Концессии в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:36, реферат

Описание работы

В мире растет популярность государственно-частного партнерства в форме концессии. Это вызвано не столько модой, сколько тем, что такое партнерство создает существенную добавочную стоимость для обеих сторон.

Файлы: 1 файл

МИРОВОЙ ОПЫТРЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННОГО МЕХАНИЗМА.docx

— 21.49 Кб (Скачать файл)

МИРОВОЙ ОПЫТРЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННОГО МЕХАНИЗМА

В мире растет популярность государственно-частного партнерства  в форме концессии. Это вызвано не столько модой, сколько тем, что такое партнерство создает существенную добавочную стоимость для обеих сторон.

Сейчас уже не требует  доказательства то, что частный капитал  экономически эффективнее государственного. Одно из основных достижений концессии - через нее решаются государственные задачи силами частного капитала. При этом бизнес имеет долгосрочный финансовый интерес, что позволяет ему обеспечить максимальную эффективность решения поставленной государством задачи.

С момента появления концессионный  механизм претерпел существенные изменения: увеличилось количество сфер, вырос  масштаб его реализации. Этот процесс наблюдается не только в развитых странах, где заложены основы концессионных отношений между государством и бизнесом, но и в развивающихся. Весьма яркую картину демонстрирует Китай. Инструмент концессии используется с целью привлечения иностранных инвестиций в экономику.

Исходя из сложившейся  практики, выделим две концессионные  формы: недропользование и инфраструктуру. Принципиальным различием между ними является цель передачи государственной собственности в концессию.

Если в первом случае целью  является изъятие государством природной  ренты, то во втором — привлечение  управленческого опыта частного капитала к созданию и управлению объектами инфраструктуры.

Некоторые экономисты термин концессии ассоциируют с сырьевым сектором. Это связано с тем, что одними из первых концессионных соглашений были проекты, связанные с недропользованием. Практически до середины 1980-х гг. объектами концессий становились газовые и нефтяные месторождения. Однако эта эра завершилась наступлением энергетического кризиса. в 1986 г. Газовым и нефтяным концессиям помогла выжить диверсификация производства через включение добычи других видов сырья. Привлекательными стали проекты, связанные с добычей драгоценных металлов, меди, никеля, угля. Начали развиваться концессионные отношения в обрабатывающей промышленности — нефтепереработке, нефтехимии, металлургии, производстве сжиженного газа.

Механизм концессионной  деятельности в области недропользования прост: государство предоставляет частному сектору право на эксплуатацию определенного участка недр в обмен на концессионную плату. При этом на протяжении нескольких веков наблюдались серьезные диспропорции в правах концедента и концессионера. Широкие полномочия концессионера и символическая концессионная плата позволяли использовать огромные государственные территории, извлекая при этом сверхприбыль.

Изменение порядка использования  государственной собственности пришелся на первую половину XX в., чему способствовали глобальные мировые процессы. Борьба колониальных стран за независимость, а также усиление государственного сектора в странах Запада после Второй мировойвойны, последовавшая после этого национализация концессий и пересмотр условий действующих концессионных проектов привели к формированиюмодели хозяйства с прямым активны м государственным управлением социально-производственной инфраструктурой. К середине 1980-х гг. стало очевидно, что такая форма государственного управления экономическими процессами неэффективна и неэкономична. Более того, наличие государственных монополий шло вразрез с формировавшейся глобальной либеральной концепцией, в соответствии с которой стал сокращаться государственный сектор, а функции управления важнейшими объектами жизнеобеспечения государство стало передавать частному бизнесу. В этом процессе ключевую роль сыграли концессии, механизм которых к тому времени существенно отличался от применявшегося ранее. Государство в качестве участника соглашения из слабой стороны превратилось в управленца, обладающего преимуществом в установлении условий концессионного соглашения с частным инвестором.

С начала 1990-х гг. во многих странах формируется концепция  опоры на негосударственные источники финансирования, что дало новый импульс развитию концессий. Их механизм позволил привлечь частный сектор в отрасли, приватизация которых была невозможна, а также к созданию объектов, для строительства которых не хватало бюджетных средств. Лидером по применению концессионных схем в установлении партнерских отношений государственного и частного секторов стала Западная Европа.

В формировании правовой базы приняли активное участие руководящие  органы Европейского союза. В 1992 г. появилась  первая директива ЕС, в которой были сформулированы основные правила и процедуры по заключению контрактов с частными компаниями в сфере общественных услуг.

Часть вопросов, касающихся государственно-частного партнерства затрагивалась в нормативных актах Европейского союза по либерализации отдельных отраслевых рынков: электроэнергии, газа, железных дорог. Наконец, в 2004 г. была выпущена Зеленая книга по государственно-частному партнерству и законодательству по государственным контрактам и концессиям.

Опираясь на относительно легко адаптируемое законодательство, страны Евросоюза в 1990-х гг. довольно быстро начали формировать институты по управлению и регулированию партнерских отношений власти и бизнеса и приступили к отработке реальных механизмов партнерства: агентств (Великобритания, Ирландия, Нидерланды), акционерных компаний и государственных корпораций (Италия), ассоциаций (Франция).

Многие европейские страны стали использовать концессии сравнительно недавно, однако их опыт имеет важное значение для России. Ирландия начала использовать концессию как инструмент управления государственной собственностью, включив в качестве основного элемента реализации долгосрочной программы развития страны.

Интересен для России и  опыт Норвегии. Сформированный эффективный  механизм регулирования недропользования позволил ей в кратчайшие сроки стать не только крупнейшим экспортером углеводородов, но войти в число стран-лидеров по объему ВВП на душу населения. Основной целью правительства Норвегии стало создание собственной промышленной базы в нефтедобывающей отрасли с опорой на прямые иностранные инвестиции. На начальном этапе реализации этой цели страна не располагала ни подготовленными профессиональными кадрами, ни технологиями нефтедобычи (особенно это касается работ на шельфе). Путем создания государственных компаний в нефтедобыче, которые представляли интересы государства, был обеспечен контроль за ходом выполнения программы. В настоящее время участие государства в инвестиционных проектах осуществляется через компании «Статойл», «Петоро» и «Норск Гидро». Прямое участие государства в инвестиционных проектах традиционно высоко. По мере приватизации данных компаний создаются новые. Инвестиционную привлекательность нефтяной отрасли Норвегии обеспечивают стабильность и определенность специального законодательства. Но государство оставляет за собой право изменять содержащиеся в нем условия. Тем не менее все концессионные соглашения основанына взаимовыгодных условиях, доверии и совпадении интересов участвующих в нем сторон.

Компетенции органов, осуществляющих специальное регулирование нефтяной отрасли в Норвегии, четко разграничены. Свидетельством того, что нефтяному сектору уделяется особое значение в структуре экономики, стало создание в 1978 г. Министерства нефти и энергетики. Оно занимается разработкой концепции развития нефтяного сектора, а также несет ответственность за деятельность всех управляющих органов, занимающихся практической реализацией стратегии, и отчитывающегося перед Парламентом.

Залогом успешной реализации программы является применяемая  эффективная система налогообложения, концепция которой, во-первых, способствует выбору из месторождений труднодобываемых ресурсов; а во-вторых, позволяет извлекать сверхдоходы нефтяных компаний, так как инвестор испытывает налоговую нагрузку в основном на этапе получения прибыли.

Первая концессия в  нефтяной отрасли появилась в 1901 г. в Персии (концессия Д. Арси)

. Месторождения нефти  в рамках этого проекта охватывали  более половины территории современного  Ирака. Это привело к созданию  в 1909 г. Anglo-Persian Oil Company, позднее переименованной в British Petroleum.

В первой половине XX в. платежи  концессионера принимающей стороне  состояли только из роялти — платыза право пользования недрами. Суть концессионного соглашения сводилась к тому, что государство передавало концессионеру это право на условиях риска проведения геологоразведочных работ. Платой за это была фиксированная часть ренты в виде оговоренной доли выручки от реализации произведенной продукции, которую концессионер выплачивал государству. Чистую прибыль концессионера составляла вся остальная выручка. Такая модель концессии рассматривается как традиционная и предполагает предоставление концессионеру широких прав за символическую плату с фактическим отказом концедента от суверенитета в отношении огромных территорий. Этот факт сформировал негативное отношение к самому понятию «концессия», которая долгое время ассоциировалась с хищническим использованием государственной собственности частными компаниями.

Существенные изменения  в концессионном законодательстве (впрочем, как и в действовавших  в то время концессиях большинства  стран) произошли в период освобождения от колониальной зависимости. Баланс интересов концедента и концессионера был восстановлен за счет резкого сокращения прав последнего.

Первая модернизированная  концессия была образованна в 1948 г. в Венесуэле, когда к роялти добавили налог на прибыль концессионера. С этого времени концессионный механизм интенсивно развивался и совершенствовался, особенно в части платежей концессионеров. Распределение доходов зависело от степени риска осуществления инвестиционной деятельности в данной стране. С повышением риска большую долю ренты должен получать инвестор. Сегодня сравнительные уровни такой компенсации повсеместно определяются не представителями государства, а самим рынком — через механизм определения стоимости привлечения заемных средств.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Н.Г.Степанова Мировой опыт концессионного механизма http://economicarggu.ru/2012_3/stepanova.pdf
  2. Конопляник А.А. Реформы в нефтяной отрасли России (налоги, СРП, концессии) и их последствия для инвесторов. - М.: Олита, 2002. - 224 с.: ил.
  3. Конопляник А.А.  Концессии от Д’Арси до Козака — эволюция
  4. Понятий // Нефть и капитал. Сентябрь 2002, №9
  5. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в Европе // Современная Европа. 2005. №6
  6. Попов А.А. Государственное регулирование нефтегазовой отрасли в Норвегии. http://www.meconomy.ru/art.php?nArtId=979
  7. Берлин С.И. Мировая практика финансово-правового регулирования в нефтяной промышленности. http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=3856
  8. Виллисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. 2006, № 7.

Информация о работе Концессии в мире