Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:47, контрольная работа
Различают рынок продавца и рынок покупателя. На рынке продавца складывается ситуация «дефицита», при которой величина спроса покупателей на товары, представленные на рынке, превышает величину предложения данных товаров со стороны продавца. Поэтому цены на рынке продавца, как правило, высокие, так же как и конкуренция между покупателями за право покупки благ. Рынок покупателя характеризуется ситуацией «избытка», при которой величина предложения товаров превышает величину спроса на них. На таком рынке соблюдается правило рынка: «Покупатель всегда прав!», поэтому на рынке покупателя цены, как правило, низкие, а конкуренция между продавцами за «голоса» покупателей высокая.
Классификация рынков
Понятие рынка многозначное. Для удобства исследования экономисты разделили рынки на классы по определенным критериям.
1. По роли субъектов рынка
Различают рынок продавца и рынок покупателя. На рынке продавца складывается ситуация «дефицита», при которой величина спроса покупателей на товары, представленные на рынке, превышает величину предложения данных товаров со стороны продавца. Поэтому цены на рынке продавца, как правило, высокие, так же как и конкуренция между покупателями за право покупки благ. Рынок покупателя характеризуется ситуацией «избытка», при которой величина предложения товаров превышает величину спроса на них. На таком рынке соблюдается правило рынка: «Покупатель всегда прав!», поэтому на рынке покупателя цены, как правило, низкие, а конкуренция между продавцами за «голоса» покупателей высокая.
2. По отраслям производства
Различают частный и общий рынки. На первом происходит купля-продажа товаров определенного производителя, скажем автомобиля «Волга» Горьковского автомобильного завода. А на общем рынке — автомобилей всех марок, производимых данной отраслью. Такие же рынки существуют для тканей. бумаги, компьютеров, косметики, одежды, обуви, нефти, золота, бытовой техники, средств связи, сельхозпродуктов, кондитерских изделий, фармацевтических средств, услуг образования, здравоохранения, культуры и туризма.
Эти рынки могут быть стабильными и нестабильными. На первых изменения происходят медленно, например, на рынке бумаги, а на вторых — быстро, скажем на рынке компьютеров.
3. По степени государственного регулирования
В зависимости от степени воздействия государства на основных участников рыночного процесса различают два типа рынка:
1. Нерегулируемый рынок. На данном рынке отсутствует государственное вмешательство в рыночный процесс. Такой рынок называют стихийным, или свободным. Здесь объемы продаж и цены формируются в результате прямого торга между продавцами и покупателями. Он меньше всего интересует экономистов, поскольку здесь невозможно учесть доходы продавцов и расходы покупателей. Примером такого рынка является «толкучка».
2. Регулируемый рынок. На таком рынке государство устанавливает общие правила поведения участников рынка. К ним относятся лицензии на право производства и продажи благ, таможенные пошлины, налоговые льготы, ограничения на ввоз или вывоз некоторых товаров в/из страны. Между государством и участниками рынка экономические отношения устанавливаются на основе договоров, контрактов, соглашений, госзаказов. Государство издает законы, помогающие развитию конкуренции, рынка и рыночных отношений.
4. По способам и видам торговли
Это наиболее широкая классификация рынков по многим признакам: по способу, форме и объему продажи благ, а также форме их оплаты.
1. По способу продажи товаров и услуг различают рынки:
- прямой, непосредственной продажи потребителям;
- косвенной, опосредованной продажи.
В первом случае производитель товара продает его непосредственно потребителю через сеть фирменных магазинов.
Например, телевизионный, автомобильный заводы и молочный комбинаты имеют собственные торговые площади для продажи выпущенной продукции. На таком рынке производитель и продавец выступают в одном лице.
Во втором, наиболее распространенном случае, между производителем и потребителем стоит один или несколько торговых посредников. В роли такого посредника выступает торговля как особый вид экономической деятельности. Торговые посредники имеют значительное влияние на рынке. Они помогают производителям продать товары, освобождая его от хлопот по транспортировке, хранению, складированию и реализации товаров. Посредники осуществляет рекламу товаров, их продажу, доставку и гарантийное обслуживание. Таким образом, рыночный процесс можно представить в виде цепочки: «производитель — торговый посредник — потребитель».
Государство также может выступать в роли посредника, например, при продаже энергоресурсов: нефти, газа, электроэнергии на внешнем рынке. Кроме того, государство является владельцем некоторых торговых организаций внутри страны, от которых оно получает доходы в муниципальный и федеральный бюджеты.
2. По форме оплаты товара различают рынки:
- продажи за наличные деньги;
- продажи по безналичному расчету.
На рынке непосредственной продажи: в магазинах, на продовольственных и вещевых рынках, оплата товара производится за наличные деньги. Кроме денег, в качестве платежных средств могут использоваться денежные чеки, пластиковые карточки. Продажа за безналичные деньги имеет место, когда покупка оплачивается по платежному поручению. В этом случае банк снимает со счета покупателя указанную сумму денег и переводит ее на счет продавца. Это наиболее распространенная форма оплаты товаров и услуг, приобретенных предприятиями и организациями.
3. По форме продажи товаров. Существуют рынки продажи товаров в кредит, или рассрочку, их оплата производится по частям оговоренные обязательством сроки. До сих пор сохранилась форма продажи товара в обмен на другие блага. Она называется «бартер». Предоставление товаров на прокат за определенную плату можно назвать продажей на определенный срок. Широкое распространение получила форма продажи товаров под залог личного имущества покупателя. Например, в ломбарде покупатель закладывает продавцу свои вещи, а затем их выкупает. Существует и комиссионная форма торговли товарами, убывшими в употреблении.
4. По характеру и объему продаж рынки делятся на розничные и оптовые. Рынок оптовой торговли представлен оптовой базой, биржей, ярмаркой. Они осуществляют покупку товаров крупными партиями с целью перепродажи торгующим организациям. Организации оптовой торговли имеют склады для длительного хранения и транспорт для доставки товаров в розничную сеть. Рынок розничной торговли представлен сетью магазинов, продовольственных и вещевых рынков, торговых палаток, в которых осуществляется непосредственная продажа товаров покупателям, преимущественно мелкими партиями или поштучно в целях потребления.
5. По характеру связи между рынками
Существуют рынки, связанные вертикально, и рынки, связанные горизонтально. Рынки связаны вертикально, когда по пути к конечному потребителю товары проходят через последовательность рынка. К примеру, сельскохозяйственное предприятие продает сахарную свеклу перерабатывающему комбинату, который продает сахар оптовой компании, которая в свою очередь продает его в розничную сеть или предприятиям пищевой промышленности, скажем кондитерской фабрике для производства конфет. Рынки связаны горизонтально, когда один продукт заменяет или дополняет другой. Примерами таких рынков могут быть рынки говядины и свинины, рынки бензина и дизельного топлива.
6. По степени легальности
Различают легальный и нелёгальный рынки. Большинство рынков являются легальными, то есть законными. Они имеют разрешение государства на участие в сфере обмена, то есть лицензии на право торговли, платят положенные пошлины и налоги в местный или федеральный бюджет. Экономисты исследуют именно такие рынки. Между тем существуют и нелегальные рынки в двух основных формах:
— «черный» рынок является наиболее опасным для общества; здесь осуществляется подпольная торговля товарами, запрещенными законом к производству. Например, рынок наркотиков. К черному рынку относят и противозаконные действия, такие как рэкет, коррупцию, заказные убийства;
— «теневой» рынок не имеет ярко выраженный противозаконный характер, тем не менее, он также наносит ущерб государству. Теневой рынок может находиться в неположенном месте, его продавцы могут не иметь лицензии на право торговли или сертификата, подтверждающего качество товаров. Значительную часть теневого рынка составляет продажа услуг, которая не оформляется соответствующими документами. Например, репетиторство, ремонт автомобилей, квартир, бытовой техники, некоторые медицинские услуги. В теневой сектор экономики переходят и предприятия, которые хотят укрыться от налогов. В случае экономического кризиса теневой рынок захватывает большую часть сферы обмена, поэтому государство должно принимать соответствующие меры. К примеру, снизить ставки налога на прибыль предприятий, сократить число налогов на физических лиц. Тогда люди поверят государству и не станут работать в «тени», рассудив, что душевный покой и чистая совесть стоят дороже.