Количественная теория денег Милтона Фридмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопроса количественной теории денег.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть биографию М.Фридмена. Определить суть монетаризма.
2.Определить суть основных положений количественной теории денег;
3.Рассмотреть применение положений количественной теории денег на практике;
4.Сделать выводы, на основании которых определить практическую ценность количественной теории денег.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Монетаризм:
1.1Биография М.Фридмена и его экономическая деятельность……………4
1.2 Монетаризм………………………………………………………………...9
1.3Сущность монетаристской теории……………………………………….12
1.4Экономические взгляды М. Фридмена. Уравнение Фридмена………..22
Глава 2. Милтон Фридмен: Теория денег:
2.1 Основные положения теории денег М.Фридмена……………………..28
2.2 Спрос на деньги и предложение………………………………………...31
2.3 «Денежное правило» Фридмена………………………………………...34
Глава 3. Практическое применение количественной теории денег:
3.1.Количесво денег, необходимое людям...................................................38
3.2 Деньги, инфляция, занятость…………………………………………….40
3.3 Монетарный подход к решению макроэкономических проблем……………………..............................................................................43
Заключение ………………………………………………………………….....47
Библиография…………………………………………………………………..49

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 99.56 Кб (Скачать файл)

  Монетаристы различают две разновидности инфляции: ожидаемая (нормальная) и непредвиденная (не соответствующая прогнозам и представлениям участников экономического процесса). При ожидаемой инфляции достигается равновесие на рынках товаров и услуг: темп роста цен соответствует ожиданиям и расчетам людей. Государство в той или иной форме информирует о предполагаемом росте цен, скажем, на 3% в год, и к этому приспосабливаются производители, продавцы, покупатели.

  Иное дело, если темп инфляции выходит за границы ожидаемого. Резкий рост цен сопровождается различными нарушениями, отклонениями от привычного ритма хозяйственной деятельности.

  Цены на товары, по  словам Фридмана, похожи на термометр  в том смысле, что последний  регистрирует жару, но не создает  ее. Но подобная аналогия вводит  в заблуждение. «Разбитый термометр  не оказывает никакого влияния  на измеряемое им явление; он  просто увеличивает нашу неосведомленность... Цены не только измерительный  инструмент, они также играют  жизненно важную роль в самом  экономическом процессе». В данном  случае, пожалуй, более уместна  аналогия с паровым котлом, приводящим  в движение воздуходувку. «Контролируя  температуру в одной комнате  путем отключения находящегося  в ней радиатора, вы просто  увеличите температуру в других  комнатах. Отключив все радиаторы,  вы поднимете давление в бойлере  и увеличите опасность его  взрыва. Отключая или включая  отдельные радиаторы, вы находите  способ регулировать температуру  в различных комнатах». Используя  аналогию с паровым котлом, Фридман  стремится подкрепить свое отрицательное  отношение к регулированию цен,  к сдерживанию их роста. Он  утверждает, что контроль над  ценами и заработной платой  не способен устранить инфляцию.

 Непредвиденная инфляция  ведет к увеличению безработицы.  Если в краткосрочном периоде  имеет место обратная связь  между инфляцией и безработицей, то в долгосрочном периоде  эта зависимость исчезает. Постоянно  возобновляемая политика денежного  стимулирования совокупного спроса  порождает не стабильную, а все  увеличивающуюся инфляцию; среднегодовой  рост цен составляет уже не 3, а 6%; затем 8, 10% и т.д. Вместе  с ростом цен происходит увеличение  числа безработных.

  Отсюда делается вывод:  необходимо перекрыть каналы, порождающие  непредвиденную инфляцию. Нужно  устранить дефицит государственного  бюджета («дефициты бюджета часто  служат источником денежной экспансии», «дефициты являются источником  инфляции», если «они финансируются  путем денежной эмиссии»), ограничить  давление профсоюзов, сократить  государственные расходы, в том  числе средства, выделяемые на  поддержание полной занятости  («политика полной занятости может  стать источником инфляции, если  она рождает чрезмерную денежную  эмиссию»).

  Оптимальный рост  цен должен быть стабильным  на протяжении длительного времени,  этому призвана способствовать  денежно-кредитная политика государства. Между темпом роста денежной массы и ростом цен не существует точного, жестко определенного соотношения. В начальный период инфляции денежная масса в обращении растет быстрее, чем цены. Рост цен рассматривается в этот период «жизненного цикла» инфляции как временное, случайное явление. Затем ситуация меняется: «так как покупательная способность наличных денег снижается, то они становятся дорогим способом хранения активов». От «лишних» денег стремятся освободиться. «Потому на данной стадии цены растут быстрее, чем количество денег, и иногда намного быстрее».

  Что касается инфляции  издержек, то Фридман считает,  что эта проблема не заслуживает  особого внимания: «теория инфляции  издержек имеет очень ограниченное  применение». Видимо, в данном  случае Фридман опирается, главным  образом, на опыт западных стран,  отмечая, впрочем, что «подлинные  источники денежной экспансии  были очень различны в разные времена и в разных районах». Применительно к инфляции издержек у монетаристов имеются два рецепта: поддержание конкуренции и плавающий курс валют.

3.3 Монетарный подход к решению макроэкономических проблем.

  Монетарная политика - политика, проводимая центральным банком или правительством в области денежно-кредитных и валютных отношений. С английского языка monetary означает монетарный, денежный, валютный. Поэтому часто происходит смешение понятий валютной политики и денежно-кредитной. Обычно, как у зарубежных экономистов, так и у отечественных ученых, использующих определение монетарный, под монетарной политикой понимается совокупность регулирования денежной и валютной сферы, т.е. совместная реализация денежно-кредитной и валютной политики.

  Предоставление денег  для ежедневного использования  является общеизвестной функцией  правительств уже на протяжении  более двух тысяч лет. С течением  времени большинство правительств  создало специальные институты  - центральные банки  и передали  им эту функцию. Шведский Риксбанк был основан в 1668 г., Банк Англии - в 1694 г., Банк Франции - в 1800 г., Банк Нидерландов - в 1814 г., Федеральная резервная система США - в 1914 г. В 1900 г. существовало лишь 18 стран с центральными банками. В 1999 г. эта цифра достигла 172. В начале XX в. вне континентальной Европы лишь у Японии и Индонезии были центральные банки.

  Выделяют следующие  основные цели монетарной политики: стабильность цен (снижение уровня  инфляции), полная занятость, рост  ВВП.

  Недавний опыт показал,  что теория монетарной политики  демонстрирует отсутствие возможности  одновременного достижения всех  трех поставленных целей. Ярким  доказательством тому является  допущение существования "естественного  уровня безработицы" и согласно  кривой Филлипса - отсутствие долгосрочной корреляции между уровнем инфляции и безработицей. Другими словами, монетарная политика, нацеленная на достижение низкого показателя безработицы, приведет к росту инфляции и возврату безработицы обратно на свой "естественный" уровень.

  Центральный банк  обычно не возлагает на себя  обязательства гасить инфляцию, которая была порождена немонетарными  источниками. Это соответствует  точке зрения, согласно которой  монетарная политика (центральный  банк) должна быть направлена  на обеспечение ценовой стабильности, в то время как фискальная (бюджетно-налоговая)  политика (правительство) должна  смягчить структурную слабость  экономики.

 Среди основных особенностей  реализации монетарной политики  необходимо выделить следующие:

  Спрос на обязательства  центрального банка, который существует  частично по причине убеждения,  частично - по букве закона, и участники  государственного нефинансового  сектора экономики нуждаются  в держании определенного количества  требований к центральному банку,  которые обычно носят название "денежной массы" государства.

  Монополия центрального  банка. Центральный банк обладает  абсолютным монопольным правом  эмиссии денежной массы в стране  и удовлетворения спроса на  деньги. Наиболее часто встречаемой  процедурой для реализации этого  права являются операции на  открытом рынке, т.е. покупка  и продажа ценных бумаг (обычно  долговые облигации). Норма обязательных  резервов, которую коммерческие  банки должны держать в центральном  банке в зависимости от депозитов  - часть монополии монетарной  власти государства. Понижая норму,  снижают спрос на резервы, повышая  - повышают. Кредитование Центробанком  любого коммерческого банка также  является способом влияния на  денежную массу.

  Воздействие на нефинансовый  сектор экономики. Для достижения  основных целей монетарной политики  можно путем изменения краткосрочной процентной ставки повлиять на ВВП и занятость, или на цены и зарплату, или на то и другое.

  Экономическая теория  наравне с эмпирическими исследованиями  предлагает ряд путей для реализации  механизма трансмиссии.

  В ряде приоритетных  задач реализации монетарной  политики выделяют: поддержание  определенного обменного курса,  контроля за размерами денежных агрегатов, достижение оптимального уровня инфляции, которые выполняются путем выбора одного из режимов монетарной политики.

  Таргетирование обменного курса - это режим валютной политики с длинной историей. Оно может принимать форму фиксации стоимости местной валюты к товару (якорю - такому, как золото, при функционировании золотого стандарта). До недавнего времени фиксированные обменные курсы использовались для фиксации к валюте страны с меньшим уровнем инфляции. Другой альтернативой (вместо жесткой фиксации к стоимости валюты страны с более низкой инфляцией, когда показатель инфляции будет колебаться вокруг уровня инфляции той страны, к валюте которой зафиксировали курс) некоторые страны используют ползущую привязку, при которой валюте позволено девальвироваться в установленных пределах. Таким образом, инфляция внутри страны будет несколько выше, чем в стране, к валюте которой зафиксирован курс.

  У таргетирования обменного курса есть ряд преимуществ. Во-первых, номинальный якорь фиксирует показатель инфляции на товары, которые участвуют в международной торговле, и таким образом напрямую поддерживает инфляцию под контролем. Во-вторых, если таргетирование надежно, то происходит фиксация и к инфляционным ожиданиям в стране, к валюте которой происходит привязка. В-третьих, таргетирование обменного курса обеспечивается автоматическим механизмом избегания монетарных проблем. Оно заставляет ужесточить монетарную политику, когда появляется тенденция к обесценению местной валюты, или ослабить ее при переоценке валютного курса. В-четвертых, есть преимущество простоты и ясности для населения. "Звуковая валюта" - легко понимаемая мера монетарной политики (была важна во Франции для оправдания перед общественностью жесткой монетарной политики "франк форт" ("franc fort")).

  С учетом представленных  преимуществ неудивительно, что  таргетирование обменного курса широко использовалось в высоко развитых индустриальных странах для контроля инфляции. Франция и Великобритания успешно использовали данную политику при привязке своих валют к немецкой марке. В 1987 г., когда Франция впервые зафиксировала свой валютный курс к марке, инфляция составляла 3 %, т.е. на 2 % выше, чем в Германии. К 1992 г. уровень инфляции упал до 2 %, и был даже ниже, чем в Германии. К 1996 г. инфляция в Германии и Франции была конвертирована до 2 %. Аналогично после привязки к немецкой марке в 1990 г. Великобритании удалось понизить инфляцию с 10 % до 3 % к 1992 г., когда она была вынуждена покинуть европейский механизм обменных курсов (ЕМОК) .

  Но наряду с явными  преимуществами существуют значительные  недостатки этой политики. Во-первых, таргетирование обменного курса способствует потере монетарной независимости. При открытом рынке капитала таргетирование обменного курса приводит к привязке местных процентных ставок к ставкам страны-донора. К тому же валютные потрясения в стране-доноре мгновенно перенесутся в государство, которое проводит рассматриваемую политику. Подтверждающим примером может быть объединение Германии в 1990 г. Инфляционное давление, возникшее после воссоединения, и фискальная экспансия привели к росту долгосрочных ставок в феврале 1991 г, и краткосрочных в декабре 1991 г. Все это отразилось на странах - участницах ЕМОК. Во-вторых, серьезной проблемой является подверженность государств с политикой валютного таргетирования к дестабилизирующему эффекту спекуляции. Последствия воссоединения Германии выразились в кризисе сентября 1992 г. Обменные курсы французского франка, испанской песеты, шведской кроны, итальянской лиры и британского фунта могли двигаться лишь в сторону обесценения против марки. Продавая свои валюты, страны предоставили спекулянтам превосходную возможность обогатиться с минимальным риском. Только Франции в тот период удалось удержать курс. Англия, Испания, Италия и Швеция приняли решение о девальвации. К тому же Великобритания покинула ЕМОК и стала использовать политику таргетирования уровня инфляции. Для развивающихся стран потеря монетарной независимости не играет столь значительной роли, как для индустриальных, по причине исторически сложившейся зависимости от развитых стран и больших потерь от самостоятельности, чем выгод. Следовательно, им проще связать свою политику с монетарной политикой развитых стран. В-третьих, недостатком для развивающихся стран в реализации политики таргетирования валютного курса можно выделить ослабление всей финансовой системы и повышенную вероятность возникновения структурного финансового кризиса. Из-за отсутствия доверия к собственной валюте местные предприниматели, банки и правительство инвестируют свои капиталы в долговые инструменты, номинированные в иностранной валюте. Такое поведение стало предпосылкой возникновения кризисов в Чили в 1982 г., в Мексике -- в 1994 г. и странах Юго-Восточной Азии -- в 1997 г. В-четвертых, для развивающихся стран наряду с преимуществом валютного таргетирования в снижении инфляции, к примеру, в Мексике со 100 % в 1988 г. до однозначного показателя в 1994 г., существует опасность возрождения инфляции при успешной спекуляции. После кризиса в 1994 г, в Мексике инфляция достигла среднегодового уровня в 50 % в 1995 г.

  Путем решения указанных проблем и достижения прозрачности монетарной политики может стать использование механизма валютного совета, по примеру Аргентины, Болгарии, Гонконга, Литвы и Эстонии. Наряду с общими положительными аспектами валютного таргетирования данные страны обладают дополнительными преимуществами: в странах с механизмом валютного совета валюта не может быть девальвирована. Это получило подтверждение во время кризиса в Мексике, когда утекающие капиталы из экономики латиноамериканских стран оказали влияние на курс их валют, но не на курс аргентинского песо. В Аргентине, проводившей политику валютного совета, изъятие депозитов и вложение денег в наличные доллары не имело смысла, а поскольку наличный доллар является активом с нулевой доходностью, по сравнению с банковскими депозитами, "бегство" капиталов из банков быстро сменилось их притоком. Таким образом, валютное правление повышает инвестиционную привлекательность экономики, что увеличивает вероятность роста чистых иностранных активов банковской системы. Однако применение механизма валютного совета может иметь и отрицательные стороны, поэтому его применение рекомендуется лишь при угрозе гиперинфляции и глубоко валютного кризиса.

Информация о работе Количественная теория денег Милтона Фридмена