Кейнсианская модель макроэкономического равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы заключается в изучении теории макроэкономического равновесия.
В работе используются термины и методы анализа, применяемые в экономической науке. Метод равновесного анализа, основанный на кругообороте доходов и расходов, является базовым при исследовании экономических моделей макроэкономического равновесия. Кейнс ввел в научный оборот агрегированные макроэкономические величины, описывающие объекты на уровне народного хозяйства. С помощью установления количественных связей между ними идет построение экономико-математических моделей – упрощенных описаний экономической действительности. Несмотря на определенную долю абстрактности и модели отражают все существенные факторы конкретной проблемы и помогают понять функционирование экономических механизмов.

Содержание работы

Введение.
1 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели доходов и расходов («кейнсианского креста»)…………….
6
1.1 Фактические и планируемые расходы………………………... 6
1.2 Определение равновесного объема производства методом сопоставления совокупных доходов и расходов……………..
1.3 Мультипликатор автономных расходов. Парадокс бережливости…………………………………………………...
2 Инфляционный и рецессионный разрыв в модели «кейнсианского креста». Роль государства в кейнсианской модели…………………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая работа готовая макро.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 1.2 Модель «расходы-доходы» ((кейнсианский крест»)

Источник:

 

Экономика функционирует  в условиях полной занятости. Экономика  приходит в состояние равновесия, когда фирмы наращивают или сокращают  нереализованные запасы продукции и изменяют объем производства. Если планируемые расходы превышают объем производства Y1, то вовлекаются нереализованные запасы с последующим увеличением объема производства до уровня YE. В случае, когда объем производства достигает уровня Y2, фирмы накапливают нереализованную продукцию и сокращают объем производства. В результате высвобождается рабочая сила, происходит снижение доходов. Равновесие полной занятости характеризуется объемом потенциального валового национального дохода и отсутствием информационного и дефляционного разрывов.

 

1.3 Мультипликатор автономных  расходов. Парадокс бережливости

Приращение любого компонента автономных расходов

DА = D (Co +I + G + Xn)

вызывает несколько  большее приращение совокупного  дохода DY благодаря эффекту мультипликатора.

Мультипликатор автономных расходов - отношение изменения равновесного ВНП к изменению любого компонента автономных расходов.


где т - мультипликатор автономных расходов;

DY- изменение равновесного ВНП;

DА - изменение автономных расходов, независимых от динамики Y.

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит  первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Важно, что однократное  изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВНП. Если, например, автономное потребление увеличивается на какую-то величину DСA, то это увеличивает совокупные расходы и доход Y на ту же величину, что, в свою очередь, вызывает вторичный рост потребления (из-за увеличения дохода), но уже на величину МРС*DСA.  Далее совокупные расходы и доход снова возрастают на величину МРС*DСA и так далее по схеме кругооборота "доходы-расходы".

Возникает цепочка:

A ­=>AD ­=> Y­=>C ­=>AD ­ => Y­ => С ­=>AD ­

Из этой простой схемы  видно, что совокупный доход Y многократно реагирует на первоначальный импульс DСA ­, что и отражается в величине мультипликатора автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах С, I, G или Xn могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска. Мультипликатор, таким образом, является фактором экономической нестабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменениями в автономных расходах. Поэтому одной из основных задач бюджетно-налоговой политики правительства является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации путем относительного снижения величины предельной склонности к потреблению МРС. Данная проблема становится более сложной в условиях стимулированных инвестиций, так как в каждом следующем цикле производства из возросшего совокупного дохода Y финансируются не только более высокие потребительские, но и растущие инвестиционные расходы и возникает эффект супермультипликатора.

Парадокс бережливости - попытка общества больше сберегать  оборачивается таким же или меньшим  объемом сбережений. Если прирост  сбережений не сопровождается приростом  инвестиций, то любая попытка домашних хозяйств больше сберегать окажется тщетной в связи со значительным снижением равновесного ВНП, обусловленным эффектом мультипликации.

Парадокс бережливости состоит в том, что высокие  инвестиции и высокое потребление (низкие сбережения) не противоречат, а  помогают друг другу в условиях неполной занятости и недостаточного спроса. Это происходит потому, что сбережение сокращает потребление, снижаются доходы других лиц, ибо расход одного формирует доход другого. Падение доходов ведет к падению уровня сбережений. При низком уровне потребления в обществе сокращаются потребности в капитальных товарах, что сокращает инвестиции. Таким образом, в период депрессии увеличение уровня сбережений ведет к дефляции и тормозит выход из кризиса.

 Однако в условиях  полной занятости, при примитивном  ведении хозяйства рост бережливости дает возможность увеличения инвестиций.

 Таким образом,  мультипликатор оказывает двустороннее  действие. Рост инвестиций способствует  мультиплицированному увеличению  реального объема национального  производства. С другой стороны, даже небольшое сокращение инвестиций дает резкое и многократное его снижение. Из этого следует, равновесие в экономике не является само по себе оптимальной ситуацией. Если инвестиции низки, уровень равновесия предполагает большую безработицу (явную и скрытую). Если инвестиции начинают превышать сбережения, это становится импульсом к инфляционному росту цен.

 Таким образом,  в качестве желаемой цели может  выступать уровень реального  объема производства, близкий к  тому, который можно получить  в условиях полной занятости. Отклонения от этого уровня означает инфляционный или дефляционный разрыв.

 При дефляционном  или инфляционном разрыве государство  пытается изменить уровень равновесия  дохода и воздействовать на  совокупные расходы, то есть  на величину спроса. В результате к начальным двум элементам спроса - потреблению и инвестициям - добавляются государственные расходы, характеризующие спрос со стороны государства. Государственные расходы также инициируют цепь производных потребительских расходов и оказывают мультиплицирующее действие на величину реального объема национального производства.

 Реальный объем  национального производства = C + I + G,

 где С - объем расходов на личное потребление;

 I - объем инвестиционных расходов;

 G - величина государственных расходов.

 При наличии государственных  расходов равновесный уровень  реального объема национального  производства будет соответствовать  точке пересечения кривой совокупных  расходов и биссектрисы, отражающей  сумму потребления и сбережения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИНФЛЯЦИОННЫЙ И РЕЦЕССИОННЫЙ РАЗРЫВ В МОДЕЛИ «КЕЙНСИАНСКОГО КРЕСТА». РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛИ

Рецессионный разрыв - величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВНП  до неинфляционного уровня полной занятости.

 

Рисунок 2.1

Если  фактический  равновесный объем  выпуска  Y0 ниже потенциального Y *, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равновесие AD=AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику.

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость  ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и "переместить" равновесие из точки А в точку В. При этом приращение совокупного равновесного дохода.

DY =     величина рецессионного разрыва * величина мультипликатора автономных расходов.

Инфляционный разрыв - величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

 

Рисунок 2.2

Если фактический равновесный  уровень выпуска Y0 больше потенциального Y*, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширять производство адекватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты.

Преодоление инфляционного  разрыва предполагает сдерживание  совокупного спроса и "перемещение" равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода

DY =  - величина инфляционного разрыва * величина мультипликатора автономных расходов.

Простая кейнсианская модель позволяет показать выход из рецессии. Такой мерой должно стать активное вмешательство государства в экономику. Не случайно меры, предлагаемые кейнсианцами, получили название политики государственного активизма. Кейнс и его последователи предлагали использовать для стабилизации экономики фискальную политику, и в первую очередь, такой ее инструмент как изменение величины государственных расходов, поскольку это позволяет непосредственно, а, следовательно, в максимальной степени воздействовать на совокупный спрос и с мультипликативным эффектом на совокупный выпуск и доход.

Государственные расходы  при проведении стимулирующей бюджетно-финансовой политики не ограничиваются масштабами доходной части бюджета, так как  Дж.М.Кейнс допускает дефицитное финансирование. Возникающая при  этом инфляция не составляет угрозу для экономики страны, ибо государство контролирует ее темпы через определение размеров бюджетного дефицита и денежной эмиссии. Дефицит государственного бюджета должен покрываться преимущественно за счет государственных займов, которые можно погасить в период подъема деловой активности в стране.

 Итак, главным объектом  государственного регулирования  экономики является эффективный  спрос и инвестиционные расходы  как наиболее динамичный его  компонент. При этом предпочтение  отдается методам бюджетно-финансового регулирования экономики. Денежно- кредитное регулирование осуществляется через ряд причинно-следственных связей, а именно: изменение кредитно-денежной политики приводит к изменению резервов коммерческих банков, что в свою очередь изменяет предложение денег и ведет к изменению ставки процента, а также величины инвестиционных расходов. Результатом этой цепи причинно-следственных связей является изменение реального объема национального производства.

 Однако для денежно-кредитного механизма характерен ряд негативных моментов. Это прежде всего нестабильность скорости обращения денег, вследствие чего увеличение предложения денег не может однозначно привести к росту реального объема национального производства, ибо оно может быть частично компенсировано уменьшением скорости обращения денег. Кроме того, принятие решения по изменению денежно-кредитной политики отделено от реальных результатов временным благом, составляющим 6 - 18 месяцев. При этом избыточные резервы, которые появляются в результате политики дешевых денег не всегда используются банками для расширения эмиссии денег. Следует иметь в виду, что изменение денежно-кредитной политики может неадекватно отражать потребности в них со стороны экономической реальности.

 Анализируя природу экономического цикла Дж.М.Кейнс пришел к заключению, что денежно-кредитная политика неэффективна как инструмент преодоления кризиса. Связывая цикл с внезапным изменением предельной эффективности капитала и полагая, что она в условиях неопределенности измеряется прежде всего оценками будущих выгод от капитала, Дж.М.Кейнс делает вывод о том, что главное в борьбе с кризисными явлениями - это восстановление уверенности. Это может быть достигнуто только через бюджетно-финансовое регулирование экономики, прежде всего расходов самого государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главным принципом кейнсианской теории является необходимость государственного вмешательства при установлении макроэкономического равновесия. По мнению кейнсианцев рыночной системе сопутствуют нестабильность и цикличность, она не способна к саморегулированию. В краткосрочном периоде цены и ставки заработной платы с трудом поддаются изменению и поэтому не могут сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение. Равновесный уровень выпуска не всегда совпадает с уровнем полной занятости.

Инструментами экономического анализа макроэкономического равновесия кейнсианской школы являются модель совокупных расходов, модель совокупного  спроса - совокупного предложения, модель IS - LM.

Модель совокупных расходов способна показать механизм достижения равновесия и возникновения дисбалансов  в экономике в зависимости  от изменения совокупного спроса. Прирост совокупных расходов вызывает больший прирост равновесного уровня производства. Это явление лежит в основе эффекта мультипликатора. Вместе с тем она имеет ограниченное применение, так как не учитывает изменение цен.

В модели совокупного  спроса - совокупного предложения, где  отдельные рынки агрегируются в  единый рынок, отражаются изменения уровня производства и уровня цен. Макроэкономическое равновесие в модели достигается в точке пересечения на графике кривых совокупного спроса и совокупного предложения.

Кривая совокупного  предложения в кейнсианской трактовке  состоит из трех частей: горизонтальной, восходящей и вертикальной.

Каждая часть кривой совокупного предложения соответствует  определенному состоянию экономики. Модель совокупного спроса - совокупного  предложения способна проиллюстрировать  воздействие экономической политики государства на равновесный выпуск.

Модель IS-LM, являясь конкретизацией модели совокупного спроса -совокупного предложения, объединяет товарный рынок и рынок денег. Кривая IS показывает равновесие на товарном рынке, кривая LM - на денежном. Точка их пересечения определяет сочетание процентной ставки и уровня выпуска, при котором товарный рынок и рынок денег находятся в состоянии равновесия. С помощью модели можно показать влияние бюджетно-налоговой политики и денежно-кредитной политики на совокупные расходы и равновесный выпуск.

Экономика капитализма, как утверждает кейнсианская теория и свидетельствуют исторические события, подвержена спадам и депрессии. Сама природа рынка предполагает цикличность и неравномерность  развития экономической системы. “Невидимая рука” рынка не в состоянии предотвратить кризисы и такие их последствия как спад производства и безработицу.

Информация о работе Кейнсианская модель макроэкономического равновесия