Классификация стран по уровню социально – экономического развития, конкурентоспособности и другими критериями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 14:19, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день в мире насчитывается более двухсот стран. Они различаются по территории, местоположению, климатическим условиям, культурным традициям, политическим режимам и многим другим признакам, в том числе по уровню и темпам социально-экономического развития. Современное развитие мира характеризуется необходимостью тесного сотрудничества между странами, как в экономике, так и в плане совместного решения глобальных проблем современности общими усилиями всех стран и нарастающей потребностью глобального регулирования международной жизни. Наряду с целостностью и единством, присущим всемирному хозяйству, в нем существуют также и внутренние противоречия. В основном, это - противоречия между группами стран. Поэтому большое значение имеет изучение многообразия и закономерностей развития современного мира. Поскольку изучение каждой страны в отдельности в масштабах мировой экономики нецелесообразно большое значение имеет типология стран по уровню социально-экономического развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Классификация стран по уровню социально – экономического развития, конкурентоспособности и другими критериями……………………………………..4
1.1 Страны, государства и территории………………………………………………..4
1.2 Классификация стран ООН по уровню социально – экономического развития.6
1.3 Классификация стран по уровню валового национального дохода по душу населения, применяемая Всемирным банком………………………………………...8
1.4 Офшорные зоны в мировой экономике………………………………………….10
1.5 Конкурентоспособность стран в мировой экономике………………………….12
Заключение ……………………………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

Реферат.Мировая экономика.docx

— 46.56 Кб (Скачать файл)

ВНД страны может быть существенно меньше, чем ВВП, если значительная часть получаемых в стране доходов вывозится из нее иностранными компаниями или гражданами. Наоборот, если граждане данной страны владеют большим количеством ценных бумаг иностранных компаний или правительств и получают по ним доходы, то ВНД окажется больше, чем ВВП. Однако для большинства стран мира показатели ВВП и ВНД различаются незначительно и зачастую считаются взаимозаменяемыми.

Валовой национальный доход на душу населения — это ВНД, деленный на среднегодовую численность населения страны. Этот показатель дает представление о количестве произведенных товаров и услуг, приходящихся в среднем на одного жителя государства, или, иными словами, о том, сколько получил бы каждый житель страны, если бы весь годовой национальный доход был распределен между всеми гражданами страны поровну. ВНД на душу населения также называют «доход на душу населения» или «душевой доход».

Индекс ВНД на душу населения является одним из базовых в международной статистике. Этот показатель часто понимается как индекс уровня жизни или благосостояния в государстве или регионе, однако он является лишь приблизительной мерой благосостояния населения той или иной страны, так как он не учитывает ряд важных факторов, в частности:

  1. Не показывает, насколько равномерно или неравномерно распределяются доходы между гражданами.

  1. Не учитывает ущерб, наносимый производством природным ресурсам и окружающей среде.

  1. Не учитывает неоплачиваемую работу, выполняемую в домашнем хозяйстве или на общественных началах, а также все производство в теневой экономике, которое может достигать весьма значительных объемов.

  1. Придает равное значение как полезным, так и вредным для общества продуктам (например, некоторые лекарства, сигареты, оружие и так далее), игнорируя в то же время ценность, которую имеет для человека свободное время или свобода.

В методологии Всемирного банка, который ежегодно рассчитывает показатели национального дохода на душу населения в странах мира, все государства и территории классифицируются тремя категориями:

  1. Страны с высоким уровнем дохода на душу населения (от $ 12616 и выше).

  1. Страны со средним уровнем дохода на душу населения (от $ 1036 до $ 12615).

  1. Страны с низким уровнем дохода на душу населения (от $ 1035 и ниже).

Всемирный банк классифицирует все экономики стран – участниц организации и прочие экономики с населением более 30 000 чел.. В 2012 году эксперты Всемирного банка выделили пороговые значения ВНД на душу населения для каждой группы, представленной в табл.1, при этом данные значения будут подвергаться ежегодному пересмотру.

Максимальное значение ВНД на душу населения по данным Всемирного банка, достигнуто Монако (186950 долл./чел. в год), а минимальное – Демократическая Республика Конго (220 долл./чел. в год).

 

 

Таблица 1. Группа стран по классификации Всемирного банка

Группа стран

Пороговые значения ВНД на душу населения

Количество экономик в каждой группе

Примеры стран, относящихся к каждой группе

 

1. Страны с  низким доходом

 

Не выше $ 1035 на человека в год

 

33

Кыргызстан, Камбоджа, Таджикистан, Бангладеш, Коморские Острова, Кения, Гаити, Бенин, Чад, Непал, Зимбабве, Буркина Фасо, Мали, Южный Судан, Сьерра-Леоне, Афганистан, Танзания, Руанда, Уганда, Эфиопия, Нигер и т.д..

 

 

2. Страны со  средним доходом

 

 

$ 1036 - $ 12615 на человека в год

 

 

99

Венесуэла, Венгрия, Барбадос, Сейшельские Острова, Бразилия, Турция, Габон, Панама, Палау, Малайзия, Мексика, Казахстан, Ливан, Коста Рика, Маврикий, Суринам, Румыния, Ботсвана, Южная Африка, Гренада, Колумбия, Черногория, Болгария, Беларусь, Азербайджан, Перу, Ирак, Перу, Китай, Доминикана, Куба, Сербия, Иран, Парагвай, Грузия, египет, Марокко и т.д..

 

 

3. Страны с  высоким доходом

 

 

Не ниже $ 12616 на человека в  год

 

 

61

Монако, Лихтенштейн, Бермуды, Норвегия, Макао, Швейцария, Катар, Швеция, Люксембург, Дания, Австралия, Сан-Марино, Канада, США, Нидерланды, Австрия, Япония, Сингапур, Финляндия, Бельгия, Кувейт, Германия, Андорра, Франция, Ирландия, Исландия, Великобритания, Гонконг, ОАЭ, Италия, Россия и т.д..




 

 

1.4 Офшорные зоны в мировой  экономике

Офшорные зоны – страны или территории с нулевым или облегченным налогообложением для зарегистрированных в этих государствах иностранных компаний. [1. 42]


 1. Пономарёва Л.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Е.С. Пономарёва, Л.А. Кривенцова. П.С. Томилов; под ред. Л.Е. Стровского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 287 с.

Существующие оффшорные зоны можно разделить на три основные группы: классические оффшорные зоны, в которых компании освобождены от любых налогов и отчетности (Панама, Багамские острова, Британские Виргинские острова, Камайские острова, Сейшельские острова, Доминика и др.), зоны с низким налогообложением (Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, о. Мэн, Гибралтар и др.), и другие зоны, регистрация компаний в которых дает какие-либо преимущества в плане налогообложения и ведения бизнеса (Нидерланды, Великобритания, Новая Зеландия, США и др.).  
          Оффшорные зоны могут сильно отличаться по административным условиям работы оффшорных компаний, требованиям к отчетности, налогам и так далее. Поэтому оффшорная зона для регистрации оффшорной компании выбирается под определенный вид бизнеса, под конкретную оффшорную схему, а иногда и под определенную финансовую сделку.  
          Основные критерии при выборе оффшорной зоны для регистрации оффшорной компании: стоимость и простота регистрации и поддержания оффшорной компании, а так же имидж страны регистрации оффшорной компании.  
          На сегодняшний день в мире насчитывается несколько десятков стран, где практикуются налоговые льготы для оффшорных компаний. Для того чтобы сделать правильный выбор страны регистрации оффшора, необходимо представить, чем отличаются оффшорные зоны друг от друга.  
          К первому типу относятся страны с отсутствием налогов, не требующие отчетности. В основном это небольшие государства третьего мира. Такие оффшорные зоны, характеризуются высокой степенью конфиденциальности для владельцев оффшорных компаний и почти полным отсутствием контроля со стороны властей за деятельностью таких компаний.  
          Оффшорные зоны повышенной респектабельности. В таких зонах от оффшорных компаний требуют финансовую отчетность и предоставляют им ощутимые налоговые льготы. Со стороны правительства этих государств контроль более жесткий, чем в странах первого типа, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше.

К третьей группе можно отнести страны, которые нельзя считать стандартными оффшорными зонами, но которые, предоставляют зарегистрированным в них нерезидентским и не извлекающим доходов с их территории компаниям некоторые налоговые льготы. Требование к отчетности повышает степень доверия к таким фирмам со стороны деловых партнеров.  
         Оффшорная зона - это независимое государство или территория другого государства с некоторой степенью автономии, чьё законодательство позволяет существование юридического лица со значительными налоговыми льготами. Такие льготы чаще всего заключаются в полном отсутствии налогов при выполнении определённых условий. В некоторых же странах налоги взимаются, но по ставкам до 10% от чистой прибыли, т. е. в несколько раз меньше стандартных ставок большинства стран (в Европе налоги на чистую прибыль составляют в основном 25-50%, в США, для обыкновенных корпораций, 15-39%). Страна регистрации взимает плату за регистрацию и фиксированную ежегодную пошлину (как правило, небольшую) . Кроме того, необходимо платить гонорар местной администрирующей компании за надлежащее оформление регистрации, предоставление юридического адреса, выполнение обязанностей агента.

 

1.5 Конкурентоспособность стран  в мировой экономике

Говоря о конкурентности, нельзя не отметить американского экономиста Майкла Портера, разработавшего модель, которая помогает понять сравнительное положение стран в глобальной конкуренции. В последствии модель получила название «ромб Портера», представленный на рисунке 2.

Теория Портера гласит, конкурентное преимущество стран является результатом четырех взаимосвязанных  факторов. Правительство может оказывать активное влияние на эти факторы:

  1. Стратегия, структура и конкуренция фирм: прямая конкуренция побуждает фирмы увеличивать производительность и стимулировать инновации;
  2. Условия спроса: если клиенты очень требовательны, то на фирмы оказывается постоянное давление, и они вынуждены улучшать свою конкурентоспособность через инновационные продукты , высокое качество и т.д.;
  3. Смежные поддерживающие отрасли: географическая близость поставщиков облегчает обмен информацией и способствует непрерывному обмену идей и инноваций;
  4. Факторные условия – квалифицированные ресурсы, капитал и инфраструктура – являются ключевыми факторами, а не ключевые факторы, или факторы общего пользования, такие как неквалифицированные трудовые ресурсы и сырье, могут быть приобретены любой компанией и, следовательно, не создают устойчивого конкурентного преимущества. Развитие ключевых факторов предполагает устойчивое и значительное инвестирование в них. Таким образом, эти факторы нелегко скопировать, и они очень ценны в конкуренции. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. «Ромб Портера»

 

В модели Портера, правительство играет роль катализатора: оно должно побуждать и поощрять компании к тому , чтобы они повышали уровень своей конкурентоспособности.

Так же Майкл Портер выделяет несколько групп стран в зависимости от факторов, формирующих их конкурентоспособность:

1-ая группа – страны «начальной  стадии развития»: источниками конкурентоспособности  является сырье или дешевая  неквалифицированная рабочая сила. Бизнес конкурирует на основе  ценовой политики, а низкие цены, говорят о низкой производительности  труда. Чтобы страна могла конкурировать  на мировых рынках, им необходима  стабильная макроэкономическая  среда, честно функционирующие общественные  и частные инструменты, а так  же здоровая и грамотная рабочая  сила.

2-ая группа – стадия эффективного  развития – эта стадия предполагает  развитие сложных производственных  процессов, улучшение качества продукции, фактический рост добавленной  стоимости. На этой стадии конкурентоспособность  страны уже определяется качеством  высшего образования и профессиональной  подготовки, эффективностью рынка  рабочей силы, а также наличием  трудового законодательства, способствующего  развитию бизнеса. Необходима стабильная банковская система, рыночный капитал и рынок земли. Не мало важный фактор, способность компаний и готовность страны в целом широко внедрять в экономику новые технологии.

3-ая группа – стадия инновационного  развития – основной характеристикой  является рост з/платы и высоким  уровнем жизни людей. Для достижения этой цели отдельные компании и целом бизнес стран должны конкурировать на глобальных рынках благодаря абсолютной новизне своей продукции и ее эксклюзивности, высокому качеству т.е. конкуренция на уровне инноваций.

4-ая группа – стадия богатства  – движущей силой является  уже достигнутое богатство. Спрос богатых формирует особые отрасли , в которых страна была лидером, теперь переживаю спад, тогда фирмы меняют стратегию агрессии на поиск социального мира. Конкуренция сменяется партнерством. Рассматривая первые три стадии нужно отметить, что происходит рост конкурентоспособности экономики, а у стадии богатства происходит замедление с последующим спадом роста страны.

 

Заключение

Изменение экономического положения отдельных стран, групп стран определяется различными факторами и условиями. Это различия в масштабах национального хозяйства, наделенности минеральными ресурсами, в подходах к осуществлению стратегий развития, в условиях международной торговли, в демографической ситуации, бремени внешней задолженности.

Страны развивались разными путями, используя различные модели экономического развития. Высокие темпы роста достигались за счет высокой нормы накопления, использования современных технологий, высокой производительности труда.

В настоящее время можно выделить три группы стран:

1.  Развитые страны – это страны «Большой семерки» в состав которых, входят: США, Япония, Великобритании, Германии, Франции, Италии и Канады.

2.  Страны с переходной экономикой: Россия, страны СНГ и страны Юго-Восточной Европы.

3.  К развивающимся странам относят: Китай, Азия, Африка, Латинская Америка.

Так же не мало важную роль играет национальный  доход на душу населения в странах мира, все государства и территории классифицируются тремя категориями:

  1. Страны с высоким уровнем дохода на душу населения (от $ 12616 и выше).

  1. Страны со средним уровнем дохода на душу населения (от $ 1036 до $ 12615).

  1. Страны с низким уровнем дохода на душу населения (от $ 1035 и ниже).

Отсталость развивающихся стран порождает специфику их социальных и экономических проблем. Решение каждой из них - обеспечение экономического роста, занятости, распределения и т.д. - предполагает особые подходы, которые отличны от используемых в промышленно развитых странах.

Информация о работе Классификация стран по уровню социально – экономического развития, конкурентоспособности и другими критериями