Классик экономической науки: Карл Маркс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:21, реферат

Описание работы

Принято считать, что классическая политическая экономия зародилась в конце XVII — начале XVIII в. в трудах У.Петти (Англия) и П.Буагильбера (Франция)[1].
Время её завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Так, марксистская позиция устанавливает период завершения развития первую четверть XIX века, и завершителями школы считаются английские ученые А.Смит и Д. Рикардо. По другой — наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж. С.Милля[1].

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………
Биография………………………………………………………………………
Период до 1849 года……………………………………………………………..
Основные идеи…………………………………………………………………..
Роль Маркса………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.67 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Экономический факультет

Кафедра экономической теории и  регионального развития

 

 

                                                          РЕФЕРАТ

                                             На тему:

Классик экономической науки: Карл Маркс.

                         Направление 080100 «Экономика»

 

Проверил к.э.н., доцент кафедры экономической  теории и регионального развития

 

__________________/Знаменский /

 

Реферат выполнил

студент группы ЭЭС-101

 

Оценка __________________________

_____________________/Беляева И.В./


 

 

Челябинск

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………

Биография………………………………………………………………………

Период до 1849 года……………………………………………………………..

Основные идеи…………………………………………………………………..

Роль Маркса………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………………………….

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

  Принято считать, что классическая политическая экономия зародилась в конце XVII — начале XVIII в. в трудах У.Петти (Англия) и П.Буагильбера (Франция)[1].

Время её завершения рассматривается с  двух теоретико-методологических позиций. Так, марксистская позиция устанавливает  период завершения развития первую четверть XIX века, и завершителями школы  считаются английские ученые А.Смит и Д. Рикардо. По другой — наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж. С.Милля[1].

  • Первый этап: середина XVII — начало XVIII века. Этот период характеризуется расширением рыночных отношений. Развенчивание теории меркантилизма. Главными представителями этого направления в данный период времени считаются У.Петти и П.Буагильбер[2].
  • Вторая половина первого этапа приходится на середину — начало второй половины XVIII века, характеризуется появлением такого направления школы, как физиократизм. Среди представителей данного направления можно выделить Ф. Кене, А. Тюрго и др. Представители физиократов придавали большее значение изучению сельского хозяйства, чем сферы обращения денежных средств[2].

Физиократы значительно продвинули экономическую науку, обозначили новое толкование ряда микро- и макроэкономических категорий. Но их внимание было приковано к проблемам сельскохозяйственного производства в ущерб другим отраслям экономики и особенно сфере обращения[2].

  • Второй этап полностью связан с именем Адама Смита. Среди его трудов можно выделить монументальное произведение «Богатство народов» (1776 год). Основой его теории стало то, что экономические законы незыблемы и объективны вне зависимости от воли и сознания человека. Законы, открытые Смитом — разделения труда и роста производительности труда — классические. Его трактовки товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного труда и др. лежат в основе современных экономических концепций[3].
  • Третий этап — вся первая половина XIX века. В историческом аспекте характеризуется с завершением промышленного переворота в развитых странах. В этот период идеи А. Смита углублялись и дополнялись целой группой его последователей, среди них: Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н.У.Сениор, Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа и др.[4]
  • Четвёртый этап — завершающий этап во второй половине XIX века. Это период обобщения лучших достижений классической школы. Яркими представителями этого этапа являются Дж.С. Милль и К. Маркс. В этот период началось формирование «неоклассической экономической теории».[5]

                       

 

 

 

 

 

 

                                 Биография

Карл Маркс был третьим  ребёнком в семье трирского адвоката еврейского происхождения Генриха Маркса. Родился в Трире по адресу Брюккергассе/Brückergasse, 664 (теперь Brückenstraße, 10 — музей). 15 октября 1819 года их семья переехала в новый дом по адресу Симеонштрассе/Simeonstraße, 8 (теперь на этом месте установлена памятная плита).

Мать — Генриетта Маркс, урожд. Прессбург (или Пресборк, нем. Henrietta Pressburg, нидерл. Henrietta Presborck), происходила из г. Нимвегена (современный Неймеген, Нидерланды).

В 1817 году отец Карла Маркса принял христианство (протестантизм), чтобы не лишиться звания судебного советника. Его жена и семья, в том числе сын Карл, крестились в 1825 и 1824 г. соответственно.

В 1830—1835 годах Карл посещал гимназию Фридриха-Вильгельма (Friedrich-Wilhelm-Gymnasium (FWG)) города Трир, которую закончил в 17-летнем возрасте.

Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала  в Бонне, где проучился два семестра, потом в Берлине, где изучал юридические науки, но впоследствии увлекся историей и философией.

В 1836 году обручился с Женни фон Вестфален (нем. Jenny von Westphalen), 1814 года рождения, которая позже стала его женой. Женни была подругой его старшей сестры Софи.

 

 

 

                                  Период до 1849 года

В 1841 году Карл Маркс окончил Берлинский университет экстерном, представив докторскую диссертацию под названием «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Диссертацию он защитил в Йенском университете из-за материальных трудностей её защиты в Берлинском университете.

По своим взглядам Маркс  был тогда гегельянцем-идеалистом. В Берлине он примыкал к кружку младогегельянцев (Бруно Бауэр и др.), которые были склонны делать атеистические и революционные выводы из философии Гегеля.

По окончании университета Маркс переселился в Бонн, рассчитывая  стать профессором.

Он собирался преподавать  вместе с Б.Бауэром философию  в Боннском университете, проектировал издание при участии Л.Фейербаха  журнала под названием «Архив атеизма», хотел писать работу о  христианском искусстве. Но реакционная  политика правительства заставила  Маркса отказаться от учёной карьеры. В это время рейнские радикальные  буржуа, имевшие точки соприкосновения  с левыми гегельянцами, основали в Кёльне оппозиционную газету «Rheinische Zeitung» (начала выходить 1 января 1842 года).

В 1842—1843 гг. Карл Маркс работал журналистом и редактором этой газеты. В начале Маркс высказывался за отмену цензуры, затем перешёл к открытой критике правительства (многие его статьи были либо запрещены цензурой, либо подвергались жёсткой правке).

К началу января 1843 года в  своих статьях Маркс почти  открыто призывал к революционному свержению прусской монархии и замене её демократией. Это переполнило  чашу терпения правительства, и в  марте 1843 года газету закрыли. Маркс ещё раньше был вынужден оставить должность редактора, но и его уход не спас газету. Работа в газете показала Марксу, что он недостаточно знаком с политической экономией, поэтому усердно принялся за её изучение, продолжая работать журналистом.

В июне 1843 года в Крёйцнахе Маркс женится на аристократке Женни фон Вестфален. В Крёйцнахе Маркс планировал создать вместе с Арнольдом Руге журнал, который бы объединил немецких и французских демократов. Журнал было решено издавать в Париже.

После попытки прусского  правительства подкупить Маркса, предложив перейти ему на прусскую государственную службу, молодая  семья переезжает в Париж в конце октября 1843 года, где Маркс подружился с Генрихом Гейне и Фридрихом Энгельсом. С последним его до конца жизни связывали узы дружбы и совместная работа. Именно Энгельс обратил внимание Маркса на положение рабочего класса.

В Париже Маркс вступил  в непосредственный контакт с  рабочими организациями, как французов, так и немецких эмигрантов, познакомился с П. Ж. Прудоном, русскими эмигрантами М. А. Бакуниным, В. П. Боткиным. Он завязал широкие знакомства с французскими радикальными кругами, с представителями революционных кругов различных стран, жившими в Париже.

В начале февраля 1845 г. Маркс был выслан из Парижа и переехал в Брюссель (куда приехал и Энгельс). В Брюсселе Маркс и Энгельс написали работу «Немецкая идеология», в которой выступили с критикой идей Гегеля и младогегельянцев. Весной 1847 года Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу, международной организации «Союз справедливых» (был преобразован в «Союз коммунистов»), организованной немецкими эмигрантами. По поручению общества они составили программу коммунистической организации — знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 года в Лондоне.

После начала февральской революции 1848 г. Маркс был выслан из Бельгии. Он вернулся в Париж, а после мартовской революции переехал в Германию, в Кёльн. Там ему удалось в короткие сроки организовать выпуск большой ежедневной революционной газеты «Neue Rheinische Zeitung». Первый номер газеты вышел 1 июня 1848 года. В редакционный комитет газеты вошли: Карл Маркс — главный редактор, Генрих Бюргерс, Эрнст Дронке, Фридрих Энгельс, Георг Веерт, Фердинанд Вольф, Вильгельм Вольф — редакторы. Состав редакции определял характер газеты как направляющего и организующего органа Союза коммунистов.

В «Neue Rheinische Zeitung» давался  глубокий анализ важнейших революционных  событий в Германии и Европе.

Газета прекратила своё существование  после поражения майских восстаний 1849 года в Саксонии, Рейнской Пруссии  и Юго-Западной Германии и начавшихся репрессий против её редакторов. 19 мая 1849 года вышел последний номер, отпечатанный красной краской.

 

 

 

                 

 

 

 

                                   Основные идеи

Работы Маркса сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы[1].

Для понимания основных идей Маркса следует прежде всего иметь  в виду, что по своему первоначальному  образованию и способу мышления Маркс был философом. Примерно до 1848 года (то есть до 30 лет) он развивался почти исключительно как философ и как журналист. Политической экономией он стал заниматься уже после 30 лет (примерно с 1850 года) и подходил к ней с методологических позиций философа.

Как философ Маркс сформировался  в значительной степени под влиянием работ Г. Гегеля. В основе идей Гегеля лежало противопоставление «субъективного духа» (отдельного человека), «объективного духа» (системы существующих условий и условностей, которые налагают на человека ограничения в его возможностях) и «абсолютного духа» (в терминах религии — «Бога», в терминах Платона — «идеи», а в терминах неоплатоников — «единого»).

Гегель считал, что в  движении своей мысли человек  может подняться с уровня своего субъективного мышления на уровень  абсолютного умозрения, преодолевая  систему объективных ограничений. Это движение Гегель именовал «феноменологией духа», а логику и закономерности этого движения — «диалектикой».

В то же время на взгляды  Карла Маркса оказали заметное влияние  идеи материализма, в частности идеи Людвига Фейербаха. Интерес Маркса к материализму проявился уже в его диссертации, посвящённой древнегреческому атомизму. Неудовлетворённый идеализмом Гегеля, Маркс примыкал к кружку младогегельянцев. Последние призывали «перевернуть Гегеля с головы на ноги» — вернуть его умозрительную диалектику на реальную почву. Они предлагали рассматривать вместо умозрительного «субъективного духа» конкретного человека с его потребностями и эмоциями, например страхом смерти (М. Штирнер «Единственный и его собственность»).

Маркс пошёл дальше по пути творческой переработки (или, выражаясь  немецким философским термином, «критики») Гегеля — он предложил поставить на место умозрительного «абсолютного духа» конкретные понятия и явления — общество, государство, науку и т. п.

Общество, а не Бог, является более высокой стадией развития отдельного человека. Чтобы познать  и улучшить мир, нужно познать  и улучшить свое общество. Совершая эту «философскую революцию», он нашёл  союзника в лице Ф. Энгельса. Маркс и Энгельс считали, что только историческое развитие человеческого сообщества — а не кабинетный анализ — сможет на самом деле улучшить мир: «…Точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обóбществившееся человечество», «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Тезисы о Фейербахе, 1845, 10-й и 11-й тезис).

Иными словами, по мнению Маркса и Энгельса, основная причина существования  эксплуатации — это наличие частной собственности и порождаемая ею классовая борьба.

Маркс и Энгельс не выделяли в качестве сколько-нибудь существенных общественных противоречий ни различие языков и культур, ни территориальную  разобщенность людей. Современное  им экономическое и социальное развитие показывало, что все эти противоречия быстро и успешно преодолеваются, в то время как выявленное ими, ключевое по их мнению, противоречие — в отношении к средствам производства и в распределении произведённого продукта — напротив, очень быстро усиливается.

Вся дальнейшая теоретическая  и практическая деятельность Маркса была посвящена изучению вопроса  противоречий в обществе, вызванных  отношением собственности.

Уже в самом начале своей  деятельности Маркс понимал, что  механическое устранение (законодательная  отмена) частной собственности само по себе не приведёт к созданию идеального общества, что такая попытка может  лишь привести к возникновению ещё  более «грубого» общества, чем  современное ему:

…Всякая частная собственность  как таковая ощущает — по крайней мере по отношению к более богатой частной собственности — зависть и жажду нивелирования, так что эти последние составляют даже сущность конкуренции. Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из представления об определённом минимуме. У него — определённая, ограниченная мера. Что такое упразднение частной собственности отнюдь не является подлинным освоением её, видно как раз из абстрактного отрицания всего мира культуры и цивилизации, из возврата к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос ещё до неё. Для такого рода коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом. Обе стороны взаимоотношения подняты на ступень представляемой всеобщности: труд — как предназначение каждого, а капитал — как признанная всеобщность и сила всего общества.

Информация о работе Классик экономической науки: Карл Маркс