Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 03:55, курсовая работа
В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.
Китай и его участие в международной экономической интеграции и международных организациях
1.Что такое международная экономическая интеграция и международная организация.
В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.
С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.
Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.
На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими "задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.
Благодаря международной экономической интеграции, появились много экономических организаций.Например:
Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС)
Всемирная торговая организация (ВТО)
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
Европейская экономическая комиссия ООН
Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и другие универсальные экономические организации.
2.Роль Китая в мировой экономике
За последние годы, немногие события в мировой экономике привлекали к себе столь пристальное внимание, как становление Китайской Народной Республики в качестве торговой державы. Внешняя торговля превратилась в мощный двигатель экономики. Высокие показатели экономического роста, достигнутые Китаем, поражают стороннего наблюдателя.
В настоящее время Китай воспринимается почти исключительно как страна, в высшей степени успешно осуществляющая рыночные реформы и являющая собой выдающийся пример динамичного развития. Высокая оценка сопровождается размышлениями о причинах и существе предпринятых в Китае мер, обеспечивших мощные динамические процессы.
Пристальное внимание специалистов привлекали также реформы, осуществляемые Китаем во внешнеэкономической сфере, превращение его традиционно замкнутой экономики в открытую.
О серьезности и дальновидности подходов к практической работе по созданию благоприятных условий для осуществления курса на возвышение страны свидетельствует политика КНР. Уже с конца 1970-х годов руководство Китайской Народной Республики уделяло особое внимание реформированию системы управления внешнеэкономическими связями. В рамках «политики открытости внешнему миру», провозглашённой на заре экономических реформ в КНР, руководство страны осуществило значительные по масштабу и последствиям для национальной экономики преобразования в области регулирования внешнеторговой и инвестиционной деятельности. Китай на сегодняшний день стал в своём регионе крупнейшим реципиентом прямых иностранных инвестиций и международных кредитов.
Особую актуальность данный вопрос приобрел в свете принятия Китая во Всемирную Торговую Организацию. Последствия этого события для экономики страны в целом и её внешней торговли, несомненно, окажутся чрезвычайно масштабными, в связи со значительностью изменений в системе внешнеторгового регулирования КНР за ближайшие годы.
Китай играет большую роль в формировании экономической активности не только своего региона, но и всего мира. Стабильно высокие темпы экономического роста, продемонстрированные Китаем за последние годы, масштаб его экономики и огромная численность населения — все эти факторы делают Китай значимой страной для всего мира.
Трансформация Китая из бедной, отсталой страны в мощную экономической державу в течение последних 30 лет часто характеризуется аналитиками как один из наибольших экономических успехов современной эпохи. до 1979 года в Китае преобладала командно-административная модель управления экономикой советского типа в соответствии, с которой государство контролировало большинство аспектов экономической жизни общества. Для поддержания индустриального роста правительство осуществляло широкомасштабные инвестиции в материальные активы и интеллектуальный капитал в течение 60-х и 70-х годов. В результате этого к 1978г. более ¾ промышленного производства приходилось на государственные предприятия с централизованным управлением. Частных предприятий практически не существовало. Основная цель руководства страны была сделать Китайскую экономику относительно самодостаточной. Внешняя торговля ограничивалась главным образом поставками товаров, которые не могли производиться внутри страны. Хотя при такой экономической политике и был незначительный рост, но, в общем, экономика продолжала стагнировать и социальные стандарты жизни населения оставались очень низкими.
Однако начиная с 1979года руководство страны во главе с Дэн Сяопином повернуло курс развития вспять и предприняло ряд рыночных реформ в надежде, что они поспособствуют экономическому росту и увеличат стандарты жизни общества. Основным мотором всех перемен стала либерализация сельского хозяйства, крестьянам дали возможность продавать часть своей продукции на свободном рынке. В городах поощрялось развитие малого бизнеса, а контроль над промышленными предприятиями был в большей степени децентрализован, управление ими осуществлялось местными властями, что в некоторой степени позволяло работать и конкурировать на основе рыночных механизмов, но при этом правительство продолжало распределять ресурсы и регулировать цены. Вдоль береговой линии КНР были учреждены 4 свободные экономические зоны с целью привлечения иностранных инвестиций, стимулирования экспорта товаров, а также импорта высоких технологий в Китай.
Эти реформы дали потрясающие результаты. В таблице №1 приведены среднегодовые темпы роста ВВП Китая с 1990 по 2009год, а также темпы роста до проведения реформ.
Таблица №1
Период времени, год | Средний ежегодный прирост ВВП, % |
|
|
1960-1978 | 5,3 |
|
|
1979-2009 | 9,7 |
|
|
1960 | -0,3 | 1990 | 3,8 |
1961 | -27,3 | 1991 | 9,3 |
1962 | -5,6 | 1992 | 14,2 |
1963 | 10,2 | 1993 | 14,0 |
1964 | 18,3 | 1994 | 13,1 |
1965 | 17,0 | 1995 | 10,9 |
1966 | 10,7 | 1996 | 10,0 |
1967 | -5,7 | 1997 | 9,3 |
1968 | -4,1 | 1998 | 7,8 |
1969 | 16,9 | 1999 | 7,6 |
1970 | 19,4 | 2000 | 8,4 |
1971 | 7,9 | 2001 | 8,3 |
1972 | 2,3 | 2002 | 9,1 |
1973 | 8,7 | 2003 | 10,0 |
1974 | -1,6 | 2004 | 10,1 |
1975 | 7,6 | 2005 | 9,9 |
1976 | 11,7 | 2006 | 10,5 |
1977 | 7,0 | 2007 | 11,4 |
1978 | 3,8 | 2008 | 9,6 |
|
| 2009 | 8,7 |
Источник: Национальное статистическое агенство Китая.
Как видно из таблицы №1 реальный валовой внутренний продукт (ВВП) рос со среднегодовыми темпами 9,7%, а в дореформенный период в среднем на 5,3%. Таким образом, после запуска новой экономической политики экономика страны начала развиваться примерно в 2 раза быстрее. Чем это можно объяснить? Экономическая теория утверждает, что рост экономики может быть интенсифицирован путем ввода дополнительных факторов общественного производства как-то: капитала (т.е инвестиций в основные фонды, оборудование, образование и инфраструктуру) и/или труда (т.е прирост рабочей силы). Но при количественном наращивании этих факторов поддерживать продолжительный рост экономики на протяжении длительного времени будет затруднительно. Следовательно, необходимо обеспечить качественную составляющую роста, увеличивать производительность труда, эффективность использования капитала и т.д. Поэтому, при прочих равных условиях, при неизменных объемах материальной и трудовой составляющих экономики можно значительно увеличить ее продуктивность путем использования технологических инноваций, улучшения качества управления и т.д.
Некоторые экономисты объясняют стремительный рост Китая большим объемом накопленного капитала и значительным ростом производительности экономики после осуществления реформ. Рост производительности приводил к аккумулированию дополнительного капитала, который превращался в новые инвестиции. Накопленные средства частных домохозяйств Китая составляли в 1979г. 32% от ВВП. В дальнейшем экономические реформы и децентрализация производства способствовали еще большему росту общего фонда накоплений и на 2006г. составили примерно 50% от ВВП, что является самым высоким показателем в мире.
За 30 летний период объем ВВП Китая увеличился примерно в 30 раз и по итогам 2009г. составил 4,8 трлн. $, что обеспечило ему 3 место в мире после Японии (5,05трлн.$) и США (14,5трлн.$) соответственно (см. рис.1).
При расчете ВВП по ППС (паритет покупательной способности)Китай занимает 2-е место (8.78трлн.$). Многие экономисты считают расчет ВВП по ППС более точным в определении объема экономики Китая, так как оценки ВВП по официальному валютному курсу не учитывают значительно более низкие цены на товары и услуги внутри страны по сравнению с развитыми странами. Однако по доходам на душу населения Китай значительно отстает от развитых стран ( см. табл.№2).
Таблица №2
| ВВП на душу населения по ППС за 2009г., $ | ВВП на душу населения (по валютному курсу) за 2009г., $ |
США | 46440 | 46550 |
Япония | 32600 | 40470 |
Китай | 6600 | 3600 |
Доля ВВП на одного китайца составляет только 14% от аналогичного американского показателя и 20% от японского. Эти данные могут сказать, что даже при общем большом весе Китайской экономики в мире стандарты жизни населения остаются достаточно низкими и в случае лидерства в будущем останутся в целом ниже чем в развитых странах. По оценкам экспертов Китай при сохранении нынешних темпов роста экономики станет мировым лидером к 2030г.
3.Kитай в международной организации
Китай стал членом ВТО в декабре 2001 года.Всемирная Торговая Организация ставит перед собой цель увеличения объема международной торговли путем снижения тарифов и устранения торговых ограничений. ВТО служит в качестве платформы для торговых переговоров, а также разрешения торговых конфликтов между странами-участницами.
ВТО имеет четкие принципы действий. Во-первых, мировая торговая система не должна поддерживать дискриминационную практику, т.е. различную торговую политику по отношению к разным странам. Во-вторых, торговая система должна быть максимально свободной и открытой, с минимальным присутствием как тарифных, так и нетарифных торговых ограничений. В-третьих, торговая система должна быть конкурентной. В-четвертых, система должна быть более гибкой для развивающихся стран с целью их приспособления к новому режиму. Развивающимся странам должны предоставляться более длинные периоды адаптации и больше льгот.
В основе ВТО лежит многосторонняя торговая система — соглашения ВТО, которые были подписаны большей частью стран мира и ратифицированы в их парламентах. По существу, они представляют собой международные правовые документы, гарантирующие странам-членам важные торговые права. Полный пакет норм и правил ВТО состоит из 30 000 страниц и включает в себя около 60 соглашений и отдельных обязательств (перечней), принятых отдельными странами-членами в специфических областях, таких, как сниженные ставки таможенных пошлин и открытие рынка услуг. Главным принципом этих соглашений является принцип исключения дискриминации в международной экспортной торговле. Каждая страна — член ВТО гарантирует унификацию международных условий для импорта на своем рынке. Нормы ВТО предоставляют также возможность развивающимся странам проявлять гибкость при осуществлении своих обязательств.
При этом ВТО практикует уникальный метод работы. В отличие от всех остальных международных организаций, которые принимают решения большинством голосов, в ВТО решения принимаются на основе консенсуса. В ВТО может вступить любое государство или территория, обладающее автономными правами проведения своей торговой политики. Процесс вступления ВТО делят на четыре основных этапа: