Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:37, лекция
Пугинский Борис Иванович — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерческого права МГУ им. М.В. Ломоносова
В учебнике в систематизированном виде изложены основные проблемы российского коммерческого права: особенности правовой отрасли, отличительные черты предмета регулирования, развитие структуры и инфраструктуры товарного рынка как условия осуществления коммерческой деятельности. Значительное внимание уделено рассмотрению системы торговых договоров и применению договора как главного регулятора торгового оборота и экономики в целом.
Введение 6
Принятые сокращения 9
Программа учебной дисциплины «Коммерческое право» 10
1. Организационно-методологический раздел 11
2. Содержание дисциплины 12
Раздел I. Общие положения 12
Тема 1. Коммерческое право как учебная дисциплина 12
Тема 2. Коммерческое право — отрасль частного права 12
Тема 3. Торговое законодательство 13
Тема 4. Задачи и содержание науки коммерческого права 14
Раздел II. Общие положения коммерческого права 14
Тема 5. Участники коммерческой деятельности 14
Тема 6. Объекты торгового оборота и способы их индивидуализации 15
Тема 7. Регулирование обращения отдельных видов товаров 15
Тема 8. Правовое содействие развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка 16
Тема 9. Конкуренция в товарном обращении 16
Раздел III. Договоры в товарном обращении 17
Тема 10. Система договоров коммерческого права 17
Тема 11. Заключение торговых договоров 18
Тема 12. Изменение условий и расторжение договоров 19
Тема 13. Видовые различия договоров на реализацию товаров 19
Тема 14. Структура договорных связей 20
Тема 15. Применение договора для улучшения ассортимента и качества товаров 21
Тема 16. Место и сроки исполнения договора на реализацию товара 22
Тема 17. Регулирование доставки товаров 23
Тема 18. Определение цены товара и порядка расчетов 23
Тема 19. Посреднические договоры в торговле 24
Тема 20. Договоры, содействующие торговле 25
Тема 21. Организационные договоры в торговом обороте 26
Тема 22. Ответственность за нарушение торговых договоров 27
Раздел IV. Послеторговые отношения 27
Тема 23. Приемка товаров по количеству и качеству. Экспертиза качества 27
Тема 24. Возврат и повторное использование тары 28
Тема 25. Претензии и рекламации 28
Тема 26. Государственный контроль за соблюдением правил торговой деятельности 29
3. Рекомендуемые темы курсовых и дипломных работ 30
Глава 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА 33
1.1. Понятие коммерции и коммерческого права 33
1.2. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина 34
1.3. Предмет регулирования коммерческого права 37
1.4. Содержание курса коммерческого права 39
1.5. Соотношение со смежными юридическими и иными дисциплинами 40
Литература 42
Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. История развития торгового права 43
2.2. Современные тенденции развития торгового права 44
2.3. Проблема дуализма частного права 49
2.4. Становление торгового права России 50
2.5. Характеристика современного торгового законодательства России 52
2.6. Задачи кодификации российского торгового законодательства 54
Литература 58
Глава 3. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 59
3.1. Понятие участников торговой деятельности 59
3.2. Виды субъектов коммерческого права 60
3.3. Организаторы товарного рынка 63
3.4. Оптовые торговые и посреднические организации 66
3.5. Основания выбора видов организаций 69
Литература 73
Глава 4. ОБЪЕКТЫ ТОРГОВОГО ПРАВА 74
4.1. Понятие объектов торгового права 74
4.2. Виды объектов торгового права 75
4.3. Классификация товаров 80
4.4. Правовой режим товаров 81
4.5. Способы обособления товаров 84
Литература 86
Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА 87
5.1. Понятие товарного рынка и его структуры 87
5.2. Пути развития структуры рынка 88
5.3. Особенности развития субъектов — организаторов рынка 93
5.4. Формирование инфраструктуры рынка 97
Литература 99
Глава 6. КОНКУРЕНЦИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 100
6.1. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции 100
6.2. Способы создания конкурентной среды 101
6.3. Защита конкуренции 105
Литература 108
Глава 7. ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ 109
7.1. Сущность договора 109
7.2. Отличительные черты коммерческих договоров 111
7.3. Классификация коммерческих договоров 113
7.4. Составные обязательства 115
Литература 117
Глава 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ 118
8.1. Правовое регулирование заключения договоров 118
8.2. Способы заключения торговых договоров 122
8.3. Заключение договоров в сети Интернет 129
8.4. Изменение и расторжение договоров 132
Литература 137
Глава 9. ДОГОВОРЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ 138
9.1. Оптовая торговля и обеспечение интересов потребителей 138
9.2. Договор оптовой купли-продажи 141
9.3. Купля-продажа и поставка 144
9.4. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции 148
9.5. Поставка для государственных нужд 150
Литература 152
Глава 10. СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ 152
10.1. Сущность и виды договорных связей 152
10.2. Выбор структуры реализационных связей 154
10.3. Особенности отдельных видов связей 157
Литература 160
Глава 11. ВЫРАБОТКА УСЛОВИЙ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ 161
11.1. Порядок определения условий договоров 161
11.2. Предмет договора, ассортимент, сроки и порядок отгрузки 163
11.3. Определение качества товаров 172
11.4. Условия о цене и способе расчетов 180
Литература 189
Глава 12. ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ В ТОРГОВЛЕ 189
12.1. Торговое посредничество и представительство 189
12.2. Правовое регулирование посредничества и представительства 191
12.3. Договор коммерческой комиссии 193
12.4. Коммерческое поручение и агентирование 199
12.5. Другие виды посреднических договоров 205
Литература 207
Глава 13. ДОГОВОРЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ТОРГОВЛЕ 208
13.1. Виды договоров, содействующих торговле 208
13.2. Договоры на проведение маркетинговых исследований 208
13.3. Договоры на распространение рекламы и на передачу информации 212
13.4. Договоры хранения товаров. Договоры страхования 220
13.5. Договор коммерческой франшизы 225
13.6. Договор транспортной экспедиции 229
Литература 231
Глава 14. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ 232
14.1. Определение условий перевозки 232
14.2. Согласование объемов и организации перевозок 234
14.3. Договор перевозки грузов 237
Отдельный гражданин может стать участником коммерческой деятельности, лишь если он получит статус индивидуального предпринимателя. Для этого гражданин обязан: подать заявление по установленной форме в регистрирующий орган; уплатить сбор; получить свидетельство о государственной регистрации как индивидуального предпринимателя; встать на учет в налоговом органе; при необходимости — получить лицензию на торговлю соответствующими видами товаров.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК). За рубежом распространен порядок, согласно которому физическое лицо, желающее стать коммерсантом, должно зарегистрироваться в торговом реестре. Многими торговыми кодексами требование о специальной регистрации в торговом реестре предусмотрено и для организаций. В России действует общий для осуществления коммерческой и иной предпринимательской деятельности порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Предпринимательские и непредпринимательские организации вправе выступать субъектами коммерческого права с момента регистрации их в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Имеющийся опыт не свидетельствует о необходимости установления в России специальной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для занятия торговой деятельностью.
Коммерческие организации образуются в основном в виде хозяйственных товариществ и обществ. Статья 50 ГК устанавливает исчерпывающий перечень видов (организационно-правовых форм) коммерческих организаций. Виды (организационно-правовые формы) некоммерческих организаций определены в ГК, Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иных федеральных законах.
Возможности участия коммерческих и некоммерческих организаций в торговом обороте, т.е. их коммерческая правоспособность, является неодинаковой.
Коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели в полном объеме могут участвовать в торговом обороте.
Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими изделия. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков и могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи. Существенные ограничения устанавливаются для таких организаций и при лицензировании для занятия специальными видами деятельности, получении экспортных лицензий и квот, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах.
Юридические лица могут создавать филиалы и открывать представительства, что позволяет значительно расширять возможности участия в торговом обороте, ускоряет и облегчает продвижение товаров в различные точки страны. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом. Филиалы западных компаний образуются преимущественно в зонах активной коммерческой деятельности и являются основным элементом производственной структуры фирм.
Коммерческие и некоммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций, союзов и др. Объединения являются некоммерческими организациями и содержатся за счет отчислений (взносов) их участников. Объединения образуются в целях координации деятельности их участников, для выполнения совместных программ, представительства в органах законодательной и исполнительной власти, содействия защите интересов участников.
Опыт показывает высокую эффективность таких объединений. Они могут заниматься разработкой конкурентной стратегии и анализом рынка, вопросами проведения рекламных кампаний, помогают улаживать конфликты с налоговыми и надзорными органами. Активная работа таких объединений позволяет предпринимателям вырваться из-под контроля криминальных «крыш».
Содействуя участникам в решении хозяйственных задач, сами союзы и ассоциации не вправе заниматься торговой и иной предпринимательской деятельностью. Исключение составляют союзы потребительских обществ, которые наряду с предпринимательской деятельностью могут выполнять также контрольные и распорядительные функции в отношении нижестоящих союзов и потребительских обществ (ст. 31 Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»).
Наряду с отечественными организациями в торговом обороте участвуют коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные юридические лица и граждане. Для создания коммерческой организации с иностранными инвестициями необходимо приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале созданного на территории России хозяйственного товарищества или общества. Организации с иностранными инвестициями пользуются дополнительной правовой защитой, гарантиями и льготами, предусмотренными Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Наконец, в качестве самостоятельной группы выступают субъекты Российской Федерации, территориальные и муниципальные образования. Они участвуют в торговых отношениях через свои исполнительные органы. Причем они не просто приобретают определенные товары для нужд собственной деятельности. Возможности их влияния на развитие торгового оборота поистине огромны, однако эти возможности пока не осознаны и потому почти не задействованы.
Среди организаций, участвующих в торговой деятельности, необходимо выделить особую группу лиц, называемых организаторами (специальными субъектами) товарного рынка. Их основная характеристика и назначение в сфере торгового оборота состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Помимо формирования рынков такие субъекты содействуют развитию коммерции, торгово-хозяйственных связей и др.
Организациями, призванными формировать товарный рынок, являются товарные биржи. Согласно Закону РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» биржа организует и регулирует биржевую торговлю, осуществляемую в форме гласных и публичных торгов, производимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным правилам. В соответствии со ст. 3 названного Закона биржа вправе осуществлять только деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли.
Товарная биржа создается юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее десяти. Члены (учредители) биржи участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать десяти процентов.
Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участницей сделок, совершаемых в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам.
Из-за серьезных просчетов в правовом регулировании и организации деятельности товарные биржи в России не выполняют функции, свойственные биржам в мировой практике, и потому вообще не могут считаться биржами. В связи с этим нет смысла рассматривать вопросы построения бирж и совершения биржевых сделок, поскольку они не имеют отношения к российской действительности.
Оптовые ярмарки представляют важный инструмент организации оптовых продаж и закупок товаров. Ярмарка также не вправе ничем торговать от своего имени. Ее задача — создать условия для совершения торговых сделок посетителями (гостями) ярмарки, организовать проведение торгов.
Достоинством ярмарок является возможность заключения на них в сжатые сроки большого числа договоров, выбора товаров по выставленным образцам, одновременного решения вопросов сбыта и снабжения. Ярмарки обеспечивают установление как прямых связей между изготовителями и потребителями товаров, так и отношений с участием посредников. Они служат пунктами, узлами, где концентрируется установление множества договорно-хозяйственных связей, причем в краткие сроки, обычно не более 20-30 дней. Сроки заключения договоров на оптовых ярмарках в 4—5 раз быстрее, чем в обычных условиях.
Значительные организационные достоинства ярмарок обусловили широкое их распространение. В дооктябрьской России ежегодно проводилось до 18 тыс. ярмарок. Наши крупнейшие ярмарки — Нижегородская (Макарьевская), Ильинская, Ирбитская и др. по объемам продаж превосходили годовые обороты западных бирж, влияли на определение цен на соответствующие товары во всей Европе. В советский период ярмарки стали возрождаться в 1970-е гг. Однако ярмарочная торговля была подчинена системе планового распределения товаров, и ее организационные функции не могли проявиться.
В настоящее время в стране ежегодно проводится 1500-1600 ярмарок на различном уровне — от районных до всероссийских. Ярмарочно-выставочную деятельность организуют около сотни фирм, объединенных в Союз выставок и ярмарок СНГ. Вместе с тем полностью отсутствует законодательная база деятельности оптовых ярмарок, что сдерживает их развитие.
Мировой опыт свидетельствует о жизненности оптовых ярмарок. Встречающиеся в литературе утверждения об отмирании оптовых ярмарок совершенно не соответствуют действительности. Так, в ФРГ ежегодно проводится более 100 международных и общегосударственных ярмарок, не считая ярмарок в отдельных землях. В России также требуется регулярное проведение ярмарок, которые позволяют эффективно сводить отечественных производителей и потребителей.
Оптовые продовольственные рынки выполняют все более значимую роль в организации торговой деятельности. Их задача состоит в создании условий для продажи сельскохозяйственных товаров фермерами и иными производителями для оптовых покупателей: магазинов, организаций общественного питания и др.
В отличие от ярмарок оптовые рынки работают постоянно, круглогодично. Создаются они обычно за чертой или на границе городов, чтобы облегчить завоз сельхозпродуктов из прилегающих районов и областей. Порядок и время проведения торгов определяются правилами, разрабатываемыми администрацией рынка. Администрация обязана создать условия для торговли и обеспечить контроль за качеством продуктов, соответствием их санитарным требованиям.
Правовое регулирование деятельности оптовых рынков отсутствует. Имеются лишь ведомственные акты: примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке, утвержденные приказом Минсельхозпрода России и Роскомторга от 01.12.1994 № 292/95, и Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения, утвержденные Минсельхозпродом России 10.02.1997. Отсутствие законодательной базы деятельности сдерживает процесс развития оптовых рынков и одновременно — самой торговли продуктами, производимыми сельскохозяйственными организациями.
Коммерческие торги выступают организаторами оптового оборота. Самые общие правила осуществления торгов предусмотрены ст. 447-449 ПС.
В качестве организаторов торгов могут выступать специализированные организации, действующие на основании договора с собственником товаров, либо непосредственно собственники продаваемых товаров. Торги осуществляются в форме конкурса или аукциона. Торги все шире применяются не только в общеторговой практике, но и для реализации имущества в процессе приватизации, при процедуре банкротства и в других сферах.
Торгово-промышленные выставки служат для организации продаж изготавливаемых или впервые освоенных в производстве товаров по выставляемым образцам. На выставках устанавливаются торгово-хозяйственные связи между изготовителями и различными покупателями, осуществляется рекламный показ изделий новых видов или с улучшенными свойствами. Нормативная база организации торгово-промышленных выставок отсутствует.
Отдельного рассмотрения требуют такие организаторы торговой деятельности, как торгово-промышленные палаты (ТПП). Особенности их правового положения определяются Законом РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».
Согласно названному Закону ТПП являются некоммерческими общественными организациями, образуемыми на началах членства коммерческими и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. ТПП могут образовываться на территории одного или нескольких субъектов Федерации, но на одной территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.
Целями деятельности ТПП являются содействие развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, всемерному развитию предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей с предпринимателями других стран. Торгово-промышленная палата РФ и ТПП в регионах страны выполняют значительную разнообразную работу, содействуя формированию национального товарного рынка.
От организационно-правовой формы субъектов торговой деятельности, регламентируемой гражданским законодательством, следует отличать их функциональный вид, определяемый местом в торговом обороте и основным содержанием деятельности. Эти различия почти не разработаны юридической наукой, хотя уже стали общепринятыми в практике. Итак, следует различать юридический вид (или, иначе говоря, организационно-правовую форму) и функциональный вид организации как субъекта торгового права.
Выше были указаны виды специальных участников рынка, являющихся организаторами торговой деятельности. Наряду с ними достаточно четко функциональные различия закрепились в оптовой торговле и посреднической деятельности. Это объяснимо, поскольку на посредников приходится 75% товарооборота — как внутреннего, так и внешнего.