Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:11, реферат
Возникновение теории, берущей за основу ценности не затраты труда, а полезность, трактуется как «маржиналистская революция». Маржинализм в качестве самостоятельного течения экономической мысли оформился во 2-й половине ХIХ в., что было вызвано объективными факторами. Конец XIX в. стал временем бурного экономического развития стран Западной Европы и США, что явилось следствием завершившегося промышленного переворота. Наиболее развитые державы вошли в период промышленного капитализма и свободной конкуренции. Мощное развитие рыночных отношений как внутри стран, так и между ними, обусловленное углублением процесса разделения труда, обострило внимание современников к ценообразованию, роли денег, законам поведения субъектов рынка и т.п.
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ МАРЖИНАЛИЗМА 3
2. КОНЦЕПЦИЯ МАРЖИНАЛИЗМА 5
3. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА 8
4. КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА 16
5. АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА 22
6. ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА МАРЖИНАЛИЗМА 27
6. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 27
6. 2. МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Л. ВАЛЬРАСА 28
6. 3. КОНЦЕПЦИЯ КРУГООБОРОТА Л. ВАЛЬРАСА 28
6. 4. МОДЕЛЬ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ Л. ВАЛЬРАСА 29
6. 5. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ ЛОЗАННСКОЙ ШКОЛЫ В. ПАРЕТО 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Свой анализ Л.Вальрас
начинает с классификации благ. Среди
благ, составляющих общественное богатство,
можно выделить капитальные и
скоротечные [fongible] блага. Первые используются более
одного раза, тогда как вторые - только
один раз. Капитальные блага состоят из
земли, личных способностей и собственно
капитала. Скоротечные блага делятся на
предметы потребления и сырые материалы.
Предметы потребления имеют непосредственную
полезность, в то время как капитальные
блага и сырье - косвенную. Каждое благо
оказывает человеку услуги: потребительские
блага - потребительские услуги, капитал
и сырье - производительные услуги.
В обществе существуют четыре класса:
землевладельцы, работники, капиталисты
и предприниматели. Первые три класса
владеют капитальными благами. Функция
предпринимателей состоит в том, чтобы
объединять различные капитальные блага
в разных сочетаниях с тем, чтобы с помощью
их производительных услуг создавать
новые блага в сельском хозяйстве, промышленности
и торговле [1].
Таким образом, мы можем выделить два разных рынка: рынок услуг (ресурсов, капитальных благ) и рынок продуктов (конечных благ). На первом землевладельцы, работники и капиталисты продают предпринимателям свои производительные услуги. На втором предприниматели продают землевладельцам, работникам и капиталистам конечные блага.
Общее равновесие предполагает установление равновесия в обмене и производстве. Равновесие в обмене означает, что эффективный (фактический) спрос на производительные услуги (продукты) равен эффективному предложению производительных услуг (продуктов). Равновесие в производстве означает, что цена каждого продукта равна издержкам на его изготовление, включающим в себя и нормальную прибыль как вознаграждение за капитал.
Подобное состояние равновесия в производстве и обмене представляет собой случай идеальный, а не реальный. Никогда не бывает такого, чтобы продажная цена продукта абсолютно точно равнялась издержкам на производство этого блага, так же как не имеет места точное соответствие эффективного спроса эффективному предложению. Но такое состояние можно назвать нормальным в том смысле, что экономика, действующая в условиях абсолютно свободной конкуренции, стремится к нему. В такой ситуации, если цена продукта превышает издержки его изготовления, предприниматели получают сверхприбыль и начинают расширять производство. Если же цена продукта ниже издержек его изготовления, предприниматели несут убытки и начинают сокращать выпуск. В результате изменяются цены конечных благ и устанавливается общее равновесие [6].
Каким же образом устанавливается
общее экономическое
Di=Di(P1,...,Pn-1);(1)
Si=Si(P1,...,Pn-1).(2)
Общее экономическое равновесие означает, что спрос и предложение на каждом рынке равны, т. е. количество блага, выставленное на продажу, равно количеству блага, которое желают приобрести покупатели. Равенство этих количеств обеспечивается благодаря относительной цене блага. Равновесная цена устанавливается в модели Вальраса в ходе так называемого процесса «нащупывания» [tatonnement]. На рынке действует особое лицо - аукционщик, - которое наблюдает за ходом дел в экономике и выкрикивает относительные цены на блага. Потом участники обмена сообщают аукционщику, какое количество того или иного блага они хотели бы продать или купить при данных ценах. Если при этом спрос не равен предложению (имеется избыток спроса (Di > Si) или избыток предложения (Di < Si), аукционщик назначает новые цены. Причем здесь действует следующее правило: если был избыток спроса, - цена повышается, если избыток предложения, - цена понижается. Обмен состоится только тогда, когда набор относительных цен, объявленный аукционщиком, окажется равновесным. Математически, чтобы найти этот набор, состоящий из n-1 цены, необходимо решить n-1 уравнение (цена n-го блага - денег - задана):
Di(P1,...,Pn-1)=Si(P1,...,Pn-
Количество уравнений
здесь равно количеству неизвестных,
а потому данная система будет
иметь единственное решение, т. е. равновесный
набор относительных цен
SPiDiєSPiSi, (4)
который гласит, что ценность совокупного спроса равна ценности совокупного предложения. Иными словами, сумма избыточного спроса и предложения на всех рынках должна всегда равняться нулю. Следовательно, если n-1 находится в равновесии (т. е. ни на одном из них нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения), то n-й рынок также должен быть в равновесии. Таким образом, закон Вальраса отнюдь не предполагает, что экономика всегда находится в равновесии, т. е. на всех рынках отсутствует избыток спроса или предложения. Просто на уровне всего народного хозяйства все эти избытки в ценностном выражении «взаимопогашаются» [1].
Как видно из модели общего равновесия, деньги играют в ней пассивную роль счетной единицы (меры ценности), в которой выражается ценность остальных благ. Здесь необходимо различать относительные и абсолютные цены. Относительная цена есть цена одного блага, отнесенная к цене другого блага. Абсолютная цена есть цена денег (Pn), или общий уровень цен. Хозяйствующих субъектов интересуют только относительные цены. Так, если я продавец ткани, то падение относительной цены продаваемого мною блага по отношению, скажем, к хлебу (независимо от того, чем это было вызвано: выросла ли цена хлеба, или упала цена ткани) означает, что, продав прежнее количество ткани, я смогу купить лишь меньшее количество хлеба. Абсолютная цена зависит от количества денег в обращении. Изменение денежной массы приводит к пропорциональному изменению абсолютного уровня цен. Так, если количество денег утроилось, то и абсолютные цены должны утроиться: цена каждого блага утраивается, и относительные цены остаются неизменными. Как следствие, изменение денежной массы не влечет за собой изменения реальных величин (спрашиваемых и предлагаемых количеств благ).
Таким образом, подход Л. Вальраса к процессу ценообразования базировался в значительной мере на идеях О. А. Курно отличался от подхода Г. Г. Госсена - У. С. Джевонса - Ф. И. Эджуорта, отрицавших, что продавцы на рынке сталкиваются с уже «готовой» ценой. Если же Ф. И. Эджуорт при описании рыночного механизма опирался на концепцию перезаключения контрактов, то Л. Вальрас - на концепцию нащупывания. Однако, как и идея «перезаключения», концепция «нащупывания» нереалистична, ведь в рыночной экономике реального мира нет аукционщика, и сделки зачастую осуществляются по неравновесным ценам. Кроме того, ввиду действий аукционщика, в вальрасовской модели общего равновесия покупки и продажи оказываются абсолютно синхронизированными во времени. Поэтому у хозяйствующих субъектов не возникают стимулов к использованию денег в качестве средства обмена и средства сохранения ценности. Тем самым, с помощью модели Л. Вальраса невозможно объяснить существование денег в рыночной экономике.
Заслуга дальнейшего развития учения лозаннской школы принадлежит В. Парето, справедливо рассматриваемого в качестве одного из непосредственных создателей неоклассической парадигмы экономического анализа.
Прежде всего, В. Парето попытался избавить экономическую науку от чрезмерной субъективности и психологизма, и в частности, от идеи ценности, базирующейся на количественном измерении полезности. Он предложил заменить термин «полезность» понятием «предпочтения» или «выгодности» [ophelimite]. Выгодность - понятие относительное: его можно использовать при сравнении двух или нескольких благ, а точнее, их наборов, отметив, что один набор благ выгоднее или предпочтительнее другого. Непосредственного измерения или соизмерения полезности при этом не требуется.
Для формализованного анализа выгодности наборов благ В. Парето воспользовался инструментарием кривых безразличия, впервые предложенного Ф. И. Эджуортом. Но если же последний применял его для определения равновесной цены в ходе функционирования рыночного хозяйства, то В. Парето использовал этот инструмент для анализа исследования определения оптимума потребления. Другое различие в применении данного нструментария между Ф. И. Эджуортом и В. Парето заключалось в том, что последний оперировал не кривыми на плоскости, а поверхностью в трехмерном пространстве. В рамках его подхода взаимное пересечение поверхностей безразличия давало «тропинки» оптимального восхождения от одного уровня предпочтений к другому с минимальной тягостью. Естественно, В. Парето также занимался развитием модели общего равновесия своего старшего коллеги по лозаннской школе. В частности, он выделил пять необходимых и достаточных условий для достижения общего равновесия в рыночной экономике[6].
1) Взвешенные по ценам предпочтения равны для всех товаров.
2) Доходы и расходы
каждого из хозяйствующих
3) Переход от неравновесного состояния к равновесному не требует изменений в объемах предложения благ.
4) Цены готовых продуктов равны издержкам их производства.
5) Производительные блага полностью используются в процессе производства.
Наконец, В. Парето внес огромный вклад в нормативную теорию оптимального размещения ресурсов (т.е., по терминологии Л. Вальраса, в прикладную теорию). Им был сформулирован знаменитый критерий оптимальности размещения ресурсов, известный под названием «Парето-оптимум» или «оптимум по Парето». Согласно этому критерию, размещение ресурсов является оптимальным с общественной точки зрения, если посредством производства и обмена товаров и услуг нельзя увеличить благосостояние хотя бы одного хозяйствующего субъекта без уменьшения благосостояния какого-либо другого субъекта. При несоблюдении этого требования возможности оптимального размещения ресурсов еще не полностью использованы, и можно увеличить благосостояние хотя бы одного субъекта без причинения ущерба всем остальным [6].
Список литературы
1. Вальрас Л. «Элементы чистой политической экономии» [«Elements d’economie politique pure»] (1874);
2. Парето В. «Учебник политической экономии» [«Manuale di economia politica»] (1906).
3. Экономическая теория
(политэкономия): Учебник. Под общей
редакцией академика В.И.
4. Современные экономические теор
5. Экономика. П.Э.Самуэльсон, В.Д.Нордхаус. Издательский дом «Вильямс», 2000.
6. www.ie.boom.ru