Концепция мультипликатора Кейнса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 20:12, реферат

Описание работы

Наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора, означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций». В специфичной разгадке механизма этого «эффекта» заключается ответ на вопрос, почему в научных изысканиях Дж. М. Кейнса столь много внимания уделено концепции мультипликатора, которую, по его словам, ввел в экономическую теорию еще в 1931 г. Р.Ф. Кан.

Файлы: 1 файл

skh_dlya_reg_ekonomiki_2 (1).docx

— 83.12 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Концепция мультипликатора Кейнса.

Наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора, означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций». В специфичной разгадке механизма этого «эффекта» заключается ответ на вопрос, почему в научных изысканиях Дж. М. Кейнса столь много внимания уделено концепции мультипликатора, которую, по его словам, ввел в экономическую теорию еще в 1931 г. Р.Ф. Кан.

Однако, характеризуя «мультипликатор занятости» Р.Ф. Кана как показатель, позволяющий измерять «отношение между увеличением совокупной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями», рекомендуемый собственный коэффициент Дж. М. Кейнс назвал «мультипликатором инвестиций», который в отличие от мультипликатора Р.Ф. Кана характеризует положение о том, что «когда, происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в К раз превосходит прирост инвестиций». Причина такого положения, подчеркивает Дж. М. Кейнс, заключается в постоянно упоминаемом им же «психологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть».

Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой». Но, по его убеждению, «хотя в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятость окажется много сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции».

Итак, теоретическая суть эффекта мультипликатора действительно достаточно проста.

Процент, по Кейнсу, представляет собой автономный «монетарный феномен».

Процент – это не цена сбережений. Они делаются лишь тогда, когда потребности удовлетворены. Поэтому повышение процентной ставки не стимулирует роста сбережений.

По мнению Кейнса, процент – это та цена, которую платят за отказ от ликвидности.

Уровень процентной ставки определяется в зависимости от предложения и спроса на деньги или денежные остатки (сбережения в денежной форме).

Спрос на деньги регулируется законом предпочтения ликвидности. Желание иметь при себе наличность Кейнс называл «предпочтением ликвидности». То есть предпочтение ликвидности – это стремление сохранять сбережения в денежной форме как наиболее ликвидной, чтобы иметь возможность в удобный момент обратить их в выгодные инвестиции.

Отказ от ликвидности рассматривается как жертва, требующая компенсации. За отказ от ликвидности владелец денег получает процент. Он выплачивается обладателю денежных средств, предоставляемых им взаймы.

 

Ликвидность – психологический феномен. Неустойчивая конъюнктура усиливает склонность к ликвидности. Для ее преодоления требуется высокий процент, тогда деньги будут обращены в ценные бумаги, депозиты.

Стабильность денежного рынка, напротив, понижает предпочтение ликвидности, а вместе с тем и процентную ставку.

Формирование нормы процента Кейнс рассматривает в качестве связующего звена, посредством которого денежная масса влияет на производство национального дохода.

Итак, в центре концепции Кейнса два положения:

1) совокупный доход больше  спроса и больше потребления;

2) норма прибыли и спрос  на инвестиции зависят от нормы  процента.

Процентная ставка держится на слишком высоком уровне, что ограничивает инвестиции.

Недостаточность совокупного спроса объясняется недостаточностью потребительского спроса и дефицитом инвестиционного спроса.

Поскольку основой экономического роста служит спрос, то его надо стимулировать. Если этого не сделать, то часть дохода застрянет в Форме праздных сбережений, и это обострит проблему реализации низведенной продукции.

Помочь может вмешательство государства. Оно должно повлиять на склонность к потреблению, на предельную эффективность капитала, на норму процента. А через них – на национальный доход и занятость.

Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора (от лат. multiplicator – умножающий). Мультипликатор выражает количественную связь между приростом инвестиций и приростом дохода, усиливает (множит) воздействие инвестиционного спроса на увеличение доходов.

Увеличение инвестиционного спроса неизбежно сопровождается увеличением потребительского спроса, причем в большей степени, чем первого. Рост доходов работников, занятых в инвестиционном секторе, означает увеличение их спроса на потребительские товары. Следовательно, растут выпуск и доходы в отраслях, производящих предметы потребления. В свою очередь это вызывает расширение производства и доходов в «третичном» секторе. Первоначальный «толчок» к расширению производства будет нарастать по принципу цепной связи между отраслями.

Увеличение (в связи с ростом доходов) потребительского спроса в отрасли, куда вложены дополнительные инвестиции, например, в дорожном строительстве, стимулирует выпуск продукции в отраслях, занятых производством предметов потребления для дорожников, т. е. дополнительный выпуск в пищевой, легкой промышленности. У работников этих отраслей также увеличиваются доходы в связи с расширением производства. Отсюда растет и их спрос на соответствующую продукцию. И так процесс подталкивания вторичного, третичного, четвертичного спроса развертывается дальше. Спрос передается (подталкивается) из отрасли в отрасль, но не в нарастающей, а в убывающей прогрессии.

Эффект мультипликации зависит от первоначального «толчка» и доли дохода, выделяемого его получателями на потребление, т. е. от предельной склонности к потреблению. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем выше коэффициент мультипликации.

Величина мультипликации – это не производственный эффект инвестиций, а результат прироста доходов и соответственно спроса в инвестиционных и сопряженных с ними отраслях.

 

На практике (по статистическим данным США и ряда других стран Запада) прирост инвестиций вызывает примерно в 2–2,5 раза больший прирост доходов и потребления.

У Кейнса мультипликатор занятости равен мультипликатору инвестиций.

Величина мультипликатора всегда больше 1.

Мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Чем больше часть дохода, идущая на потребление, тем сильнее действует мультипликатор.

Напротив, мультипликатор и прирост сбережений находятся в обратно пропорциональной зависимости. Мультипликатор – величина, обратная к предельной склонности к сбережению.

Совокупный эффект мультипликатора проявляет себя не мгновенно, а как бы «растягивается» на некоторый период. Эффекты мультипликатора могут наслаиваться и добавляться. В жизни действует многосложный мультипликатор.

Мультипликатор проявляет себя при наличии неиспользованных производственных мощностей и незанятой рабочей силы. Эффект мультипликации обычно имеет место в условиях подъема, а не спада.

Мультипликатор способен не только усиливать, но и сокращать (причем кумулятивно) национальный доход в случае, если инвестиции и инвестиционный спрос падают.

Чем больше потребляемая часть прироста дохода, тем дольше действует мультипликационный эффект.

 

Рассматривая эффект мультипликации, Кейнс имел в виду в первую очередь расходы из государственного бюджета, в том числе и общественные работы. Он иронично замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, чтобы только занять безработных. Например, наполнять старые бутылки банкнотами и закапывать их в землю в бездействующих шахтах, предоставив возможность безработным выкапывать эти банкноты из земли. Это способствовало бы исчезновению безработицы и увеличению как реальных доходов общества, так и его капитального богатства.

Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Если увеличиваются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывет» за границу, увеличится дефицитность платежного баланса.

Инвестиционная деятельность, как известно, наименее стабильна, она сильнее подвержена внешним воздействиям, чем, скажем, сфера потребления. На учете действия мультипликационных связей строится экономическая политика, принимаются решения по регулированию экономической жизни.

 

 

 

 

 

 

Глава2. Инвестирование на развитие сельского-хозяйства РС(Я).

Правила предоставления субсидий, выделяемых Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2016 годы».

Постановлением предоставляются 57 видов субсидий, количество ставок субсидий – 68. Стоит отметить, что количество видов и ставок субсидий сократилось (в 2012 году видов субсидий было 72, ставок  – 82).

  Так, по подпрограмме «Развитие животноводства» будут предоставляться субсидии по следующим направлениям:

1. Поддержка племенного  животноводства;

2. Поддержка птицеводства  на промышленной основе;

3. Поддержка племенных  свиноводческих хозяйств;

4. Поддержка табунного  коневодства;

5. Строительство и модернизацию  животноводческих объектов, совершенствование  технологии производства продукции  животноводства;

6. Страхование сельскохозяйственных  животных.

   Общая сумма субсидий  в этом году составила 697,0 млн.руб.

    На предоставление субсидий по подпрограмме «Развитие растениеводства» предусмотрено 366, 7 млн. рублей:

 1. Поддержание почвенного плодородия;

2. Производство зерна;

3. Поддержка развития  семеноводства;

4. Поддержка производства  комбикормов;

5.Техническая модернизация  основных фондов в отрасли  растениеводства (приобретение техники  и оборудования, строительство, приобретение  хранилищ для картофеля и овощей, строительство изгороди сенокосных  и пахотных угодий);

6. Снижение рисков в  растениеводстве.

На развитие традиционных отраслей Севера в этом году выделено  154,3 млн.руб. Субсидии предоставляются по следующим направлениям:

1. Поддержка северного  оленеводства;

2. Поддержка производства  отрасли оленеводства, товаров народного  промысла;

3. Создание условий устойчивого  развития охотничьего промысла;

4. Организация системы  заготовки, переработки и производства  изделий из кожи и меха;

5. Стимулирование отрасли  звероводства.

    На подпрограмму «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности» предусмотрено – 81,5 млн.рублей по следующим видам субсидий:

1. Техническое перевооружение  и модернизация действующих производств  – приобретение специальной и  специализированной техники, технологического  оборудования для производства  и переработки продукции животноводства, хлебопечения, переработки плодоовощной  продукции (дикорастущих ягод), для  летних ферм (сайылыков).

2. Укрепление материально-технической  базы сбытовой инфраструктуры - приобретение  специальной и специализированной  техники, технологического оборудования  для переработки мясной и рыбной  продукции, механизированных убойных цехов (пунктов).

По развитию рыбохозяйственного комплекса предусмотрены следующие виды поддержки:

1. Промышленный вылов  рыбы;

2. Внеулусная перевозка  рыбы в 2013 году автомобильным  транспортом;

3. Приобретение  судов (в 2011г.);

4. Приобретение рефрижераторных  контейнеров морозильного и холодильного  типов, оборудования шоковой заморозки рыбы (в 2011 г.);

 Общая сумма субсидий – 81,6 млн.руб.

 На подпрограмму «Создание  общих условий функционирования  сельского хозяйства» выделено 23,4 млн.руб. Субсидии предоставляются  по следующим направлениям:

1. На организацию перевозки  кормов;

2. На оплату консультационных  услуг.

3. На проведение кадастровых  работ при оформлении в собственность  используемых земельных участков  из земель сельскохозяйственного назначения.

 Также отдельными приложениями  утверждены Правила предоставления  субсидий на возмещение части  затрат на уплату процентов  по привлеченным кредитам и  займам, порядок отбора получателей  субсидий, возврата субсидий и  форма заявления на участие  в отборе на получение субсидии.

 

Так, на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам и займам, полученным в российских кредитных (некредитных) организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах субсидии предоставляются по следующим направлениям:

1. На уплату процентов  по привлеченным краткосрочным  кредитам и займам по кредитам (займам), полученным на срок до 1 года;

2. На уплату процентов  по привлеченным кредитам и  займам малыми формами хозяйствования  по кредитам (займам), полученным  на срок до 8 лет;

3. На уплату процентов  по привлеченным краткосрочным  кредитам и займам по кредитам (займам), полученным в 2012 - 2013 годах  на срок до 2 лет

Информация о работе Концепция мультипликатора Кейнса