Коммунальная форма собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:47, реферат

Описание работы

КОММУНАЛЬНАЯ (муниципальная) — форма экономических отношений между людьми, возникающих в государстве по поводу имущества, принадлежащего ассоциациям граждан, живущих в краях, областях, районах и других первичных административно-территориальных образованиях, и совместно ими используемого. Производство, основанное на коммунальной собственности, ведется ради удовлетворения общественных потребностей через куплю-продажу произведенных товаров и услуг на рынке, в отличие от таких форм ведения хозяйства, как домашнее и личное подсобное хозяйства, где также используется труд самого собственника.

Файлы: 1 файл

КОММУНАЛЬНАЯ.docx

— 15.15 Кб (Скачать файл)

КОММУНАЛЬНАЯ (муниципальная) — форма экономических отношений между людьми, возникающих в государстве по поводу имущества, принадлежащего ассоциациям граждан, живущих в краях, областях, районах и других первичных административно-территориальных образованиях, и совместно ими используемого. Производство, основанное на коммунальной собственности, ведется ради удовлетворения общественных потребностей через куплю-продажу произведенных товаров и услуг на рынке, в отличие от таких форм ведения хозяйства, как домашнее и личное подсобное хозяйства, где также используется труд самого собственника. В созданных на основе коммунальной собственности предприятиях торговли, бытового и медицинского обслуживания, общественного питания и др. отдельные лица или семья в целом (субъекты коммунальной собственности) владеют, пользуются, распоряжаются и осуществляют другие собственнические правомочия по отношению ко всему имуществу предприятия.

 

Значительной степени  подобными ( по своему правовому положению ) в государственных являются коммунальные предприятия , поскольку первые и вторые работают на базе публичных ( государственной и коммунальной ) форм собственности (коммунальная собственность согласно первой редакции Закона " О собственности " принадлежала к подвиду государственной формы собственности ; выделения коммунальной собственности в отдельную форму права собственности связано с принятием Конституции Украины , в ст . 41 которой содержатся положения о формах права собственности - частной , государственной и коммунальной ) .

Закон " О предприятиях в Украине " не содержал специальных  положений относительно коммунальных предприятий , однако в Хозяйственном кодексе Украины этим предприятиям посвящена ст . 78. Впрочем , эта статья определяет основы правового положения только унитарных коммунальных предприятий , не уделяя внимания предприятиям коллективного типа.

Коммунальное унитарное  предприятие - это такое унитарное  предприятие , действующее на базе отделенной части коммунальной собственности , без разделения ее на части , создается по решению органа местного самоуправления в распорядительном порядке и входит в сферу управления органа , уполномоченного управлять соответствующим коммунальным имуществом.

Характерными чертами  коммунальных предприятий являются:

- Хозяйственная организация  унитарного типа ;

- Создается по решению  органа местного самоуправления  ( уполномоченным им органом ) в распорядительном порядке на базе отделенной части коммунальной собственности ;

- Функции собственника  имущества по КП выполняет  уполномоченный орган , то есть орган , к сфере управления которого входит коммунальное унитарное предприятие ( исполком соответствующего совета народных депутатов , управления / департамент исполкома ) ;

- Функционирует на базе  имущества, находящегося в коммунальной  собственности и закрепляется  за таким предприятием на праве  хозяйственного ведения (коммунальное  коммерческое предприятие) или  на праве оперативного управления (коммунальное некоммерческое предприятие) ;

- Уставный фонд коммунального  унитарного предприятия должно  быть сформировано в его регистрации  в качестве субъекта хозяйствования  уполномоченным органом ;

- Минимальный размер уставного  фонда коммунального унитарного  предприятия устанавливается соответствующим  местным советом ;

- Наименование коммунального  унитарного предприятия должно  содержать слова " коммунальное  предприятие" и указание на  орган местного самоуправления , к сфере управления которого входит данное предприятие ;

- Отсутствие у предприятия  субсидиарной ответственности по  обязательствам органа местного  самоуправления и уполномоченного  органа;

- Управление предприятием  возглавляет руководитель предприятия , которое назначается органом , к сфере управления которого входит предприятие , и есть подотчетным этому органу ;

- Убытки , причиненные коммунальному унитарному предприятию вследствие выполнения решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, подлежат возмещению указанными органами добровольно или по решению суда;

- Разделение муниципальных  унитарных предприятий (как и  государственных унитарных предприятий)  на коммерческие и некоммерческие , что обусловливает возможность применения к этим видам предприятий положений Хозяйственного кодекса относительно государственных коммерческих предприятий и казенных предприятий .

Коммунальные предприятия  могут быть корпоративного типа с  использованием формы акционерного общества (обычно связано с корпоратизацией коммунальных предприятий) или общества с ограниченной ответственностью ( возможность создания одним лицом такого общества предусматривается новым Гражданским кодексом Украины (ч. 2 ст . 114; ч. 1 ст. 140 ) и ч. 1 ст . 79 Хозяйственного кодекса Украины ) .

Переход права собственности  из коммунальной в государственную также как и обратный процесс урегулирован Законом Украины “О передаче государственной и коммунальной собственности”.

 
Переход права собственности из коммунальной в частную осуществляется либо путем продажи, либо путем приватизации конкретного объекта. При этом простая продажа менее выгодна местным громадам по следующей причине – в случае простой продажи местный совет, как полномочный представитель местной громады, будет обязан уплатить 20 % НДС от стоимости проданного имущества. В то же время средства, полученные от приватизации не облагаются НДС. Именно этот факт приводит к тому, что местные советы более заинтересованы в проведении процесса приватизации нежели в простой продаже имущества находящегося в их собственности.

 
Приватизация объектов коммунальной собственности осуществляется в  рамках нормативно-правовой базы, регулирующей приватизацию государственного имущества, с учетом особенностей, изложенных в Законе Украины “О местном самоуправлении”. Основная особенность – решение  о приватизации конкретного объекта, о порядке и способе приватизации принимается непосредственно соответствующим  советом.


Информация о работе Коммунальная форма собственности