Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 15:26, доклад
Рыночная экономика требует коренных изменений и в содержании обучения, и в формах, методах подготовки специалистов высшей квалификаций. Только в совместном поиске, скоординированными усилиями можно найти оптимальный вариант высокоэффективного управления системой образования и преодолеть те трудности, с которыми сталкиваются сейчас вузы.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Рыночная экономика требует коренных изменений и в содержании обучения, и в формах, методах подготовки специалистов высшей квалификаций. Только в совместном поиске, скоординированными усилиями можно найти оптимальный вариант высокоэффективного управления системой образования и преодолеть те трудности, с которыми сталкиваются сейчас вузы.
Новая концепция образования - не компания, а долговременный, рассчитанный на долгосрочный период процесс. В предыдущие периоды истории, когда общественное производство имело достаточно стабильный характер, содержание и структура образования мало менялись на протяжении жизни нескольких поколений. Сегодня возникает необходимость постоянного обновления знаний и умений каждого работника. Поэтому цель реформы – определение стратегических приоритетов в развитии для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества.
Реформирование системы образования направлено на подготовку кадров в количестве и качестве, требуемом на рынке труда в соответствии с социально-экономическими потребностями страны. В современных условиях формируются новые требования к специалистам. Конкурентоспособный специалист должен обладать:
- интеллектуальными (или академическими) знаниями, необходимыми для
диагностики и анализа, инновации и умения учиться;
- социальными и межличностными умениями, включающими
коммуникационные умения, решение проблем, умение работать в группе и
адаптированность, положительное отношение и поведение, способность
принимать и распределять
- деловыми и
развитие предприимчивого
определить и создать
понимание деловых операций, включая самозанятость;
- и, наконец, многообразными техническими умениями.
Знания, в частности, экономические, становятся ключевым фактором конкурентоспособности, которая связана со способностью личности адаптироваться к изменениям, способностью объединить различные знания и умением применять их в своей практической деятельности.
В законе об Образовании Республики Казахстан главной задачей системы образования является создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижение науки и практики.
Время, в котором мы живем, требует, чтобы образование было развивающим. В этой связи необходимо поднять на новый, более качественный уровень образовательную деятельность учебных заведений и усилить интеграцию теории и практики.
Подходы к преподавателю
Традиционный подход |
Инициативный подход |
|
|
Среди приоритетных направлений деятельности нашего педагогического коллектива важное место отводится укреплению связей с ведущими предприятиями, фирмами города, области. Реализация целей в этом направлении достигается через использование в лекционном материале преподавателей реальных данных, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.
Стажировки преподавателей, встречи с представителями деловой сферы служат условием для накопления практического учебного материала с одной стороны, а с другой –возможностью для оказания научно-теоретических консультаций, рекомендаций. По материалам стажировок создан фонд практических заданий по предметам «Экономическая политика», «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства», «Решение проблемных ситуаций» и др.
Наш коллектив работает над совершенствованием тематики и содержанием курсовых, дипломных работ, отражающих реальные изменения в экономике и социально-политической жизни общества на основе статистических данных, показателей хозяйственной деятельности действующих предприятий.
В повышении конкурентоспособности специалиста важную роль играет умение им применять достижение науки и передовой практики в своей деятельности, возможность самому проводить научные эксперименты.
Наш опыт вовлечения студентов к научно-исследовательской работе общеизвестен, но, тем не менее, интересен. Мы преследуем сразу главную цель - подготовку дипломной работы, как завершающего этапа вузовской подготовки специалистов.
Дипломная работа - одна из форм завершения обучения в университете. В ней студент должен показать уровень общенаучной и специальной подготовки и умение применять полученные теоретические знания в условиях рыночной экономики, пользоваться методикой экономических исследований, анализировать и обобщать накопленные материалы исследований, делать правильные выводы, разрабатывать предложения по повышению эффективности (прибыльности) предпринимательской деятельности, четко и грамотно излагать свои мысли.
Чтобы определить, так называемую научную пригодность студента начинаем его привлекать к кружковой работе на кафедре, даем задания на подготовку рефератов и как итоговый результат – студент выступает на студенческой конференции с докладом по избранной теме. И уже в ходе подготовки доклада студент перерабатывает массу научной литературы по совету наставника и по своей инициативе самостоятельно. И здесь на первом этапе выявляются первые контуры его научных интересов. Немалую роль в этом процессе могут сыграть различные научно- методические семинары (спецкурсы), посвященные актуальным проблемам экономики. Эти семинары желательно проводить «фанатикам», т.е. влюбленным в свое научное направление преподавателям.
Второй этап связан с изучением общепрофессиональных дисциплин. Курсовые работы и рефераты по этим дисциплинам должны помочь студенту продолжить научную работу, начатую на первом курсе. Поэтому темы курсовых работ по общепрофессиональным предметам должны как бы углублять и расширять тематику курсовых работ первокурсника. Студент на этом этапе должен увидеть кое-какие контуры прикладного характера своих научных изысканий.
Третий этап связан с изучением специальных дисциплин. Курсовые работы (проекты) по этим дисциплинам должны носить прикладной характер. Желательно чтобы работа состояла из трех частей: первая – теоретическая, подготовленная по общетеоретическим дисциплинам, вторая – по общепрофессиональным и третья – по специальным. Практически такая курсовая работа в миниатюре напоминает дипломную работу. Поэтому насыщение и расширение этой работы позволит подготовить хорошую дипломную работу: итог – защита дипломной работы, одна или две научные статьи в трудах вуза.
Такая схема и этапы «сопровождения» студента от первой курсовой до дипломной работы.
Преподаватели экономических дисциплин участвуют в «Бизнес-форуме» и других мероприятиях организованные предпринимателями Западно-Казахстанского региона, области и ближнего зарубежья, на которых представляют свои доклады по актуальным проблемам экономики, менеджмента и маркетинга.
Не последнюю роль в становлении конкурентоспособного специалиста играет место и проблемы наставничества, время учебных и производственных практик. Задачами учебной и производственной практик являются создание условий для проявления и применения студентами теоретических знаний на практике. Производственная практика студентов ежегодно организуется на таких предприятиях как налоговый комитет, казначейство, банковские учреждения, различные фирмы, областное управление по статистике и анализу и др. Результатами производственных практик довольны как сами студенты, так и руководители-наставники от производства.
Вместе с основной задачей подготовки высококвалифицированных кадров для современной рыночной экономики университет занимается оказанием практической помощи предприятиям малого и среднего бизнеса.
Считаем стратегической задачей развития образовательного комплекса университета стать академическим центром подготовки элиты для сферы управления и науки, способной генерировать и реализовывать новые идеи, быть конкурентоспобными профессионалами высокого класса.
Пути решения: сочетание фундаментального образования с глубокими специальными знаниями в смежных областях науки и производства.
Средства решения: обеспечение системности образовательных и обучающих программ, основанных на информационной технологии и индивидуализации обучения.
Информация о работе Комплексный подход к подготовке конкурентоспособного специалиста