Классификация методов прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 20:44, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы - дать характеристику прогнозирования ,рассмотреть основные виды прогнозов, изучить классификацию методов.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены следующие задачи:
рассмотреть виды прогнозирования;
изучить основные методы прогнозирования;
раскрыть классификацию методов прогнозирования;

Содержание работы

введение………………………………………………………………………..4
1.ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ…………………………....6
2.Методы макроэкономического прогнозирования………. 11
2.1 Методы экспертных оценок 11
2.2 Методы экстраполяции 11
2.3Экономико-математические модели и методы
моделирования……………………………………………………...12
2.4 Метод экономического анализа 12
2.5 Балансовый метод 13
2.6 Нормативный метод 14
3.Классификация методов прогнозирования………………....16
Заключение…………………………………………………………………..21
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………22

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ РГЗ макроэкономическое планирование -.docx

— 68.66 Кб (Скачать файл)

 

2.4 Метод экономического  анализа

 

Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макро-, так и на мезо- и микроуровнях.

При проведении экономического анализа следует использовать системный подход. В качестве системы рассматривается народное хозяйство (экономика) в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним.

Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.

Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.

 

2.5 Балансовый  метод

 

С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.

Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. В переходный период к рыночным отношениям усиливается роль прогнозных балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций. [4с.29]

Система балансов, используемых в прогнозировании и планировании, включает: материальные, трудовые и финансовые. В каждую из указанных групп входит ряд балансов.

 

2.6 Нормативный  метод

 

Нормативный метод является одним из основных методов прогнозирования и планирования. В современных условиях ему стало придаваться особое значение в связи с использованием ряда норм и нормативов в качестве регуляторов экономики. Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. Последние применяются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования. С помощью норм и нормативов обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.

Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения, например расход муки на 1 тонну хлебобулочных изделий согласно утвержденной рецептуре. В виде нормы выступает потребление того или иного продукта на душу населения согласно научно обоснованному рациону питания.

Например, рекомендуемая норма потребления мяса и мясопродуктов в год на 1 человека - 82 кг. В непроизводственной сфере применяются нормы, характеризующие необходимый размер общей и жилой площади на 1 жителя, потребление воды на 1 человека и др. [5с.46]

Нормативы, как правило, разрабатываются в относительном выражении. Они характеризуют степень использования ресурсов (например, процент выхода годного литья от металло-завалки), расход ресурса на 1 млн. р. продукции, размер платы за кредит (процентные ставки) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Классификация методов прогнозирования.

 

В настоящее время, по оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования. Однако на практике используется в качестве основных 15-20. В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования.

 Одним  из наиболее важных классификационных  признаков методов прогнозирования  является степень формализации, которая достаточно полно охватывает  прогностические методы. Вторым  классификационным признаком можно  назвать общий принцип действия  методов прогнозирования, третьим - способ получения прогнозной  информации.

 Прежде  чем перейти к детальному рассмотрению  классификационных групп методов  прогнозирования, необходимо определить  понятие метода или методов  экономического прогнозирования. Под  ними следует понимать совокупность  приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа  ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках  рассматриваемого явления или  процесса вывести суждения определенной  достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

 Научно  обоснованная классификация дает  возможность увеличить число  приемов (модификаций) на нижних  уровнях классификации, куда могут  быть внесены новые элементы. На рис.3.1 представлена классификационная схема методов прогнозирования.

 По  степени формализации (по первому  классификационному признаку) методы  экономического прогнозирования  можно разделить на интуитивные  и формализованные. Интуитивные  методы прогнозирования используются  в тех случаях, когда невозможно  учесть влияние многих факторов  из-за значительной сложности  объекта прогнозирования. В этом  случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные  и коллективные экспертные оценки.

 

Рисунок 3.1 Классификация методов прогнозирования

 

 В  состав индивидуальных экспертных  оценок входят: метод «интервью», при котором осуществляется непосредственный  контакт эксперта со специалистом  по схеме «вопрос – ответ»; аналитический метод, при котором  осуществляется логический анализ  какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные  записки; метод написания сценария, который основан на определении  логики процесса или явления  во времени при различных условиях.

 Методы  коллективных экспертных оценок  включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая  атака»), метод «Дельфи», матричный  метод. Эта группа методов основана  на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.

 В  группу формализованных (детерминированных) методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся  методы: наименьших квадратов, экспоненциального  сглаживания, скользящих средних, адаптивного  сглаживания, авторегрессионного преобразования, гармонических весов; ко второй - структурное, сетевое, матричное и  имитационное моделирование.

 Рассмотренные  классы интуитивных и формализованных  методов схожи по своему составу  с экспертными и «фактографическими»  методами. Фактографические методы  основаны на фактически имеющейся  информации об объекте прогнозирования  и его прошлом развитии, экспертные  базируются на информации, полученной  по оценкам специалистов-экспертов.

 В  класс экспертных методов прогнозирования  входит метод эвристического  прогнозирования (эвристика - наука, изучающая  продуктивное, творческое мышление). Это аналитический метод, суть  которого заключается в построении  и последующем усечении «дерева  поиска» экспертной оценки с  использованием какой-либо эвристики. При этом методе осуществляется  специализированная обработка прогнозных  экспертных оценок, полученных путем  систематизированного опроса высококвалифицированных  специалистов. Он применяется для  разработки прогнозов научно-технических  проблем и объектов, анализ развития  которых либо полностью, либо  частично не поддается формализации.

 Особое  место в классификации методов  экономического прогнозирования  занимают так называемые комбинированные  методы, которые объединяют различные  другие методы. Например, коллективные  экспертные оценки и методы  моделирования или статистические  и опрос экспертов.

 В  качестве информации используется  фактографическая и экспертная  информация.

 При  классификации методов прогнозирования  необходимо иметь в виду, что  содержательная систематизация  методов прогнозирования должна  определяться самим объектом  прогнозирования, экономическими процессами  развития и их закономерностями. [6с.76]

 С  точки зрения оценки возможных  результатов и путей прогнозного  научно-технического развития прогнозы  можно классифицировать по трем  этапам: исследовательскому, программному  и организационному.

 Задачей  исследовательского прогноза является  определение возможных результатов  будущего развития и выбор  из множества возможных вариантов  одного или нескольких положительных  результатов. Так, например, развитие  средств вычислительной техники  можно отразить в росте их  быстродействия, увеличении объема  памяти и диапазона логических  возможностей.

 Основная  цель этого этапа состоит в  раскрытии широкой гаммы принципиально  возможных перспектив в виде  одной или ряда научно-технических  проблем, подлежащих решению в  течение прогнозируемого периода.

Программный аспект прогноза заключается в определении возможных путей достижения желаемых и необходимых результатов; ожидаемого по времени реализации каждого из возможных варианта и степени достоверности в успешном достижении некоторого результата по тому или иному варианту.

Организационная сторона прогноза включает в себя комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих достижение определенного результата по тому или иному варианту. В организационном аспекте исходят из представления о наличных экономических ресурсах и накопленном научном потенциале. Здесь должна быть сформулирована обоснованная гипотеза развития комплекса организационных параметров науки, дана вероятностная оценка рекомендуемой схеме распределения ресурсов и перспективам роста научного потенциала на прогнозируемый период.

 Рассмотренные  этапы научно-технического развития, как правило, выступают комплексно  и находятся во взаимосвязи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах. Прогнозы разрабатываются на макроуровне, на уровне регионов и отраслей. Возрастает актуальность повышения качества прогнозных исследований. Это требует более углубленного изучения и разработки основных проблем, возникающих в прогнозировании.

Главная особенность прогнозирования заключается в том, что он нацелен на будущее; вторая важная черта – учет неопределенности, связанной с этим будущим.

Для реализации прогнозных моделей необходимо располагать своевременной и точной информацией, которая является основой всего управленческого процесса.

Информация в процессе разработки и реализации прогнозов – сумма нужных, воспринятых и осознанных сведений, необходимых для анализа конкретной ситуации, дающая возможность комплексной оценки причин ее возникновения и развития.

Разрабатываемые прогнозы развития экономики должны учитывать тенденции, определявшие функционирование экономики в прошедшие годы. Должны также проводиться прогнозные расчеты макроэкономических показателей, развития народнохозяйственных комплексов (топливно-энергетического, металлургического, машиностроительного, химико-лесного, строительного), легкой промышленности, производства продовольственных товаров, аграрного сектора, инвестиционной сферы, транспорта, жилищного строительства, социальной сферы, инфляции, денежных доходов населения, внешнеэкономической деятельности (экспорта и импорта) и др.

Прогнозы и планы на уровне государства необходимо формировать на базе проектов территориальных планов в нескольких вариантах, из которых принимается наиболее эффективный.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Гизатуллин Х.Н. Модели и методы социально-экономического прогнозирования развития территориальных систем: Учебное пособие. - Тюмень, 2010. - 74 с.
  2. Дейк Н. Практикум по стратегическому планированию. – М.: Поколение, 2010. – 304 с.
  3. Дубров А. М. и др. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе / Под ред. Лагоши Б.А. - М: Финансы и статистика, 2011. - 176 с.
  4. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: Учебное пособие / Под ред. Б.А.Лагоши. -2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 224 с.
  5. Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. - М: Пресс-сервис, 2010. - 688 с.
  6. Чураков Е. П. Математические методы обработки экспериментальных данных в экономике: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 240 с.

Информация о работе Классификация методов прогнозирования