Классификация стран по уровню социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:35, контрольная работа

Описание работы

Для целей экономического анализа ООН делит страны на:
развитые страны (государства с рыночной экономикой);
страны с переходной экономикой (в прошлом социалистические страны или страны с централизованным планированием);
развивающиеся страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...…………...….3
1. Контрольный теоретический вопрос ........................................................4
2. Контрольные тестовые задания .................................................................13
3. Задача .......................................................................................................14
4. Заключение……………………………………………………………….....15
Список использованной литературы ..........................................................

Файлы: 1 файл

mirovaya_ekonomika_dodelat.docx

— 32.09 Кб (Скачать файл)

Страны  с переходной экономикой

     Это страны, находящиеся в процессе перехода  от экономики централизованного  планирования к рыночной экономике.  К этой группе относят государства,  которые с 80—90-х гг. ХХ века  осуществляли  переход от административно-командной  (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы, а также бывшие советские республики.

     Немало  общего  имеют страны этого региона   в путях исторического и социально-экономического  развития, особенно в XX в.

     После окончания Второй мировой войны все они вступили на путь социалистических преобразований. За последние десятилетия в большинстве из них были осуществлены индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. Их доля в мировом промышленном производстве в начале 90-х гг. превысила 10%. Однако, административно-командные методы управления хозяйством, медленное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса привели к замедлению темпов экономического роста, роста производительности труда.

     Следствием  этого явились отставание от  Запада в техническом прогрессе,  неконкурентоспособность большинства  готовых изделий на мировом  рынке, падение уровня жизни  населения, инфляция. Стало очевидным,  что модель организации экономического  и общественного устройства, не  учитывающая национальных особенностей  развития стран Восточной Европы  и бывшего СССР оказалась для  них неэффективной и неприемлемой.

     Общее социалистическое  прошлое этих стран  определил  и те общие черты  экономики,  которые были им присущи:

  • Во всех сферах экономики господствовал государственный сектор.
  • Управление экономикой было централизованным, практически отсутствовали рыночные методы регулирования.
  • В структуре промышленности преобладала тяжёлая промышленность.
  • Низкая эффективность производства.
  • Существовала монополия государства на внешнюю торговлю.

     Перед бывшими  социалистическим странами встала  сложная задача – полноценное   включение в мировое хозяйство.  Решение этой задачи потребовало   сложных и глубоких реформ  экономики, цель которых –  преобразовать централизованную  экономику в рыночную.

     Для такого  преобразования были проведены  такие реформы как  разгосударствление  экономики, то есть снижение  доли и роли государственной  собственности, развитие частной  собственности и формирование  частного сектора экономики. Также  было осуществлено финансовое  оздоровление экономики (снижение  инфляции, укрепление национальной  валюты, преодоление дефицита платёжного  баланса, реформирование налоговой  системы). Были проведены также  либерализация ценообразования  и либерализация внешней торговли  и внешнеэкономического регулирования.

     В результате  проводимых реформ сформировалась  переходная экономика. Специфика  переходной экономики проявляется  в наличии элементов и механизмов  обоих типов экономики: централизованной  и рыночной.      Поэтому  внутри  стран рассматриваемого  типа с учётом темпов, степени  и результатов преобразований  в настоящее выделяют 3 группы:

     1. Это 13 стран бывших Советских  республик (без прибалтийских  государств) ныне объединенные в  СНГ. Данная подгруппа социально-экономически  разнородная: так, Белоруссия, Узбекистан, Туркмения проводят менее радикальные по сравнению с другими странами реформы, а Таджикистан по уровню развития сильно отставал и в советские времена.

     2. Страны Центральной  и Восточной  Европы, включая  страны Балтии. Для этих стран  характерны радикальные подходы  к проводимым реформам, сравнительно  высокий уровень развития большинства  их них, членство в Европейском  Союзе.

     3. В отдельную  группу включаются  Монголия, Китай,  и Вьетнам (хотя формально две  последние страны продолжают  строить социализм).

     Страны  с  переходной экономикой производят 17-18% мирового ВВП, в том числе  страны Центральной и Всоточной Европы без Балтии менее 2%, бывшие советские республики – более 4%, в том числе Россия – более 3%, Китай – около 12%.

     Наибольших  успехов в проведении экономических   реформ в данной группе стран  к концу 90-х годов добились  Чехия, Венгрия, Польша.  

 

2. Контрольные тестовые задания

 

1.Иммиграционная  квота  — это: 

а) суммарное количество эмигрантов и иммигрантов  за год;

б) установленное законом  предельное количество иммигрантов, которые  могут въехать в какую-либо страну;

в) доля эмигрантов в  численности постоянного населения страны;

г) разница между  количеством  иммигрантов  и эмигрантов за год.

Ответ: б)

     Показатель  иммиграционной квоты ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере, для определения доли иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях.

2.Валютами, за которыми  официально был  закреплен  статус резервной валюты  в  рамках Бреттон-Вудской системы,  являются:

а) японская йена

б) доллар США

в) российский рубль

г) английский фунт стерлингов

д) канадский доллар

Ответ: б) и г)

     Бреттон-Вудская  система, Бреттон-Вудское соглашение — международная система организации денежных отношений и торговых расчетов, установленная в результате Бреттон-Вудской конференции (с 1 по 22 июля 1944 г.). Бреттон-Вудской валютной системы статус резервной валюты был официально закреплен за долларом США и фунтом стерлингов.

 

3. Задача

      Допустим, в 2007 году при курсе 1 евро = 1,5 доллара австрийская фирма  продала американским покупателям  товар за 120 тыс. долларов и  получила при этом 80 тыс. евро.  Сколько евро за такой же  физический объем продукции при  прочих равных условиях получила  бы австрийская фирма, если  бы курс евро снизился до 1,25 долларов? Чему в этом случае  равна валютная прибыль экспортера?

Решение.

  При курсе 1 евро = 1,5 доллара австрийская фирма получила бы 80 тыс. евро:

Валютная прибыль при этом составила бы:

   120 тыс. евро – 80 тыс. евро = 40 тыс. евро.

  При курсе 1 евро = 1,25 доллара австрийская фирма получила бы 96 тыс. евро:

 Валютная прибыль при этом составила бы:

   96 тыс. евро –  80 тыс. евро = 16 тыс. евро.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Наиболее  полное представление  о группах  стран в мировой  экономике дают данные универсальных  международных организаций, членами  которых являются большинство стран мира, — Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда и Мирового банка. Оценка этими организациями групп стран в международной экономике несколько различается, поскольку различно количество стран-членов этих организаций, а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран-членов. Также некоторые страны-члены международных организаций не предоставляют полные данные о своей экономике или предоставляют их несвоевременно, в результате чего оценки развития их экономики выпадают из общих оценок международной экономики. Наконец, любая классификация составляется исходя из задач каждой организации. Например, Мировой банк обращает больше внимания на оценку уровня экономического развития каждой страны, ООН — на социальные и демографические аспекты и т.д.

     В аналитических  целях в рамках международной  экономики страны делятся на  три большие группы — развитые  страны с рыночной экономикой, развивающиеся страны и наименее  развитые страны. Выделение стран  в те или иные группы и  подгруппы связано с особенностями  их исторического, экономического, культурного и политического  развития. Обычно в группы стран  в мировой экономике объединяются  страны, имеющие общие или близкие  характеристики экономического  развития, схожую институциональную структуру хозяйственного управления, близкие принципы организации производства и общие стоящие передними проблемы.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2002

2. Мировая экономика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Щербанина. – М.: Юнити-Дана, 2004.

3. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.

4.     http://www.gks.ru/

5. Мировая экономика: учебник. Под ред. Ломакин В.К. – М.: ЮНИТИ, 2007

6.     Мировая экономика: учебник. Под ред. И.П.Николаевой. –  2007

7.     Современный экономический словарь. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., 2003

 


Информация о работе Классификация стран по уровню социально-экономического развития