Классификация бухгалтерских балансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2012 в 12:30, контрольная работа

Описание работы

Формирование бухгалтерского учета прошло длительный эволюционный путь. Его содержание и строение изменялись в зависимости от форм собственности, уровня производительных сил и развития производственных отношений общества. Каждому этапу развития общества свойственно свое строение баланса, который классифицировался по соответствующим признакам. К самым типичным признакам (начиная с 1925 года) в Украине относили: источники составления; сроки составления; объем данных; содержание; форму.

Содержание работы

Теоретический вопрос №17. Классификация бухгалтерских балансов. 3
Теоретический вопрос №18. Структура активных и пассивных счетов. 8
Задача 1. 11
Задача 2. 18
Задача 3. 20
Литература 24

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)


8

Содержание

 

Теоретический вопрос №17. Классификация бухгалтерских балансов.

Теоретический вопрос №18. Структура активных и пассивных счетов.

Задача 1.

Задача 2.

Задача 3.

Литература


Теоретический вопрос №17.
Классификация бухгалтерских балансов.

 

Формирование бухгалтерского учета прошло длительный эволюционный путь. Его содержание и строение изменялись в зависимости от форм собственности, уровня производительных сил и развития производственных отношений общества. Каждому этапу развития общества свойственно свое строение баланса, который классифицировался по соответствующим признакам. К самым типичным признакам (начиная с 1925 года) в Украине относили: источники составления; сроки составления; объем данных; содержание; форму.

По источникам составления различали инвентарные, книжные и генеральные балансы. Инвентарные балансы составлялись только на основании полного описания инвентаря и были его сокращенным и упрощенным изложением. Такие балансы выполнялись или при создании нового хозяйства на определенной имущественной основе, или при изменении хозяйством формы собственности, или при внедрении новой, более рациональной системы учета.

Книжные балансы складывались на основании записей в книгах, предыдущая проверка которых с помощью инвентаризации не проводилась. Такие балансы О. П. Рудановский называл пробными, предыдущими.

Генеральный баланс был синтезом инвентарного и книжного балансов. Он складывался за год и только на основании описания инвентаря и пробного баланса.

По срокам составления балансы разделялись на вступительные, операционные, ликвидационные.

Вступительный баланс составлялся на момент создания предприятия и был по большей части балансом инвентарным.

Операционные балансы составлялись периодически на протяжении года и охватывали отдельные аспекты (как правило, производственные) деятельности предприятия.

Ликвидационный баланс составлялся на день начала ликвидации предприятия, прекращения ими своего нормального существования. Операционные балансы, которые составлялись в течение всего периода ликвидации, назывались ликвидационными, а последний — завершающим ликвидационным балансом.

В зависимости от объема информации балансы разделялись на простые, сложные и возведенные. В простом балансе отображали имущественное состояние (а иногда и динамику) простого хозяйства, то есть хозяйства, в котором нет структурных подразделений, вспомогательных производств и вспомогательных предприятий с самостоятельным учетом. В таких хозяйствах осуществляется единственное самостоятельное счетоводство и единственный, простой баланс.

В сложном балансе нуждались сложные хозяйства, которые имели отделы, филиалы или предприятия, которые самостоятельно вели счетоводство и составляли простые балансы. Простых балансов в этих структурах складывалось столько, сколько было отдельных самостоятельных систем счетоводства. Из простых балансов в целом состоял сложный (возведенный) баланс, который получали с помощью механического постатейного суммирования данных из простых балансов и подбивания в особенной колонке общих итогов актива и пассива. В таком балансе отдельные колонки характеризуют состояние отдельных самостоятельных единиц хозяйства, а колонка «Всего» отображает общее состояние хозяйства в целом. Если отдельных единиц многовато, их можно сгруппировать — «Филиалы», «Производственные предприятия» и тому подобное

Следовательно, статьи актива и пассива баланса отдельно отображали имущественное состояние предприятия в целом и имущественное состояние его структурных подразделений. В тогдашних балансах наиболее характерными статьями актива были: имущество; товары; материалы; средства; ценные бумаги; паи и акции других предприятий; подотчетные суммы; акции; расчеты акционеров за приобретенные акции: дебиторская задолженность; векселя; ценности в дороге; расходы будущих лет. Статьи пассива баланса отображали: капиталы — основной и амортизационный; фонды; подписку на акции; расчеты с кредиторами; векселя выданы; суммы к выяснению; доходы будущих лет.

По содержанию балансы разделялись на сальдовые, оборотные, результатные, промежуточные, шахматные и сравнительные. Сальдовые балансы включали только сальдо счетов, которые характеризуют имущественное состояние хозяйства на соответствующий момент. Оборотные балансы включали, кроме сальдо, и обороты за счетами. Следовательно за формой они были оборотными сведениями за определенный период, а по содержанию — давали представление не только о состоянии хозяйства, но и в известной мере и о динамике его хозяйственных оборотов. Результатный баланс — это баланс прибылей и убытков или доходов и расходов хозяйства, которое определяет своим сальдо чистую прибыль или чистый убыток.

Промежуточные балансы составляли только при необходимости. Это были особенной формы пробные балансы, которые по форме, содержанию и структуре были близки к конечному балансу.

Шахматный баланс, который получил свое название от своеобразной формы, напоминающей шахматную доску, можно называть и динамическим балансом, потому что он отображал как состояние хозяйства на начало и конец отчетного периода, так и движение имущества. При этом обороты в шахматном балансе даются в разрезе корреспондирующих счетов, что делает возможным определение его экономического содержания, поскольку понятно, откуда поступила сумма на счет и на что именно она была потрачена. А потому шахматный баланс, составленный за отчетный период после годового отчета, можно считать и сальдовым, и оборотным, и результатным балансом.

Шахматные балансы являются очень наглядными. Но их целесообразно применять только на небольших предприятиях, потому что увеличение количества используемых счетов бухгалтерского учета делает эти балансы громоздкими и неудобными для практической работы.

Сравнительный баланс имел целью сравнить статьи отчетного баланса с прошлыми периодами. Эти сравнения давались в абсолютных и относительных величинах, то есть статьи актива и пассива баланса показывались в соответствующих суммах и процентах на начало и конец отчетного периода.

Кроме шахматных, за формой различали еще и балансы двусторонние и односторонние. Наиболее распространенными были двусторонние балансы, что в них налево размещались активы, а справа — пассивы. Односторонние балансы отличались от двусторонних за внешним видом -— у них пассив размещался не рядом с активом, а после него, под ним. Следовательно, эта форма баланса была менее наглядной, потому что она будто скрывала идею противопоставления актива пассива, какая характерная для самой природы баланса.

Перечисленные виды балансов существуют и в настоящее время. Все они называются бухгалтерскими, потому что составляются на основании данных бухгалтерского учета. Но каждому виду балансов присущие специфические особенности, которые непосредственно связаны с источниками, сроками, способами, методами и техникой составления, подчинением предприятий, использованием данных балансов в управлении.

Вступительный баланс имеет исключительно внутрихозяйственное назначение. Он складывается на момент создания предприятия, причем предприятия сами выбирают — составлять им вступительный баланс или нет. Однако опыт свидетельствует, что для улучшения информационного обеспечения системы управления и контроля за сохранностью имущества начинать производственную и финансово хозяйственную деятельность лучший, когда есть вступительный баланс. На это нужно обращать особенное внимание в процессе организации бухгалтерского учета и отчетности, потому что данные вступительного баланса должны отвечать данным на начало отчетного периода утвержденного конечного баланса.

Каждый современный баланс можно также назвать и сравнительным, потому что в нем все показатели приводятся в абсолютных величинах на начало года и на конец отчетного периода. Это дает возможность в течение календарного года оценивать показатели баланса в динамике, осмысливать их изменения.

Потребность в составлении промежуточных балансов определяется только внутренними потребностями самого предприятия. Основанием для составления таких балансов могут быть процессы реструктуризации, реорганизации, более эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечения сохранения имущества, укрепления финансового состояния предприятия. Характерной особенностью промежуточных балансов является их упрощен вид: инвентаризации основных и оборотных средств, невещественных активов, расчетов с дебиторами и кредиторами не проводятся; необходимые вычисления выполняются приближенно; записи на распределительных и сравнительных счетах делают оперативным способом.

 


Теоретический вопрос №18.
Организация бухгалтерского учета на предприятии согласно
Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой
отчетности в Украине».

 

Организация бухгалтерского учета на предприятии регулируется статьей 8 Закона Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине”.

Бухгалтерский учет на предприятии ведется непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации.

Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее 3-х лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации:

а) введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

б) пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного в качестве предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;

в) ведение на договорных основах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

г) самостоятельное ведение бухгалтерского учета как и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Эта форма организации бухучета не может применяться на предприятиях , отчетность которых должна обнародоваться.

Предприятие самостоятельно:

- определяет учетную политику предприятия;

- выбирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных настоящим Законом, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

- разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций; определяет права работников на подпись бухгалтерских документов;

- утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;

- может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия.

Руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухучета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и представления к учету первичных документов.

Главный бухгалтер или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия:

а) обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических принципов бухучета, составления и представления в установленные сроки финансовой отчетности;

б) организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

в) принимает участие в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, хищения и порчи активов предприятия;

г) обеспечивает проверку состояния бухучета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия.

Ответственность за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией предприятия, включая оценку имущества и обязательств предприятия и составление ликвидационного баланса и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, которая создается в соответствии с законодательством.

 


Задача 1.

 

Составить бухгалтерский баланс на 31 декабря 2007 года согласно данных, приведенных в таблице:

Перечень активов, капитала и обязательств

Сумма, грн.

1

Транспортные средства

6510

2

Уставный капитал

3800

3

Задолженность предприятия перед бюджетом

1300

4

Станки фрезерные

5280

5

Малоценные необоротные материальные активы

1945

6

Права пользования

3250

7

Сырье и материалы

6440

8

Дополнительный капитал

1820

9

Готовая продукция

6800

10

Задолженность перед поставщиками за производственные средства

44830

11

Топливо

920

12

Целевое финансирование

5315

13

Износ основных средств

755

14

Задолженность по оплате труда

16810

15

Касса в национальной валюте

93

16

Задолженность покупателей и заказчиков

5810

17

Неоплаченный капитал

6410

18

Запасные части

1210

19

Задолженность по отчислениям на страхование

5760

20

Незавершенное производство

685

21

Текущий счет в национальной валюте

52100

22

Права пользования имуществом

2000

23

Земельные участки

3423

24

Краткосрочные кредиты банков в национальной валюте

1010

25

Библиотечные фонды

770

26

Расходы будущих периодов

315

27

Обязательства по финансовой аренде

1560

28

Резервный капитал

41000

29

Нераспределенная прибыль прошлых лет

?

30

Дебиторская задолженность подотчетных лиц

464

Информация о работе Классификация бухгалтерских балансов