Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 13:16, курсовая работа
С началом рыночных отношений в Молдавии возник вопрос о введении основных элементов рынка, благодаря которым функционирует рыночная экономика. Многообразие организационно-правовых форм, регламентируемых Гражданским Кодексом Республики Молдавии, позволяет понять общие принципы построения рынка и рыночных отношений, различия между коммерческими и некоммерческими организациями. Целью работы является изучение организационно-правовых форм предприятий и организаций, действующих на территории РМ.
Введение………………………………………………………………………………
Глава I. Общие положения о коммерческих и некоммерческих организациях...
1.1Некоммерческая организация………………………………………………….
1.2 Коммерческая организация……………………………………………………
Глава II. Организационно- правовых формы коммерческих и некоммерческих организации, действующих на территории Республики Молдовы.…………………
4. Заключение………………………………………………………………………………
5. Приложение………………………………………………………………………………
6. Список использованных источников…………………………………………………
Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.
ПК имеют ряд отличий от др. коммерческих организаций. В отличие от хозяйственных обществ и товариществ совместная производственная или иная хозяйственная деятельность кооператива должна быть основана на членстве и на личном трудовом участии его членов, тогда как личное трудовое участие не является необходимым для участников хозяйственных обществ и товариществ. Эта особенность обусловливает более тесные личные связи членов ПК. Работа в ПК на правах членства может быть и дополнительной, т.е. по совместительству с работой на государственном или ином предприятии или в организации.
ГК признает возможным участие в деятельности ПК юридических лиц. Трудовое участие юридического лица в деятельности ПК предполагает выполнение сотрудниками юридического лица определенных работ для кооператива. Если участниками ПК хотят стать только юридические лица, такая организация подпадает под правовой режим союза (объединения).
Учредительным документом производственного кооператива является его устав« утверждаемый общим собранием его членов. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.
Реорганизация и ликвидация ПК может быть осуществлена только по решению собрания его членов или по решению суда.
Унитарное предприятие (УП).
В отличие от хозяйственных обществ и товариществ, а также ПК, которые основаны на имуществе, принадлежащем им на праве собственности УП осуществляют свою коммерческую деятельность на базе чужой собственности (государственной или муниципальной). В таких случаях необходимо отграничить права собственника имущества от прав УП, за которым это имущество закреплено. Права унитарного государственного или муниципального предприятия являются или правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления. Первое предоставляет предприятию более широкие права в отношении имущества. Права собственника имущества, закрепленного за УП и различны в зависимости от того, основано предприятие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
ГК допускает создание УП только на базе государственной или муниципальной собственности. При создании УП ему выделяется имущество уставный фонд - из соответствующего государственного или местного бюджета. Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования указываются в уставе предприятия. Там же определяется предмет и цели деятельности предприятия, ограничивающие правоспособность УП по сравнению с правоспособностью др. коммерческих организаций. Ответственность УП по своим обязательствам также зависит от того, основано это предприятие на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. УП не отвечает по обязательствам собственника его имущества.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия , учредившего дочернее предприятие.
В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Российская Федерация несет субсидиарную ответствен ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ.
Потребительский кооператив.
Потребительским кооперативом признается добровольно объединение граждан и юридических лиц на основе членства (целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.
Поскольку потребительский кооператив является некоммерческой организацией, его деятельность финансируется не за счет полученной прибыли (хотя и этот источник не исключается, если получение прибыли - дополнительная цель деятельности кооператива), а главным образом из вступительных, текущих и дополнительных паевых взносов членов кооператива. Поэтому убытки покрываются за счет дополнительных взносов. Если покрыть убытки таким образом невозможно, кооператив может быть ликвидирован на основании судебного решения.
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
Предпринимательская деятельность указанных организаций может осуществляться только в пределах уставной правоспособности и в тех формах, которые предусмотрены законодательством. В частности, общественная организация может создавать свои предприятия, деятельность которых также не может выходить за пределы уставной правоспособности самой организации.
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями. Фонды являются юридическими лицами со специальной правоспособностью, которая фиксируется в уставе фонда. Эта правоспособность имеет некоммерческий характер и формируется с учетом целей фондов. Участие фондов в ведении предпринимательской деятельности ограничено как уставными целями, так и ее формами. Фонды могут создавать только хозяйственные общества, т.е. такие образования, которые предполагают ограниченную ответственность фонда по обязательствам создаваемых организаций. Фонды не могут участвовать в создании хозяйственных товариществ.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
1 ) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам песет собственник соответствующего имущества.
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Ассоциация ( союз ) некоммерческих организаций является не коммерческой организацией.
Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по се обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.
Таким образом, мы рассмотрели все организационно-правовые формы предприятий, регламентированных ГК РМ. Разобраться в многообразии этих форм поможет таблица 1 (см. таблицу 1), в которой подробно рассмотрены все хозяйственные товарищества и общества, действующие на территории Республики Молдова.
Заключение.
Согласно цели работы были рассмотрены вопросы, связанные с понятием, выяснением основных признаков этих организаций. Кроме этого, для полного раскрытия вопроса в курсовой работы были рассмотрены организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организации, действующих на территории РМ согласно Гражданскому Кодексу РМ.
В ходе работы были разобраны следующие организационно-правовые формы предприятий: полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, зависимые и дочерние общества и др. В соответствии с ГК РМ были рассмотрен механизм создания, организации и реорганизации или ликвидации вышеперечисленных предприятий, органы управления предприятий, их основные учредительные документы.
Приложение
Приложение А.
Список использованных источников :
Информация о работе Коммерческие и некоммерческие организации