Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 19:05, контрольная работа
Создание кластеров исключительно важно для перевода экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс.
Введение……………………………………………………………………….3
I Кластеры
Понятие кластера………………………………………………………4
Конкурентоспособность кластеров…………………………………...6
Классификация кластеров……………………………………………..7
II Кластеры как фактор регионального развития
2.1.Использования кластеров как фактора инновационного развития…9
Заключение…………………………………………………………................10
Список использованной литературы...............................................................12
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт
внешнеэкономических связей, экономики и права»
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт
внешнеэкономических связей экономики и права» в г. Перми
Экономический факультет
Заочное отделение
Кафедра экономики и менеджмента
Направление 080200 «Менеджмент»
Контрольная работа
По дисциплине Региональная экономика
Тема: Кластеры в региональном развитии
Студента 1 курса
Преподаватель
Научная степень, звание
Пермь 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
I Кластеры
II Кластеры как фактор регионального развития
2.1.Использования кластеров как фактора инновационного развития…9
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы....................
Введение
Достижение взаимного соответствия различных сфер предпринимательства во многом зависит от центральных и местных органов власти, обеспечивающих условия функционирования кластера через осуществление налоговой, бюджетной и внешнеэкономической политики. Их роль возрастает в вопросах разработки и реализации планов необходимого технологического обеспечения национальных потребностей, согласованными изменениями политики стандартизации, установления взаимодействия крупного и малого бизнеса, регулирования естественных монополий и т.д. Важнейшим фактором конкурентоспособности кластеров является высокий уровень развития системы связанных институтов и отраслей, а для формирования национальной инновационной системы и притока квалифицированных кадров - государственная политика.
Создание кластеров исключительно важно для перевода экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс. Такое взаимодействие имеет свои особенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций независимо от их величины. Среднему и малому бизнесу проще приспособиться к изменению конъюнктуры, они меньше зависят от состояния и уровня мировой экономики, а крупные национальные и транснациональные компании создают огромные финансовые ресурсы, позволяющие обеспечить долговременный стратегический маневр.
Созидательная деятельность кластеров состоит еще и в том, что большинство его участников не конкурируют непосредственно между собой, а обслуживают разные сегменты отрасли.
I Кластеры
Кластер (в экономике) (англ. cluster) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Кластер, обладает свойствами взаимной конкуренции его участников, кооперации его участников, формирования уникальных компетенций региона, формированием концентрации предприятий и организаций на определённой территории.
Кластеры являются одной из форм взаимодействия
организаций и социальных
групп в рамках совместной цепочки
ценности. Кластеры надо отличать от холдингов,
профессиональных ассоциаций, технопарков,
индустриальных парков и округов, региональных
инновационных систем, территориально-
Кластерной инициативой называется управляемый процесс создания и развития кластера. Кластерной политикой называется процесс стимуляции роста кластеров и кластерных инициатив государственными и общественными организациями.
Существует около полутора десятков определений экономического кластера (как большинство определений в предметах по бизнесу, данное понятие претерпевало целый ряд трактований у различных авторов). Впервые это понятие появилось в книге Портера "Международная конкуренция". Он вводил данное понятие для фирм и компаний, находящихся на локальной территории и объединенных едиными задачами при выходе на рынок. По мнению Портера М. «кластер, или промышленная группа - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга».
Кластер не является юридическим лицом. Структура экономического кластера не объединена единым для всех соглашением. Понятие экономического кластера предполагает, что договорные отношения между отдельными предприятиями достаточно устойчивые, то есть носят долговременный характер. Предприятия экономического кластера обслуживают определенный сектор рынка, то есть, нацелены на покупателей определенной продукции конкретной территории.
Однозначно, что кластеры лучше, чем отрасли,
охватывают важные связи, обеспечивая
взаимодополняемость между
Кластер представляет собой сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу.
Согласно приведенному определению в кластер должны входить предприятия по производству и переработке сырья, коммерческие организации по сбыту и реализации продукции (в частности, бизнес-структуры), сервисные компании (инфраструктура: финансовая, логистическая, информационная), научно-исследовательские и учебно-образовательные учреждения, управляющие и регулирующие организации.
1.2. Конкурентоспособность кластеров
Определение и оценка конкурентоспособности кластера
Конкурентоспособность представляет собой способность определенного субъекта или объекта превзойти конкурентов в определенной области в заданных условиях. Указанное определение подчеркивает необходимость разграничения категорий объектной и субъектной конкурентоспособности.
В случае с конкурентоспособностью хозяйственной системы – компании, региона или страны – мы имеем дело с субъектной конкурентоспособностью, поскольку хозяйственная система как субъект экономических отношений способна предпринимать действия, направленные на обеспечение своего конкурентного потенциала.
В качестве объектов конкуренции могут выступать финансовые, территориальные, материальные, интеллектуальные, человеческие и прочие ресурсы.
Конкурентоспособности хозяйственных систем макро-, мезо- и микроуровня, то есть, соответственно, стран, регионов и компаний, тесно взаимосвязаны между собой. При этом кластеры также могут рассматриваться как субъекты конкурентоспособности мезоуровня, более мелкие, чем регионы, однако при этом не обязательно входящие в состав только одного региона (подобно тому, как одна компания может являться участником нескольких кластеров).
Взаимосвязь между конкурентоспособностью хозяйственных систем различных уровней существует в обоих направлениям:
Наличие множества обратных связей позволяет характеризовать национальную конкурентную среду как сложную систему, в рамках которой возможно проявление синергетических эффектов, как положительных, так и отрицательных.
1.3.Классификация кластеров
Вопрос об определении типов кластеров возникает в связи с тем, что набор конкурентных преимуществ, которым может обладать тот или иной регион зависит во многом именно от разновидности кластеров, действующих на конкретной территории. В основе классификации лежат следующие признаки, определяющие формирование конкретного кластера:
1. Полнота использования
2. Надежность каналов перераспределения ресурсов (устойчивость логистических потоков между предприятиями кластера).
3. Наличие каналов
Такая классификация позволяет
Кластеры классифицируют по двум основным критериям: по степени сформированности и по отраслевому признаку.
II.Кластеры как фактор регионального развития
2.1. Использования кластеров как
фактора инновационного
Вопросы, связанные с принципами работы кластеров, являются одной из главных стратегических задач государственной политики развития нашей страны до 2015 г. является повышение конкурентоспособности предприятий и регионов, а также укрепление их ресурсного потенциала. Однако проблематике использования кластеров как фактора инновационного развития предприятий и территориальных образований не уделяется должное внимание, поэтому данное направление требует дальнейшей разработки.
В настоящее время в социально-экономическом развитии любой страны растет значение отдельных территориальных образований (регионов, областей), в границах которых функционируют предприятия. Этим обусловлены переориентация экономических исследований на региональный уровень и поиск путей формирования конкурентоспособных регионов.
Можно утверждать, что не существует универсальной концепции развития предприятий и отдельных территориальных образований. Поскольку каждое из них выделяется своими характерными особенностями, то особое значение приобретает локальная политика, и прежде всего локальная стратегия инновационного прогресса, которая часто формируется именно благодаря кластерному подходу. Как подчеркивают исследователи, понимание кластерной идеологии в мировом сообществе быстро растет, а кластеры становятся ключевым компонентом многих социально-экономических стратегий.
Заключение
Кластер - это индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой, и выступающих альтернативой секторальному подходу.
Кластер обладает особыми характеристиками, такими как крепкие связи между участниками кластера, географическая концентрация, развитая информационная сеть, чёткая специализация внутри кластера, инновационная предрасположенность и др.
Можно утверждать, что типичный кластер включает в себя компании как малого так и среднего размера, каждая из которых не получает значительных выигрышей от конкуренции с другой входящей в кластер компанией, но компактное расположение является выгодным, так как появляется возможность использования специализированных ресурсов. Упоминая о территориальном расположении кластеров, следует упомянуть, что сами границы кластеров достаточно размыты и чётко не определены.