Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:47, реферат
КОММУНАЛЬНАЯ (муниципальная) — форма экономических отношений между людьми, возникающих в государстве по поводу имущества, принадлежащего ассоциациям граждан, живущих в краях, областях, районах и других первичных административно-территориальных образованиях, и совместно ими используемого. Производство, основанное на коммунальной собственности, ведется ради удовлетворения общественных потребностей через куплю-продажу произведенных товаров и услуг на рынке, в отличие от таких форм ведения хозяйства, как домашнее и личное подсобное хозяйства, где также используется труд самого собственника.
КОММУНАЛЬНАЯ (муниципальная) — форма экономических
отношений между людьми, возникающих в
государстве по поводу имущества, принадлежащего
ассоциациям граждан, живущих в краях,
областях, районах и других первичных
административно-
Значительной степени подобными ( по своему правовому положению ) в государственных являются коммунальные предприятия , поскольку первые и вторые работают на базе публичных ( государственной и коммунальной ) форм собственности (коммунальная собственность согласно первой редакции Закона " О собственности " принадлежала к подвиду государственной формы собственности ; выделения коммунальной собственности в отдельную форму права собственности связано с принятием Конституции Украины , в ст . 41 которой содержатся положения о формах права собственности - частной , государственной и коммунальной ) .
Закон " О предприятиях в Украине " не содержал специальных положений относительно коммунальных предприятий , однако в Хозяйственном кодексе Украины этим предприятиям посвящена ст . 78. Впрочем , эта статья определяет основы правового положения только унитарных коммунальных предприятий , не уделяя внимания предприятиям коллективного типа.
Коммунальное унитарное предприятие - это такое унитарное предприятие , действующее на базе отделенной части коммунальной собственности , без разделения ее на части , создается по решению органа местного самоуправления в распорядительном порядке и входит в сферу управления органа , уполномоченного управлять соответствующим коммунальным имуществом.
Характерными чертами коммунальных предприятий являются:
- Хозяйственная организация унитарного типа ;
- Создается по решению
органа местного
- Функции собственника имущества по КП выполняет уполномоченный орган , то есть орган , к сфере управления которого входит коммунальное унитарное предприятие ( исполком соответствующего совета народных депутатов , управления / департамент исполкома ) ;
- Функционирует на базе
имущества, находящегося в
- Уставный фонд коммунального
унитарного предприятия должно
быть сформировано в его
- Минимальный размер уставного
фонда коммунального
- Наименование коммунального унитарного предприятия должно содержать слова " коммунальное предприятие" и указание на орган местного самоуправления , к сфере управления которого входит данное предприятие ;
- Отсутствие у предприятия
субсидиарной ответственности
- Управление предприятием
возглавляет руководитель
- Убытки , причиненные коммунальному унитарному предприятию вследствие выполнения решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, подлежат возмещению указанными органами добровольно или по решению суда;
- Разделение муниципальных
унитарных предприятий (как и
государственных унитарных
Коммунальные предприятия могут быть корпоративного типа с использованием формы акционерного общества (обычно связано с корпоратизацией коммунальных предприятий) или общества с ограниченной ответственностью ( возможность создания одним лицом такого общества предусматривается новым Гражданским кодексом Украины (ч. 2 ст . 114; ч. 1 ст. 140 ) и ч. 1 ст . 79 Хозяйственного кодекса Украины ) .
Переход права собственности из коммунальной в государственную также как и обратный процесс урегулирован Законом Украины “О передаче государственной и коммунальной собственности”.
Переход права собственности из
коммунальной в частную осуществляется
либо путем продажи, либо путем приватизации
конкретного объекта. При этом простая
продажа менее выгодна местным громадам
по следующей причине – в случае простой
продажи местный совет, как полномочный
представитель местной громады, будет
обязан уплатить 20 % НДС от стоимости проданного
имущества. В то же время средства, полученные
от приватизации не облагаются НДС. Именно
этот факт приводит к тому, что местные
советы более заинтересованы в проведении
процесса приватизации нежели в простой
продаже имущества находящегося в их собственности.
Приватизация объектов коммунальной
собственности осуществляется в
рамках нормативно-правовой базы, регулирующей
приватизацию государственного имущества,
с учетом особенностей, изложенных
в Законе Украины “О местном самоуправлении”.
Основная особенность – решение
о приватизации конкретного объекта,
о порядке и способе