Комплекс социально-культурных отраслей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:39, реферат

Описание работы

Социально-культурный комплекс – совокупность видов деятельности, назначение которых – оказание населению социально-значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания.

Файлы: 1 файл

Комплекс социально культурных отраслей.docx

— 26.33 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФРАНЦИСКА  СКОРИНЫ

 

Кафедра мировой экономики  и экономики управления

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Комплекс социально-культурных отраслей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили студенты

экономического факультета

группы МЭ-31

Коновалова А.Д.

Чернолецкая Е.Б.

Разуменко Я.А.

Проверил преподаватель

Фадина Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 год

Социально-культурный комплекс – совокупность видов деятельности, назначение которых – оказание населению социально-значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания. 

В динамике расходов государства  на социально-культурный комплекс отражаются следующие процессы:  расширение социальной роли государства,  сокращение государственных субсидий производству, преобразование организаций социально-культурного  комплекса в самостоятельные  структуры коммерческого характера.

Объем инвестиций, использованных на здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, образование, культуру и искусство в 2009 году составил 6,8% к общему объему инвестиций, из них 4,4% - в здравоохранение.

В системе здравоохранения проводится масштабная работа по внедрению социальных стандартов обслуживания населения: норматив бюджетных расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, санитарно-техническое обеспечение жителей (например, обеспеченность врачами общей практики, обеспеченность аптеками государственной формы собственности и т.д.)  Кроме Программы стандартизации в стране действует Программа развития высокотехнологичных видов медицинской помощи (В 2011 году в РБ провели 241 органную трансплантацию. В том числе пересадили 175 почек, 43 – печени и 21 сердце. проведены  более 10 тыс. кардиохирургических операций).

Доля отечественных лекарственных  средств в общем объеме закупок  по итогам 2010 г. составляет 23%, а импортных -77%. К 2015 г. планируется увеличить долю отечественных производителей на внутреннем рынке до 50%, а экспорт увеличить в 3,7- 4 раза. Похожие задачи определили для себя Россия и Казахстан – наши партнеры по ЕЭП. Разница в том,  на территории Росси уже сейчас действуют более десятка крупных мировых фармацевтических концернов. Российские эксперты с некоторых пор даже перестали оперировать понятием «отечественный производитель», используя слово «локальный».

В стране функционируют 2 223 врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений (2011 г.), Число больничных организаций (единиц) – 661. Число больничных коек  – 108,2 тыс.

В здравоохранении на конец 2011 года было 52,1 тыс. врачей и 121,9 тыс. человек среднего медицинского персонала.

В комплексе лечебно-оздоровительных  и профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека, особое место занимает санаторно-курортное  лечение. Оно рассматривается как ведущая часть системы медицинской реабилитации и при ее эффективности позволяет в 2 – 6 раз снизить число обострений заболеваний как у взрослых, так и у детей. Число санаторно-курортных и оздоровительных организаций (единиц) – 421.

Задачи в области здравоохранения:

- финансовая устойчивость  и платежеспособность организаций;

- создание многоуровневой  структуры  специализированной  медицинской помощи;

- расширить привлечение  внебюджетных средств и инвестиций;

- увеличить экспорт высокотехнологичных  медицинских услуг.

В области культуры в настоящем так же проводится значительная работа по внедрению стандартов: объем бюджетного финансирования в расчете на 1-ого жителя, объем платных услуг в расчете на 1-ого жителя и т. п.

Отмечается уменьшение объемов  инвестирования – 78,3%  уровня 2010 года. Экспорт услуг культуры за 2011 год составил более 3 млн.дол. США, что почти в 3 раза больше планируемого.

Государственное финансирование культуры направлено на сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей.      

Благодаря бюджетному финансированию сохранена  и развивается сеть культурных организаций. В настоящее время в республике функционируют 27 театров, 13 концертных организаций, в том числе 6 филармоний, 2 цирка, 4245 библиотек, 3960 учреждений клубного типа, в которых действуют 18495 кружков и коллективов художественной самодеятельности по интересам, 153 музея, 2461 киноустановка.      

Кроме того, оказывается значительная финансовая поддержка в реализации творческих и культурологических проектов.      

Созданы и функционируют: фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и  искусства, специальный фонд по поддержке  талантливой молодежи.      

Государственное целевое финансирование крупных  культурных акций и проектов позволяет обеспечивать проведение общественно-политических мероприятий, которые поднимают престиж государства: международного фестиваля «Славянский базар» в Витебске, международного фестиваля «Золотой шлягер» и др.

Задачи в области культуры:

- развивать рыночные принципы  создания и реализации услуг;

- расширять подготовку  менеджеров, особенно в области  шоу-бизнеса. 

- укреплять МТБ учреждений  культуры;

- пропагандировать достижения  белорусского искусства;

В декабре 2010г. Принята Государственная  программа «Культура Беларуси на 2011- 2015 годы»

Для сферы образования так же актуально внедрение стандартов.

В Беларуси 3707 учреждений общего среднего образования (показатель 2011г.), в которых обучаются более 938 тысяч человек; 220 учреждений среднего специального образования, в которых обучаются более 162 тысяч человек; 55 ВУЗов, обучаются более 445 тыс. чел.

      Основным  источником финансирования учреждения  образования является государственный  бюджет. Анализ динамики расходов  на образование показывает достаточно  высокий и стабильный уровень  его финансового обеспечения  из государственного бюджета  относительно валового внутреннего  продукта. Законом «Об образовании»  предусмотрен объем финансирования 10% от ВВП, что планируется достигнуть  к 2020 году.

Дополнительное  финансирование государственных учреждений образования  может осуществляться за счет полученных доходов от платных  образовательных  услуг, производственной и научной  деятельности, гуманитарной помощи, а  также в виде имущества  и денежных средств, полученных от благотворителей  и меценатов. Сюда относятся и  средства, выделяемые базовыми шефствующими предприятиями, попечительскими советами, спонсорами.

Задачи в области образования:

-увеличить долю бюджетных мест на дневных отделениях вузов и ссузов по востребованным на рынке труда специальностям;

-обеспечить доступность образовательного кредита для студентов из малообеспеченных семей путем снижения процента по кредиту до 5%;

- продление срока погашения  кредита на образование сроком  до 5 лет после окончания государственного  высшего учебного заведения;

- содействие в трудоустройстве  выпускникам;

- переход на новейшие  образовательные технологии;

- техническое переоснащение  образовательных учреждений;

- реформирование содержания  образования;

- обеспечение связи образования  с производством. 

 

Физическая  культура, спорт и туризм. Физкультурно-спортивному  движению придан статус одного из главных  приоритетов политики государства. С физической культурой и спортом тесно взаимосвязан туризм — новая отрасль национальной экономики.

Финансирование  отрасли физическая культура и спорт  осуществляется из бюджета. Но существуют и другие источники финансирования - внебюджетное финансирование. Основными  источниками поступления внебюджетных средств являются такие виды деятельности, как оказание платных спортивно-оздоровительных услуг, сдача в аренду помещений и спортивных сооружений, а также спонсорская помощь; растет количество занятых (преподавателей, тренеров и др.).

Физическая  культура как социальный институт включает следующие формы: базовую, спортивную, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабилитационную, рекреационную.

Число физкультурно-спортивных учреждений на конец 2011 года – 26.602, в которых занято 1719,3 тысяч человек.

Особое  внимание уделяется физическому  воспитанию подрастающего поколения  в системе образования. Дальнейшее развитие получила организация физкультурной и спортивно-массовой работы на предприятиях, в организациях и учреждениях.

В системе Министерства спорта и туризма работают 6 областных учебно-методических центров физического воспитания населения, более 100 городских и районных физкультурно-спортивных клубов, центров физкультурно-оздоровительной работы и более 700 клубов по спортивным интересам, в которых систематически занимаются физической культурой около 1 млн человек, или 10 % населения страны (в том числе в учебных заведениях всех типов — 560 тыс., на предприятиях и в организациях — 250 тыс., по месту жительства — 187 тыс.).      

На  современном этапе в тесной взаимосвязи с физической культурой и спортом развивается туризм — крупная межотраслевая система, которая обеспечивает отдых и оздоровление людей, а также является потенциальным источником доходов государственного бюджета (отрасль работает с прибылью).       

Туристские  услуги в Республике Беларусь оказывают  более 350 туристских организаций, из них 13 — государственной формы собственности. Анализ направлений деятельности туристских фирм показывает, что практически 95 % из них работают на внешний рынок. Сохраняется тенденция преобладания выездного туризма над въездным.       

Материально-техническая  база отрасли «Физическая культура и спорт» включает 227 стадионов, 29 спортивных манежей, 237 плавательных бассейнов, 4813 спортивных залов, более 700 мини-бассейнов в детских дошкольных учреждениях, около 1,4 тыс. стрелковых тиров, более 9,5 тыс. открытых спортивных площадок, а также базы олимпийской подготовки, дворцы спорта, тенниса, ледовые дворцы многофункционального назначения.

 

Социальное  обслуживание – деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого- педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на  принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.

В любом обществе есть люди, которые испытывают трудности в  обслуживании самих себя или не способны это делать и поэтому нуждаются  в помощи со стороны других лиц. К категориям людей, нуждающихся в такой социальной помощи (обслуживании), относятся: дети, люди преклонного возраста, инвалиды, Тяжелобольные, бездомные, люди, находящиеся в состоянии сильной депрессии.

Различные виды социального  обслуживания можно разделить на три большие группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.

Под социальным уходом понимается деятельность, направленная на удовлетворение повседневных потребностей, связанных с воспроизводством жизнедеятельности людей, которые ограничены в возможности самостоятельного удовлетворения этих потребностей вследствие возраста, врожденных физических или умственных недостатков, заболеваний и травм. Такая деятельность осуществляется на дому, в стационарных условиях или стационарах дневного пребывания.

Социальная реабилитация включает экстренную психотерапевтическую помощь (телефоны доверия), психологические консультации, социально-психологический тренинг, а также содействие в получении юридических консультаций, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве. Эти услуги предоставляются в организациях социального обслуживания, а гражданам пожилого возраста и инвалидам — на дому.

Социальный приют —  это организация проживания, воспитания (обучения), содержания и обеспечения всем необходимым детей-сирот, безнадзорных детей, оставшихся без опеки и попечительства, а также предоставление помещений для длительного или кратковременного пребывания людям, не имеющим крова.

Целями социального обслуживания являются:

• оказание содействия гражданам  в преодолении трудных жизненных  ситуаций, которые они не в состоянии  разрешить при помощи собственных  средств и имеющихся возможностей;

• прогнозирование и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций;

• активизация собственных  усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.

Ведущие позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, оно активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления. На региональном уровне функции управления в области социального обслуживания выполняют местные исполнительные и распорядительные органы.

Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает:

Информация о работе Комплекс социально-культурных отраслей