машиностроительного комплекса  составляет почти 7 процентов, металлургического  комплекса - более 4 процентов.

      Транспортно-логистическая инфраструктура округа, относительно развитая в настоящий период, с учетом роста транспортных потребностей производства и населения, а также объемов внешней торговли без инновационной модернизации и значительных инвестиций не сможет обеспечить в перспективе необходимый уровень транспортной доступности и качество услуг, тем самым будет сдерживаться реализация транзитного потенциала территории и развитие транспортно-логистических технологий, снижаться пространственная мобильность и возможности роста уровня и качества жизни населения.

Для снятия инфраструктурных ограничений должно быть обеспечено комплексное развитие опорной транспортной сети федерального значения, развитие существующих и формирование новых  международных транспортных коридоров, создание современной логистической инфраструктуры.

     Развитие транспортной инфраструктуры Южного федерального округа будет обеспечиваться выполнением программных мероприятий по модернизации и развитию аэропортовых комплексов, транспортных узлов, участков автомобильных и железных дорог и объектов на них, а также инфраструктуры внутренних водных путей, что позволит повысить уровень интеграции округа в единое экономическое пространство России и обеспечить его подключение к глобальной транспортной системе.

В настоящее время Южный  федеральный округ является энергодефицитным регионом. Его энергетические системы устарели, основное оборудование характеризуется высокой степенью износа.

Стратегической целью  развития энергетического комплекса  округа на период до 2020 года будет являться преодоление дефицита электроэнергии путем дальнейшего развития, обеспечения  надежности и устойчивости функционирования регионального энергетического  комплекса. Формирование рациональной структуры генерирующих мощностей  в Южном федеральном округе предполагается обеспечить за счет расширения, модернизации и нового строительства 32 объектов. Стратегическими целями развития сетевого сектора являются: модернизация электросетевого  комплекса на основе новых технологий, повышение эффективности и инвестиционной привлекательности энергокомпаний, осуществление полного комплекса  производственно-технологических операций по передаче электроэнергии по распределительным  сетям в необходимом объеме с  обеспечением высокой надежности и  качества.

Темпы роста производства в Южном федеральном округе в  последнее десятилетие превышали  среднероссийские, рост валового регионального  продукта составил в округе в 2011 году 165,7 процента по отношению к 2005 году, рост промышленного производства - 153,4 процента (средние по стране показатели составляли соответственно 159,2 процента и 135 процентов).

Тенденции развития экономики  Южного федерального округа в целом  совпадали с общероссийскими. К  числу таких тенденций относятся:

    • рост внутрирегионального спроса на товары отечественного производства и импорт;
    • снижение влияния экспортного спроса на общерегиональную динамику.

Динамика макроэкономических показателей в округе складывалась под действием ряда структурных  факторов и особенностей экономического развития, имеющих долгосрочный характер.

Структура производимой в  округе валовой добавленной стоимости  отличается от среднероссийской высокой  долей сельского хозяйства, удельный вес которого в Южном федеральном  округе почти втрое превосходит  средний показатель по стране, высокой  долей транспорта и связи, прежде всего в Краснодарском крае и  Астраханской области, где расположены  транспортные комплексы международного и межрегионального значения, а также  высокой долей сектора социальных услуг (доля социальных услуг выше средней  по стране во всех южных регионах, кроме  Волгоградской области, особенно велика она в Республике Адыгея и Республике Калмыкия, где в силу низкого экономического потенциала сектор бюджетных услуг  является существенным фактором занятости  и формирования доходов).

Несмотря на высокую долю социальных услуг, удельный вес сервисного сектора в целом в Южном  федеральном округе ниже, чем в  других федеральных округах, доля наиболее высокодоходных услуг коммерческого характера в валовой добавленной стоимости во всех регионах Южного федерального округа ниже среднероссийской, исключая Краснодарский край. Для трудоизбыточного региона с относительно дешевой рабочей силой, которая может быть эффективно занята в сервисных отраслях, это отражает, с одной стороны, недостаточный уровень развития рыночных услуг в округе (особенно в сфере транспорта и связи, а также бытовых услуг), с другой стороны, вероятно, недоучет доходов в сервисном секторе округа за счет теневого бизнеса и нерегистрируемой экономической деятельности.

Региональные особенности  структуры производства являются важным фактором формирования его эффективности. Выработка валовой добавленной  стоимости на одного занятого в экономике  Южного федерального округа составляет 65 процентов от средней по стране, с учетом межрегиональной дифференциации цен - 70 процентов. Вклад структурного фактора в это отклонение составляет 25 процентов, а 75 процентов определяются различиями в абсолютных показателях  производительности труда по видам  деятельности, которые ниже средних  по стране по всем агрегированным видам  экономической деятельности, исключая сельское хозяйство. Средняя заработная плата в Южном федеральном  округе в 2008 году составляла 73 процента от средней по Российской Федерации, отклонение на 80 процентов определяется разницей заработной платы по отдельным  видам деятельности, примерно на 20 процентов - особенностями структуры производства.

Южный федеральный округ  и все входящие в его состав субъекты Российской Федерации относятся  к числу ввозящих регионов, чистый ввоз добавленной стоимости составляет порядка 20 процентов от ее производства. В динамике масштабы перераспределения  валовой добавленной стоимости  в пользу Южного федерального округа обнаруживают тенденцию к росту. Объемы используемой в округе валовой  добавленной стоимости превышают  объемы ее производства и достаточны только для покрытия текущего потребления домашних хозяйств и органов государственного управления. Ресурсы, необходимые для формирования накопления, завозятся в округ извне. Это означает, что сильное влияние на региональную динамику оказывает инвестиционная привлекательность регионов Южного федерального округа для частных инвесторов, а также возможность привлечения в регион бюджетных инвестиций.

Номинальные среднедушевые  показатели доходов населения и  конечного потребления домашних хозяйств в Южном федеральном  округе ниже средних по стране. При  учете межрегиональных различий в ценах разница сокращается.

Информация о работе Южный федеральный округ