Классическая экономическая школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 21:05, реферат

Описание работы

Не всякий обязательный платеж может считаться налогом. Специфика налогов заключается в их соответствии определенным принципам, Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). Он предложил рассматривать три источника налога: ренту, прибыль и заработную плату. Приведем общие воззрения Адама Смита на эту проблему, так как они и сегодня интересны.

Файлы: 1 файл

специфика налогов.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)


   

      Классическая экономическая школа

  Не всякий обязательный  платеж может считаться налогом.  Специфика налогов заключается в их соответствии определенным принципам, Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). Он предложил рассматривать три источника налога: ренту, прибыль и заработную плату. Приведем общие воззрения Адама Смита на эту проблему, так как они и сегодня интересны.

        1. Подданные государства должны по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Всякий налог, заметим это раз навсегда, который в конечном счете падает только на один из трех вышеупомянутых видов дохода (рента, прибыль, заработная плата), является обязательно неравным, поскольку он не затрагивает двух основных.

      2.  Налог,  который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица.

     3.  Каждый  налог должен взиматься в то  время или тем способом, когда  и как плательщику должно быть удобней всего платить его.

     4.  Каждый  налог должен быть так задуман  и разработан, чтобы он брал  и удерживал из кармана народа  возможно меньше сверх того, что  он приносит казначейству государства».

     Как видно  из приведенного текста, А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

      - равномерность, то есть равнонапряженность налоговых изъятий, единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил;

     - определенность, означающая четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течение длительного периода времени (это касается в первую очередь перечня взимаемых налогов и уровня налогового изъятия);

     - простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

      - неотягощенность, то есть умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.

      В рационально  построенной системе налогообложения  соблюдение этих принципов становится очевидным, однако на практике последние два принципа реализуются не всегда. Поскольку в настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени (в рамках, определяющих неугнетающий характер налогов) устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенностей экономической ситуации.                   

        Хотя налоги во всяком обществе  имеют обязательный характер, тем  не менее одностороннее рассмотрение налогового инструментария в качестве прямой производной властных, административных полномочий государства явно недостаточно. Формирование налоговой системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных. Поэтому, с одной стороны, установление и взимание налогов есть прерогатива власти, а с другой стороны, формирование перечня налогов и установление уровня налогового бремени на организации и население диктуется условиями рынка и уровнем развития экономики.

        Перечисленные выше исторически  сложившиеся принципы оказались  применимыми и к современному налогообложению. Однако по мере развития регулирующей функции государства в сфере налогообложения пришлось расширить их перечень. Чтобы наилучшим образом использовать возможности, заложенные в методах налогового регулирования, необходимо, рационально сочетать решение с помощью налогового инструментария фискальных задач, а также задач косвенного регулирования экономической деятельности.

        Неоклассическая школа

Неоклассическая школа  сформировалась в 90-х гг. XIX в. после  опубликования книги А. Маршалла "Принципы экономики" (1890). Неоклассическая  теория исследовала рыночное хозяйство  в период господства свободной конкуренции. Она соединила идеи классической политэкономии с идеями маржинализма. Возникновение предельного анализа Маршалл понимал не как революцию в науке, а как результат ее эволюции. После того как полезность была соединена с общественными издержками, была создана общая теория сопоставления результатов и затрат, возникла так называемая вторая классическая ситуация. Неоклассическая школа господствовала до 30-х гг. XX в.

Прежде всего нужно  обратить внимание на особенности методологии  неоклассического анализа. Во всех предыдущих теориях в первую очередь выделялся источник ценности, абсолютный закон ее образования. Например, ценность выводилась из затрат труда или издержек производства, или из предельной полезности. Неоклассики переходят к функциональной теории, где нет места абсолютным категориям, все они рассматриваются как относительные. Экономические явления анализируются не по принципу движения от глубинных причин к поверхностным явлениям, а по принципу взаимозависимости и взаимного определения (принцип релятивизма). Маршалл писал: "Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли ценность полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц".

 Ключевым понятием концепции Пигу является дивергенция (разрыв) между частными выгодами и издержками, выступающими как результат экономических решений отдельных людей, с одной стороны, и общественной выгодой и затратами, выпадающими на долю каждого, - с другой. Примером является фабрика с дымящейся трубой, выпускающая потребительские товары. Фабрика использует воздух (общественное благо) и возлагает на других внешние издержки. Пигу считал, что подобные нерыночные связи глубоко проникают в индустриальную экономику и представляют собой большой практический интерес. Средством воздействия на них должна быть система государственных налогов и субсидий.

В итоге, считает Пигу, достижение максимума национального  дивиденда возможно через действие двух дополняющих друг друга сил - своекорыстного частного интереса и вмешательства государства, выражающего интересы общества.

Обратим внимание также  на эффект Пигу. Классики считали, что  при наличии гибкой заработной платы  и подвижных цен процентная ставка будет приводить в равновесие сбережения и инвестиции, а также  спрос и предложение денег при полной занятости. А как обстоит дело в условиях безработицы? Неоклассическая концепция равновесия в условиях безработицы названа эффектом Пигу. Этот эффект показывает влияние активов на потребление и зависит от той части денежной массы, которая отражает чистую задолженность правительства. Поэтому эффект Пигу основывается на "внешних деньгах" (золото, бумажные деньги, государственные облигации) в отличие от "внутренних денег" (чековые депозиты), применительно к которым снижающиеся цены и зарплата не порождают чистого агрегатного эффекта. Следовательно, когда цены и зарплата снижаются, отношение предложения "внешнего" ликвидного богатства к национальному доходу возрастает до тех пор, пока стремление к сбережениям не начнет насыщаться, что в свою очередь стимулирует потребление.

В теории статики Кларк  в первую очередь рассматривал проблему ценности. При ее трактовке он придерживался  теории предельной полезности, которую  он модифицировал. "Закон Кларка" состоит в том, что полезность товара распадается на составные элементы (пучок полезностей), после чего ценность товара определяется не полезностью его в целом, а суммой предельных полезностей всех его свойств.

Кларк считал, что центральное  место в экономической теории занимает проблема распределения общественного богатства (продукта).

Рост богатства зависит  от количества применяемого труда и  капитала. Но проблема капитала не была до конца разрешена. Кларк внес ясность  в трактовку этого понятия. Он исходит из понимания богатства  как такого запаса благ, который если его тратить, возобновляется и при том еще с добавкой. Капитал является подлинной формой богатства. Это некий запас, приносящий доход. Вещи и деньги, которые представляют капитал, называются капитальными благами. Кларк указывает на различие капитала и капитальных благ. Капитальные блага расходуются беспредельно, а капитал остается. Капитал - это запас, который находится в постоянном движении - в обороте. Поэтому он приносит доход и сохраняется за счет постоянного возобновления капитальных благ. Кроме того, капитальные блага - материальные вещи, а капитал - абстрактная, умозрительная вещь. Кларк об этом сказал так: "Производительная сила, измеренная в единицах и выраженная в денежной оценке, - абстрактна, но если эта сила воплощена в бесконечной последовательности капитальных благ, тогда она конкретна".

Теория капитала непосредственно  связана у Кларка с теорией  предельной производительности. Для  статической сиcтемы анализ предельной производительности основывается на принципе ее убывания. Еще Мальтус применял принцип убывающей производительности к земледелию. Кларк распространил его на все сферы хозяйства и факторы производства.

 

 

 

 

 

Налоговая политика государства

Основные налоги Российской Федерации

Индивидуальный  подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Это один из основных видов прямых налогов. Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц". Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.

Законом предусматривается довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Например, не подлежат налогообложению государственные пособия по социальному страхованию и по социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности). Не подлежат налогообложению все виды пенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Не включаются в совокупный доход также доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Предусматривается уменьшение налогооблагаемого  дохода с учетом различного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц для различных категорий лиц. Совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц с учетом возраста.

Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами и перечисленные ими на благотворительные цели.

Работающие граждане, кроме подоходного  налога, платят еще 1% от зарплаты в пенсионный фонд. Определение совокупного годового дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой самостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

В последние два десятилетия  заметна тенденция понижения  ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для "справедливой" налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные.

Основной вид налога юридических  лиц — налог на прибыль . Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Объектом обложения налогом является балансовая прибыль (валовая прибыль минус НДС, себестоимость произведенной продукции, и все убытки). В этой связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством (если прибыль направляется на финансирование капитальных вложений, на природоохранные мероприятия, на содержание объектов социального назначения, на благотворительные цели).

Особые льготы, помимо общих, установлены для малых  предприятий: из налоговой базы исключается  прибыль, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники и технологии; освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления и т. д.

Важным моментом налогообложения  является то, что для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет.

Законом предусмотрены  особенности определения прибыли иностранных юридических лиц. Налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью на территории РФ.

Предприятия, организации  и иностранные юридические лица платят налог на прибыль в размере 32%; биржи и брокерские конторы, а также предприятия по прибыли от посреднических операций и сделок - 45%. В случае если не представляется возможным определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитывать ее, исходя из нормы рентабельности 25%.

Информация о работе Классическая экономическая школа