Комплексный подход к подготовке конкурентоспособного специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 15:26, доклад

Описание работы

Рыночная экономика требует коренных изменений и в содержании обучения, и в формах, методах подготовки специалистов высшей квалификаций. Только в совместном поиске, скоординированными усилиями можно найти оптимальный вариант высокоэффективного управления системой образования и преодолеть те трудности, с которыми сталкиваются сейчас вузы.

Файлы: 1 файл

Коплексный подход.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

 

 

Рыночная экономика требует коренных изменений и в содержании обучения, и в формах, методах подготовки специалистов высшей квалификаций. Только в совместном поиске, скоординированными усилиями можно найти оптимальный вариант высокоэффективного управления системой образования и преодолеть те трудности, с  которыми сталкиваются сейчас вузы.

Новая концепция образования - не компания, а долговременный, рассчитанный на долгосрочный период процесс. В предыдущие периоды истории, когда общественное производство имело достаточно стабильный характер, содержание и структура образования мало менялись на протяжении жизни нескольких поколений. Сегодня возникает необходимость постоянного обновления знаний и умений каждого работника. Поэтому цель реформы – определение стратегических приоритетов в развитии для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества.

Реформирование системы образования направлено на подготовку кадров в количестве и качестве, требуемом на рынке труда в соответствии с социально-экономическими потребностями страны. В современных условиях формируются новые требования к специалистам. Конкурентоспособный специалист должен обладать:

- интеллектуальными (или  академическими) знаниями, необходимыми  для 

              диагностики и анализа, инновации  и умения учиться;

- социальными и межличностными  умениями, включающими

   коммуникационные  умения, решение проблем, умение  работать в группе и

              адаптированность, положительное отношение  и поведение, способность 

              принимать и распределять ответственность;

- деловыми и предпринимательскими  навыками, которые включают

               развитие предприимчивого отношения  к работе, инноватику, способность

               определить и создать возможности, умение принять риск на себя,

               понимание деловых операций, включая  самозанятость;

- и, наконец, многообразными техническими умениями.

     Знания, в частности, экономические, становятся ключевым фактором конкурентоспособности, которая связана со способностью личности адаптироваться к изменениям, способностью объединить различные знания и умением применять их в своей практической деятельности.

В законе об Образовании Республики Казахстан главной задачей системы образования является создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижение науки и практики.

Время, в котором мы живем, требует, чтобы образование было развивающим. В этой связи необходимо поднять на новый, более качественный уровень образовательную деятельность учебных заведений и усилить интеграцию теории и практики.

 

Подходы к преподавателю

 

Традиционный подход

Инициативный подход

  1. Удиление основного внимания к содержанию
  2. Преподаватель играет ведущую и доминирующую роль
  3. Эксперты передают знания
  4. Упор на принцип «знать, что»

 

  1. Участники пассивно получают знания

 

  1. Сессии тщательно планируются

 

  1. Цели обучения «спускают сверху»

 

  1. На ошибки смотрят «сверху вниз»

 

  1. Упор на теорию

 

  1. Акцент на предметной (функциональной стороне)
  1. Удиление –основного внимания процессу преподавания
  2. Преподаватель как соратник по обучению, помощник
  3. Участники чувствуют себя полностью причастными к процессу обучения
  4. Упор на принципы «знать, как» и «знать, что»
  5. Знания вырабатываются самими участниками
  6. Сессии строятся на гибкой основе и в соответствии с потребностями
  7. Цели обучения являются предметом переговоров
  8. Из ошибок извлекают уроки
  9. Упор на практическую основу
  10. Акцент на проблемах (мультидисциплинарные вопросы )

 

Среди приоритетных направлений деятельности нашего педагогического коллектива важное место отводится укреплению связей с ведущими предприятиями, фирмами города, области. Реализация целей в этом направлении достигается через использование в лекционном материале преподавателей реальных данных, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.

Стажировки преподавателей, встречи с представителями деловой сферы служат условием для накопления практического учебного материала с одной стороны, а с другой –возможностью для оказания научно-теоретических консультаций, рекомендаций. По материалам стажировок создан фонд практических заданий по предметам «Экономическая политика», «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства», «Решение проблемных ситуаций» и др.

Наш коллектив работает над совершенствованием тематики и содержанием курсовых, дипломных работ, отражающих реальные изменения в экономике и социально-политической жизни общества на основе статистических данных, показателей хозяйственной деятельности действующих предприятий.

В повышении конкурентоспособности специалиста важную роль играет умение им применять достижение науки и передовой практики в своей деятельности, возможность самому проводить научные эксперименты.

Наш опыт вовлечения студентов к научно-исследовательской работе общеизвестен, но, тем не менее, интересен. Мы преследуем сразу главную цель - подготовку дипломной работы, как завершающего этапа вузовской подготовки специалистов.

Дипломная работа - одна из форм завершения обучения в университете. В ней студент должен показать уровень общенаучной и специальной подготовки и умение применять полученные теоретические знания в условиях рыночной экономики, пользоваться методикой экономических исследований, анализировать и обобщать накопленные материалы исследований, делать правильные выводы, разрабатывать предложения по повышению эффективности (прибыльности) предпринимательской деятельности, четко и грамотно излагать свои мысли.

Чтобы определить, так называемую научную пригодность студента начинаем его привлекать к кружковой работе на кафедре, даем задания на подготовку рефератов и как итоговый результат – студент выступает на студенческой конференции с докладом по избранной теме. И уже в ходе подготовки доклада студент перерабатывает массу научной литературы по совету наставника и по своей инициативе самостоятельно. И здесь на первом этапе выявляются первые контуры его научных интересов. Немалую роль  в этом процессе могут сыграть различные научно- методические семинары (спецкурсы), посвященные актуальным проблемам экономики. Эти семинары желательно проводить «фанатикам», т.е. влюбленным в свое научное направление преподавателям.

Второй этап связан с изучением общепрофессиональных дисциплин. Курсовые работы и рефераты по этим дисциплинам должны помочь студенту продолжить научную работу, начатую на первом курсе. Поэтому темы курсовых работ по общепрофессиональным предметам должны как бы углублять и расширять тематику курсовых работ первокурсника. Студент на этом этапе должен увидеть кое-какие контуры прикладного характера своих научных изысканий. 

Третий этап связан с изучением специальных дисциплин. Курсовые работы (проекты) по этим дисциплинам должны носить прикладной характер. Желательно чтобы работа состояла из трех частей: первая – теоретическая, подготовленная по общетеоретическим дисциплинам, вторая – по общепрофессиональным и третья – по специальным. Практически такая курсовая работа в миниатюре напоминает дипломную работу. Поэтому насыщение и расширение этой работы позволит подготовить хорошую дипломную работу: итог – защита дипломной работы, одна или две научные статьи в трудах вуза.

Такая схема и этапы «сопровождения» студента от первой курсовой до дипломной работы.

Преподаватели экономических дисциплин участвуют в «Бизнес-форуме» и других мероприятиях организованные предпринимателями Западно-Казахстанского региона, области и ближнего зарубежья, на которых представляют свои доклады по актуальным проблемам экономики, менеджмента и маркетинга.

Не последнюю роль в становлении конкурентоспособного специалиста играет место и проблемы наставничества, время учебных и производственных практик. Задачами учебной и производственной практик являются создание условий для проявления и применения студентами теоретических знаний на практике. Производственная практика студентов ежегодно организуется на таких предприятиях как налоговый комитет, казначейство, банковские учреждения, различные фирмы, областное управление по статистике и анализу и др. Результатами производственных практик довольны как сами студенты, так и руководители-наставники от производства.

Вместе с основной задачей подготовки высококвалифицированных кадров для современной рыночной экономики университет занимается оказанием практической помощи предприятиям малого и среднего бизнеса.

Считаем стратегической задачей развития образовательного комплекса университета стать академическим центром подготовки элиты для сферы управления и науки, способной генерировать и реализовывать новые идеи, быть конкурентоспобными профессионалами высокого класса.

Пути решения: сочетание фундаментального образования с глубокими специальными знаниями в смежных областях науки и производства.

Средства решения: обеспечение системности образовательных и обучающих программ, основанных на информационной технологии и индивидуализации обучения. 

  

 

 


Информация о работе Комплексный подход к подготовке конкурентоспособного специалиста