Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:15, доклад
На протяжении истории существовало большое количество теории, которые имели теоретическую и практическую ценность, преимущества и недостатки, одна из них – кейнсианская.
В период «Великой депрессии» в 1933 г. в США статистически регистрируемая безработица достигла 25%, в Англии – 22%, что объяснить с помощью классической теории, которая была в то время господствующей, было невозможно.
На протяжении истории существовало большое количество теории, которые имели теоретическую и практическую ценность, преимущества и недостатки, одна из них – кейнсианская.
В период «Великой депрессии» в 1933 г. в США статистически регистрируемая безработица достигла 25%, в Англии – 22%,1 что объяснить с помощью классической теории, которая была в то время господствующей, было невозможно.
С обоснованием вмешательства государства в регулирование эффективного развития общества выступил Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) – английский ученый, основатель экономической теории регулируемого капитализма и занятости.
Работа Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) явилась поворотным пунктом в экономической науке XX века. Ее главная и новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.2
В своей работе Кейнс подверг критике два ключевых тезиса классиков:3
- о полной занятости всех ресурсов, в том числе и трудовых, из которых следовало, что безработица может носить лишь фрикционный, либо добровольный характер.
- «закон рынков Сея», согласно
которому предложение само
Эффективный спрос по Кейнсу
определяется, с одной стороны, уровнем
личного потребления, с другой –
величиной производственного
Отвергая позицию классиков,
что предложение порождает
Отсюда он делает вывод
о необходимости
Рисунок 1 Пути стимулирования спроса
Вопрос о занятости практически не волновал классиков и неоклассиков. Они считали, что сбережения равны инвестициям всегда, а предложение и спрос на рынке труда регулируются ставкой заработной платы. Если возникает излишек рабочей силы, возможно снижение зарплаты, и все безработные найдут себе работу по более низкой заработной плате.
Кейнс же считал, что денежная заработная плата вообще не участвует в регулировании на рынке труда, так как государством установлен ее минимальный уровень, а также снижению зарплаты препятствуют профсоюзы. Отсюда, если предложение труда опережает спрос, а зарплата не может понижаться, наступает безработица.
За счет перехода части
рабочей силы в безработную, в
экономической системе
Уровень безработицы и
размеры общественного
Большое значение Кейнс придавал концепции мультипликатора, сущность которой состоит в том, что увеличение инвестиций в какую-либо отрасль вызывает соответствующее увеличение производства и занятости.
Мультипликатор увеличивается в том случае, когда растет склонность к потреблению, и снижается, когда растет склонность к сбережению.
Таким образом, основные положения кейнсианской теории следующие:
Со второй половины 30-х годов XX века кейнсианство превращается в ведущее направление западной экономической мысли. Идеи Кейнса получили развитие в работах многих экономистов, в том числе У.Бевериджа, Р.Слоу, Д.Стрейчи, А.Хансена, Д.Робинсон и другие.
В силу того, что
оно более реалистично
Используемая литература
1Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегов. Экономика труда (социально-трудовые отношения): учебник.– М.: Издательство «Экзамен», 2006. – с. 17.
2 Я.С. Ядкаров. История экономических учений: учебник. – М.: ИФРА-М, 2009. - с. 359
3 Т.Н. Гоголева, Ю.И. Кузнецова. История экономических учений: учебное пособие. – М.: Воронеж, 2003. – с.11
4 А.И.Рофе. Экономика труда: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – с.31
5 Т.Н. Гоголева, Ю.И. Кузнецова. История экономических учений: учебное пособие. – М.: Воронеж, 2003. – с.11
6 Ж.А. Оздербиева. Рынок труда: теоретические и практические аспекты :учебное пособие – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2006. – с.31